18+
пятница, 22 сентября
Происшествия

Из 228 пассажиров А-330 похоронят лишь 51. У остальных могила — океан

В Атлантике продолжают искать только «черные ящики», а на земле — анализировать причины катастрофы

  
31

Представитель ВВС Бразилии полковник Энри Муньос заявил, что поиски тел погибших при крушении авиалайнера А-330 прекращены. Основной причиной прекращения поисковых операций стало то, что в последние дни найденных тел становилось все меньше и меньше. «Мы бы очень хотели найти тела всех 228 человек, находившихся на борту, но отдаем себе отчет, что ВВС и флот сделали все, что могли», — рассказал полковник Энри Муньос. При этом французские специалисты заявили, что продолжат поиски «черных ящиков» с потерпевшего крушение лайнера. Каковы вероятные причины аварии, рассуждает авиационный эксперт, экс-командир корабля, пилот I класса Валерий Харизов.

«СП»: — Валерий Николаевич, катастрофы самолетов над морем — редкость?

 — Такие аварии случаются нечасто. Помню, в июле 1970 года наш, советский АН-22 «Антей» во время оказания интернациональной помощи Перу, где было землетрясение, пропал над океаном через 47 минут после вылета из аэропорта Кефлавик. Его долго искали, были подключены американцы. Нашли спальники, надувные спасательные плоты — по международным правилам, самолет, совершающий перелеты через океан, должен был оборудоваться такими плотами. Но тел погибших тогда так и не нашли.

«СП»: — По последней версии. Причина падения А330 — обледенение приемников воздушного давления. Вы тоже думаете, что это стало причиной ЧП?

 — Еще одна версия — отказали бортовые компьютеры. Конечно, если бы нашли «черные ящики» с записанными параметрами, что происходило в момент катастрофы на борту, восстановить картину было бы намного проще. Но «ящиков» нет, и можно делать только предположения. Можно вспомнить, например, трагедию в Иркутске. 9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь» совершал рейс Москва — Иркутск. После приземления самолет не сумел затормозить, выкатился за пределы поля, протаранил забор и врезался в гаражи. На борту произошел взрыв, начался пожар. В катастрофе погибли 124 пассажира, 79 человек, в том числе 11 детей, удалось спасти. Тогда, я знаю, официальный представитель авиапроизводителя утверждал, что не исключает возможность совершения на борту теракта. Хотя недавно было установлено, что причиной катастрофы был сбой в компьютерной программе. Но какие-то предположения можно высказать и сейчас, по аналогии с теми случаями, которые уже бывали.

«СП»: — А что можно высказать?

 — Есть основные версии, и есть сопутствующие. Скажем, если авиакомпания заменила перед полетом все приемники воздушного давления — это, возможно, одна из причин. Компьютер ориентирован на показания датчиков, в том числе, приемника воздушного давления. Датчики показывали завышенную скорость, а на самом деле она была меньше. Если скорость падает, компьютер должен поддержать самолет режимом работы двигателей. В противном случае самолет мог потерять скорость, выйти на закритические углы атаки — это происходит довольно быстро. И самолет мог упасть.

«СП»: — А пилоты не могли вмешаться?

 — Пилот для этого и сидит в кабине — чтобы контролировать работу двигателей. Но он, так же, как и компьютер, следит за показаниями приборов, показаниями скорости (ее и замеряет датчик воздушного давления). Других-то приборов нет.

«СП»: — А когда самолет начал сваливаться, аэродинамика аэробуса не позволяет его вывести?

 — Вот когда свалился самолет под Донецком, пилоты тоже пытались его вывести. 22 августа, на территории Украины потерпел катастрофу пассажирский лайнер Ту-154 «Пулковских авиалиний», следовавший маршрутом Анапа — Санкт-Петербург. На борту находились 170 человек, все они погибли. В такой момент, если огромный самолет вошел в штопор, вывести его практически невозможно даже с большой высоты.

«СП»: — То есть гражданские лайнеры не рассчитаны на это конструктивно?

 — Нет, теоретически вывести можно любой самолет. Но представьте себе обстановку в пилотской кабине А-330: они летят этим маршрутом уже который раз, все спокойно. И вдруг происходит нечто. Как это произошло с аэробусом, который разбился при заходе на посадку в Адлере. Там в мае 2006 года при заходе на посадку упал в море аэробус А-320 авиакомпании «Армавиа», следовавший из Еревана. Погибли все: 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Летчики там перешли на ручное управление, когда с земли была дана команда зайти на второй круг на посадку, поскольку условия посадки стали ниже минимума. Летчики перешли на ручное управление, но для этого нужно время. Они не успели и упали с высоты 300−400 метров в море. Нечто подобное могло произойти и с А-330. Вы водите машину? Значит, понимаете: чтобы среагировать на внезапную дорожную ситуацию, нужно время. В Адлере, если бы летчики не перешли на ручное управление, самолет бы сел на автоматике. В Иркутске, если бы летчики тормозили штатными тормозами, она бы не выкатились за пределы полосы. Но они действовали по инструкции: перевели двигатели на реверс и ждали эффекта. Они врубиться, что что-то происходит с автоматикой (компьютер дал сбой, и не переключил реверс), сразу не могли. У них на принятие решения было несколько секунд — и все. Кстати, в том, иркутском экипаже был бывший мой второй пилот. Когда-то мы летали вместе. Нормальный летчик, с нормальной реакцией. Но те самолеты, на которых мы начинали, были другие. Сейчас всюду компьютеры. Я как-то попал в кабину аэробуса, и испытал шок, когда увидел, что там нет штурвала, и летчики джойстиком сажают самолет. Вся моторика летчика рассчитана на какие-то рефлекторные движения, а здесь просто сидишь как за компьютером. Психика другая, сознание. Наверное, летать на таких типах самолетов нужно обучаться с самого начала. То же самое с А-330. В воздухе происходит нештатная ситуация, самолет перестает лететь, как положено, и начинает падать. И здесь надо понять, что произошло, правильно оценить причины, и предпринять меры для исправления ситуации. А времени в обрез… Можно предполагать, что конкретно случилось на борту А-330. Но я думаю, это была нештатная ситуация. И экипаж с ней не справился.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня