Происшествия

Из 228 пассажиров А-330 похоронят лишь 51. У остальных могила — океан

В Атлантике продолжают искать только «черные ящики», а на земле — анализировать причины катастрофы

  
31

Представитель ВВС Бразилии полковник Энри Муньос заявил, что поиски тел погибших при крушении авиалайнера А-330 прекращены. Основной причиной прекращения поисковых операций стало то, что в последние дни найденных тел становилось все меньше и меньше. «Мы бы очень хотели найти тела всех 228 человек, находившихся на борту, но отдаем себе отчет, что ВВС и флот сделали все, что могли», — рассказал полковник Энри Муньос. При этом французские специалисты заявили, что продолжат поиски «черных ящиков» с потерпевшего крушение лайнера. Каковы вероятные причины аварии, рассуждает авиационный эксперт, экс-командир корабля, пилот I класса Валерий Харизов.

«СП»: — Валерий Николаевич, катастрофы самолетов над морем — редкость?

 — Такие аварии случаются нечасто. Помню, в июле 1970 года наш, советский АН-22 «Антей» во время оказания интернациональной помощи Перу, где было землетрясение, пропал над океаном через 47 минут после вылета из аэропорта Кефлавик. Его долго искали, были подключены американцы. Нашли спальники, надувные спасательные плоты — по международным правилам, самолет, совершающий перелеты через океан, должен был оборудоваться такими плотами. Но тел погибших тогда так и не нашли.

«СП»: — По последней версии. Причина падения А330 — обледенение приемников воздушного давления. Вы тоже думаете, что это стало причиной ЧП?

 — Еще одна версия — отказали бортовые компьютеры. Конечно, если бы нашли «черные ящики» с записанными параметрами, что происходило в момент катастрофы на борту, восстановить картину было бы намного проще. Но «ящиков» нет, и можно делать только предположения. Можно вспомнить, например, трагедию в Иркутске. 9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь» совершал рейс Москва — Иркутск. После приземления самолет не сумел затормозить, выкатился за пределы поля, протаранил забор и врезался в гаражи. На борту произошел взрыв, начался пожар. В катастрофе погибли 124 пассажира, 79 человек, в том числе 11 детей, удалось спасти. Тогда, я знаю, официальный представитель авиапроизводителя утверждал, что не исключает возможность совершения на борту теракта. Хотя недавно было установлено, что причиной катастрофы был сбой в компьютерной программе. Но какие-то предположения можно высказать и сейчас, по аналогии с теми случаями, которые уже бывали.

«СП»: — А что можно высказать?

 — Есть основные версии, и есть сопутствующие. Скажем, если авиакомпания заменила перед полетом все приемники воздушного давления — это, возможно, одна из причин. Компьютер ориентирован на показания датчиков, в том числе, приемника воздушного давления. Датчики показывали завышенную скорость, а на самом деле она была меньше. Если скорость падает, компьютер должен поддержать самолет режимом работы двигателей. В противном случае самолет мог потерять скорость, выйти на закритические углы атаки — это происходит довольно быстро. И самолет мог упасть.

«СП»: — А пилоты не могли вмешаться?

 — Пилот для этого и сидит в кабине — чтобы контролировать работу двигателей. Но он, так же, как и компьютер, следит за показаниями приборов, показаниями скорости (ее и замеряет датчик воздушного давления). Других-то приборов нет.

«СП»: — А когда самолет начал сваливаться, аэродинамика аэробуса не позволяет его вывести?

 — Вот когда свалился самолет под Донецком, пилоты тоже пытались его вывести. 22 августа, на территории Украины потерпел катастрофу пассажирский лайнер Ту-154 «Пулковских авиалиний», следовавший маршрутом Анапа — Санкт-Петербург. На борту находились 170 человек, все они погибли. В такой момент, если огромный самолет вошел в штопор, вывести его практически невозможно даже с большой высоты.

«СП»: — То есть гражданские лайнеры не рассчитаны на это конструктивно?

 — Нет, теоретически вывести можно любой самолет. Но представьте себе обстановку в пилотской кабине А-330: они летят этим маршрутом уже который раз, все спокойно. И вдруг происходит нечто. Как это произошло с аэробусом, который разбился при заходе на посадку в Адлере. Там в мае 2006 года при заходе на посадку упал в море аэробус А-320 авиакомпании «Армавиа», следовавший из Еревана. Погибли все: 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Летчики там перешли на ручное управление, когда с земли была дана команда зайти на второй круг на посадку, поскольку условия посадки стали ниже минимума. Летчики перешли на ручное управление, но для этого нужно время. Они не успели и упали с высоты 300−400 метров в море. Нечто подобное могло произойти и с А-330. Вы водите машину? Значит, понимаете: чтобы среагировать на внезапную дорожную ситуацию, нужно время. В Адлере, если бы летчики не перешли на ручное управление, самолет бы сел на автоматике. В Иркутске, если бы летчики тормозили штатными тормозами, она бы не выкатились за пределы полосы. Но они действовали по инструкции: перевели двигатели на реверс и ждали эффекта. Они врубиться, что что-то происходит с автоматикой (компьютер дал сбой, и не переключил реверс), сразу не могли. У них на принятие решения было несколько секунд — и все. Кстати, в том, иркутском экипаже был бывший мой второй пилот. Когда-то мы летали вместе. Нормальный летчик, с нормальной реакцией. Но те самолеты, на которых мы начинали, были другие. Сейчас всюду компьютеры. Я как-то попал в кабину аэробуса, и испытал шок, когда увидел, что там нет штурвала, и летчики джойстиком сажают самолет. Вся моторика летчика рассчитана на какие-то рефлекторные движения, а здесь просто сидишь как за компьютером. Психика другая, сознание. Наверное, летать на таких типах самолетов нужно обучаться с самого начала. То же самое с А-330. В воздухе происходит нештатная ситуация, самолет перестает лететь, как положено, и начинает падать. И здесь надо понять, что произошло, правильно оценить причины, и предпринять меры для исправления ситуации. А времени в обрез… Можно предполагать, что конкретно случилось на борту А-330. Но я думаю, это была нештатная ситуация. И экипаж с ней не справился.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня