Происшествия

Почему самолеты падают

Трагические рейсы Airbus, Boeing и Ил-76

  
8463
Почему самолеты падают

24 марта в горах на юге Франции потерпел крушение самолет Airbus А-320 авиакомпании Germanwings, летевший из Барселоны в Дюссельдорф. На борту лайнера находились 150 человек. Все они погибли. Большинство пассажиров были гражданами Германии (67) и Испании (предположительно 45). Среди тех, для кого этот рейс оказался последним, были и 16 немецких школьников, возвращавшихся после обучения домой. Известно также о гибели, как минимум, трех граждан Казахстана.

По сообщению СМИ, эта авиакатастрофа стала в Европе крупнейшей с начала века. По времени она почти совпала с трагедией 38-летней давности, которая случилась в Испании.

Смерть на взлете

27 марта 1977 года произошла самая крупная в мире авиакатастрофа, в результате которой погибли почти 600 человек. На взлетной полосе аэропорта Лос-Родеос на Канарских островах столкнулись два лайнера «Воинг-747».

Лайнер американской компании Pan American и лайнер голландской компании KLM должны были друг за другом взлететь с полосы № 12. В это время на аэродром опустился густой туман, видимость снизилась до 100 метров. При этом были выключены огни, обозначающие ВПП и рулежные дорожки. Ситуация усугублялась тем, что в связи с закрытием из-за теракта основного аэропорта Канарских островов, аэропорт Лос-Родеос был перегружен. Что сказалось на нервозности диспетчера, который к тому же говорил с сильным испанским акцентам, и взлетающим бортам приходилось его переспрашивать.

Диспетчер направил «американца» на рулежную дорожку № 3, но командир воздушного судна (КВС) не смог выполнить маневр из-за того, что ему необходимо было повернуть на 135 градусов. В этот момент командир «голландца» запросил разрешение на взлет. Диспетчер сказал: будьте готовы к взлету. КВС переспросил и услышал в ответ «О.К.». Что было воспринято, как разрешение на взлет.

Тут же «американец» сообщил, что все еще находится на взлетной полосе. И в это же время диспетчер передал «голландцу»: «Будьте готовы, я вас вызову». Однако эти два сообщения совпали по времени и заглушили друг друга. Поэтому лайнер KLM начал разгоняться на полосе.

В это время диспетчер и КВС «американца» обменялись сообщениями, из которых бортинженер «голландца» понял, что полоса все еще занята. И сказал об этом своему КВС. Но тот, заявил, что все идет нормально. И продолжил взлет.

КВС «американца» увидел прожектор приближающегося самолета за 700 метров. И попытался спешно уйти с полосы. Но не успел.

КВС «голландца» предпринял попытку на максимальных оборотах перелететь через борт и что есть силы потянул штурвал на себя. Самолет оторвался от земли. Но за счет громадного угла атаки резко возросло лобовое сопротивление и упала скорость. «Голландец» шасси и хвостом протаранил носовую часть «американца». Через образовавшиеся проломы в фюзеляже успели спастись 58 пассажиров и три члена экипажа самолета Pan American.

KLM рухнул на полосу через 150 метров. Оба самолета загорелись. В результате катастрофы погибли 582 человека: 248 на борту Boeing KLM и 335 на борту Boeing Pan American. Ответственность была возложена на голландскую авиакомпанию.

После этой страшной аварии были внесены существенные изменения в порядок обмена сообщениями между пилотами и диспетчерами. Так, были запрещены все укороченные фразы. Слово «взлет» разрешено употреблять лишь в случае выдачи разрешения на взлет, во всех иных случаях используется слово «отправление». Также процедура принятия решений экипажем теперь включает взаимное согласие членов экипажа, отвечающих за пилотирование.

Трагедия в Японии

12 августа 1985 года «Боинг-747» авиакомпании Japan Airlines, совершавший рейс из Токио в Осаку, как и теперь во Франции, врезался в гору. Произошло это в 112 км от японской столицы. Погибли 505 пассажиров и 15 членов экипажа. Чудом выжили 4 человека.

На 13-й минуте полета раздался взрыв в хвостовой части — оторвался хвостовой вертикальный стабилизатор. Давление в салоне начало падать. Было решено возвращаться назад, но самолет не слушался штурвала не столько из-за отказа гидросистемы, сколько из-за отсутствия стабилизатора.

Пилоты попытались изменить курс. Но на седьмой минуте аварии самолет стал совершать колебательные движения сразу в двух плоскостях. Начинается болтанка. Экипаж боролся за самолет после этого еще 22 минуты. Но на пути появилась гора, отвернуть от которой было невозможно.

Спастись могло значительно больше человек. Но спасатели добрались до места крушения лишь спустя 14 часов. Врачи же утверждали, что после падения самолета в живых оставались 123 человека. Они постепенно умирали от ран и переохлаждения.

В результате расследования выяснилось, что в 1978 году самолет при посадке ударился хвостовой частью о ВПП. Ремонт был произведен без учета всех требований корпорации «Боинг». В результате усилительные накладки со временем разрушились, что и стало причиной катастрофы.

Индия: Ил-76 перебил крыло «Боингу»

12 ноября 1996 года над индийским городом Чахри Дадри столкнулись «Воинг-747» саудовской компании Saudi Arabian Airlines и Ил-76ТД казахстанской компании Kazakhstan Airlines. В результате погибли 349 человек. На борту Ил-76 находились 27 пассажиров и 10 членов экипажа.

Казахстанский самолет летел в Дели, саудовский — из Дели. Диспетчер, контролировавший перемещение этих двух самолетов, предупредил радиста Ил-76 о приближении «Боинга». И дал указание о снижении до эшелона 150, не опускаясь ниже. Однако пилот, пройдя заданную высоту, продолжил снижение. Не было установлено, передал ли радист команду командиру корабля. Ситуация также усугубилась тем, что в хвостовом отсеке у радиста отсутствует высотомер.

В конце концов, траектории самолетов пересеклись. Ил-76 хвостовым оперением перебил крыло «Боинга». Самолеты рухнули на землю. Когда прибыли спасатели, 4 пассажира казахстанского самолета были еще живы. Но они умерли, не дождавшись медицинской помощи.

Ответственность за катастрофу была возложена на Kazakhstan Airlines. Комиссия констатировала плохое знание английского языка пилотами и неправильное понимание команд диспетчера, отсутствие стандартной фразеологии у экипажа и недостаточное профессиональное мастерство. Факторы, способствовавшие возникновению аварийной ситуации: единый коридор для взлетов и посадок в аэропорту Дели и отсутствие радиолокатора. Катастрофу можно было бы избежать, если бы на бортах обоих самолетов была установлена Система предупреждения столкновения самолетов в воздухе.

Катастрофа под Парижем

3 марта 1974 года под Парижем разбился самолет DC-10−10 авиакомпании Turkish Airlines, совершавший рейс из Парижа в Лондон. Погибли 334 пассажира и 12 членов экипажа. Самолет был построен в 1972 году. Последняя инспекторская проверка самолёта, в ходе которой никаких неполадок обнаружено не было, проводилась 21 января 1974 года, то есть за полтора месяца до катастрофы.

На шестой минуте после взлета, когда самолет поднялся до высоты 3500 м, в хвостовой части раздался громкий хлопок. Сорвались замки, запирающие дверь багажного отделения. В результате декомпрессии сорвало два ряда кресел и вышвырнуло в образовавшуюся пробоину. Были повреждены двигатели и рулевое управление. Экипаж 77 секунд боролся за жизнь пассажиров. Но затем рухнул на землю. Лайнер по частям разбросало по земле на полосе 700 на 100 метров.

Было установлено, что во время проведения регламентных работ механики неправильно поняли инструкции производителя. И вместо усиления конструкции замка грузового отсека ослабили ее. В результате возникновения разницы давление между салоном и грузовым отсеком замок раскрылся. В то же время комиссия обнаружила и ошибки в проектировании злосчастного замка. О чем была поставлена в известность компания-производитель McDonnell Douglas.

Пожар в Эр-Рияде

19 августа 1980 года погибли 187 пассажиров и 14 членов экипажа на борту самолета Lockheed L-1011 TriStar авиакомпании Saudi Arabian Airlines, вылетевшего из аэропорта Эр-Рияда. В 18:14, через шесть минут после взлета, когда лайнер еще набирал высоту, сработала пожарная сигнализация. Загорелись двигатель № 2 и грузовой отсек.

Аварийный двигатель был отключен. Но автоматическая система пожаротушения не справилась с пожаром в грузовом отсеке. КВС развернул лайнер и пошел на посадку. Самолет приземлился в 18:42. Но пилоты не смогли сразу остановить лайнер на взлетной полосе, и он через три минуты выкатился на рулежную дорожку. Пилоты не сумели открыть двери из-за отказа системы электроснабжения.

Лишь через 20 минут подоспели спасатели. Когда двери были открыты, то внутри самолета не было ни одного живого человека. Все задохнулись от дыма.

В результате расследования причин этой катастрофы террористический след не был обнаружен. Большое количество жертв стало следствием возникшей паники и неспособности экипажа и наземных служб обеспечить немедленную эвакуацию пассажиров.

Фото: MAJA HIJI/ dpa

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня