Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Алексей Кирсанов: «Мы строим уникальный завод — таких в России еще не было»

Топ-менеджер крупного холдинга «Новалекс» рассказал о строительстве уникальной гигафабрики по выпуску литий-ионных батарей в Калининграде

165
Алексей Кирсанов: «Мы строим уникальный завод — таких в России еще не было»
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Россия нуждается в технологическом суверенитете — собственное производство становится ключевым элементом государственной стратегии. Локализовать производство литий-ионных аккумуляторов на всех этапах, от сырья до готовой продукции, должен строящийся в Калининградской области аккумуляторный завод. Батареи настолько необходимы восстанавливающемуся российскому автопрому, что к концу декабря, по словам губернатора Антона Алиханова, завод уже продал продукцию на несколько лет вперед.

Предприятие «Росатома» будет крупнейшим в стране и одним из самых масштабных в мире. Руководит проектом, пожалуй, один из лучших в современной России инженеров, глава калининградского подразделения «Новолекса» Алексей Кирсанов, на счету которого уже больше двух десятков реализованных крупных строек как для дивизиона «Росатома», так и для других государственных заказчиков. В их числе — комплекс Ленинградского, Волоколамского и Алабяно-Балтийского тоннелей в Москве, реконструкция стендовой базы «Роскосмоса», Центральная база конькобежного спорта в Коломне, подземная исследовательская лаборатория «Росатома», и многие другие.

В интервью нашему изданию Алексей Кирсанов рассказал о масштабном калининградском заводе и других крупных проектах, которыми сейчас руководит в России.

«СП»: Алексей, вы более 20 лет возглавляете строительство крупнейших объектов в России. Сейчас под вашим руководством подрядчики «Новолекса» работают над масштабным проектом госкорпорации «Росатом» — это самый крупный в стране завод литий-ионных аккумуляторов. Расскажите об этом уникальном проекте немного подробнее.

— Завод по производству литий-ионных ячеек, модулей, паков в Калининградской области действительно будет самым крупным в России и одним из крупнейших в мире. Сейчас мы ведем монтаж главного технологического корпуса, всего же на площадке будет 18 зданий и сооружений — это почти 100 тысяч квадратных метров производственных и административных площадей, на которых будет установлено самое современное оборудование для полного цикла производства литий-ионных аккумуляторов.

Для России это первый проект в данной сфере альтернативной зеленой энергетики. В основу заложена инновационная технология производства батарей на основе литий-ионных ячеек. Учитывая, что такие батареи необходимы автопрому для производства электромобилей, спрос на продукцию завода будет огромный — недаром «Росатом» планирует реализовать строительство и второй очереди, увеличив мощность предприятия с 4 ГВт•ч в год до 12 ГВт•ч.

«СП»: Ваша высокая квалификация позволила вам взяться за реализацию высокотехнологичного проекта — опыта строительства таких предприятий в стране еще не было. Не страшно быть первопроходцем?

— Напротив — это один из самых интересных моих проектов. Отчасти он реализуется на основе международного сотрудничества: мы ведем партнерскую работу с компаниями из Южной Кореи по изучению и внедрению технологии накопления энергии и независимой энергии на основе литий-ионных технологий. Я руковожу совместной рабочей комиссией, в которую вошли российские инженеры и коллеги из Южной Кореи. Цель этой работы — внедрение опыта, полученного у инженеров Южной Кореи, при строительстве заводов на территории РФ.

«СП»: Соблюдение сроков строительства в нынешних экономических условиях и проблем с логистикой — скорее редкость, чем правило. Как вам удается вести работы точно по графику?

— Вообще без сложностей не обходится ни одна крупная стройка: хаос, как известно, это естественное положение дел на стройплощадке. Однако большую часть проблем можно предотвратить еще на начальной стадии работы, и для этого нужен грамотный подход к менеджменту проектов.

К примеру, на калининградской площадке я внедрил производственную систему «бережливого» строительства, а параллельно решил вопрос менеджмента качества. Экономическая выгода — мы специально подсчитали — в итоге составила порядка 10% от стоимости всего проекта. В частности, сократились сроки выполнения работ, сроки принятия решений со стороны проектных институтов, у нас теперь вообще нет травматизма на производстве, решены вопросы по срокам согласований между многочисленными филиалами и подразделениями самой холдинговой компании «Новолекс», в которой работают тысячи человек. Кроме того, благодаря этой системе были выявлены и решены проблемы с поставщиками и производителями материалов и оборудования, которые ранее могли затягивать сроки изготовления, предлагали сложную логистику и так далее. Теперь все поставки на площадку происходят максимально быстро и надежно, схема отлажена, а это серьезно влияет на финальную стоимость проекта.

«СП»: Такой подход помог вам успешно создать целый ряд уникальных и важных для страны объектов: подземную исследовательскую лабораторию в Красноярском крае, исследовательский реактор на территории федерального производственного объединения «Маяк», пункт захоронения отходов в Новоуральске. На чем основан ваш подход к менеджменту подобных проектов?

— В основе системы, которую я применяю, лежит анализ уже проверенных программ, принятых в Советском Союзе, а также современные методики международной корпорации Toyota. Ее известную во всем мире программу «бережливого» производства я переработал для сферы строительства. Она позволяет уменьшить издержки за счет контроля рабочего времени сотрудников, контроля работы машин и механизмов, оптимального расчета выработки сотрудника, исходя из расчета сметных трудозатрат.

Кроме того, программа позволяет проанализировать и показать, на каком именно этапе просела работа по проекту: например, нарушена логистика, или плохо отлажен производственный цикл при производстве материалов или оборудования, — все это приводит к срыву сроков и финансовым потерям компании, поэтому нуждается в максимально оперативном исправлении.

После проведения анализа выбирается вариант наиболее результативных действий. В моем подразделении в Калининграде эта программа также внедрена в процессы охраны труда и промышленной безопасности, а также в финансово-экономическую структуру компании, что позволяет оптимизировать затраты на покупку тех или иных материалов и оборудования.

«СП»: Строительство первого в истории РФ завода литий-ионных аккумуляторов — не единственный проект, который вы сейчас ведете. На других площадках вы также внедрили свою систему менеджмента?

— Да, в настоящее время в «Новолексе» я руковожу также строительством производственного цеха для ФГУП «Факел» в Калининграде, строительством азотного комплекса в городе Темрюк, а также под моим руководством создается новый промышленный кластер ЗАО «Удоканская медь» в Удокане. Я управляю блоком технического заказчика, рабочей группой по разработке проектной и рабочей документации и блоком генподрядной структуры — в Калининграде это около 750 работников нашей компании и подрядные организации, где трудится порядка 800 человек, а в Удокане — примерно 450 наших сотрудников и около 600 работников подрядчика. Без внедрения принципов «бережливого» строительства на таких проектах пришлось бы непросто.

«СП»: Под вашим руководством уже успешно построены сложная система автомобильных тоннелей в Москве, медицинские объекты Управления делами президента РФ и здание посольства РФ на территории Австралии. На ваш взгляд, насколько зависима строительная отрасль страны от зарубежных технологий и материалов? И насколько велика роль руководителя в реализации сложных проектов на этом фоне?

— Разумеется, любые экономические ограничения отрицательно влияют на отрасль, а сегодняшний кризис оказался самым серьезным и глубоким за последние десятилетия, это факт.

Но, во-первых, для профессионалов проблема — это не повод к остановке всех процессов, а вызов, новая задача, требующая адекватного решения. Роль руководителя в данном случае решающая, иногда требуется почти полностью перекраивать принятые ранее планы. Это сложно, такие глобальные проблемы до сих пор перед нами не вставали, да и перед большинством зарубежных коллег тоже, но мне помогают накопленные опыт и знания.

Во-вторых, безвыходных положений не бывает — в данном случае, например, калининградское предприятие строится на основе международного сотрудничества, которому санкции не помешали, используются южнокорейский опыт и технологии. Стройматериалы же в России и так используются как минимум на 90% отечественные.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Николай Харитонов

Депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня