18+
вторник, 28 марта
Происшествия

Магомет Толбоев: Даже «Русским витязям» не хватает летного опыта

Авиатрагедия лучшей пилотажной группы России в канун открытия МАКС-2009 вызвала в ВВС шоковую реакцию

  
459

16 августа после полудня из подмосковного Жуковского поступила тяжелая весть о катастрофе двух российских истребителей Су-27. Сведения были обрывочные и противоречивые. Поначалу в электронных СМИ прошло сообщение о гибели начальника 237 гвардейского центра показа авиационной техники, командира пилотажной группы «Русские витязи», заслуженного военного летчика России Игоря Ткаченко и соло-пилота «Русских витязей» Игоря Шпака, а также третьего пилота (один из истребителей являлся «спаркой»), имя которого не называлось. Потом сообщалось о том, что двое пилотов найдены, а третий пропал. Затем шла информация о нераскрывшемся парашюте у одного из пилотов при катапультировании.

Противоречивыми были и данные о местах падения столкнувшихся истребителей. Источник в правоохранительных органах региона сообщил, что один из самолетов рухнул в районе деревни Рыбаки Раменского района, а другой - в Калужской области. Потом выяснилось, что в Калужской области потерпел катастрофу спортивный Як-52, а обломки Су-27 рухнули в районе деревни Белозерье Щелковского района. Имеются жертвы среди местного населения.

Наш корреспондент попросил прояснить ситуацию помощника главкома ВВС России подполковника Владимира Дрика. Вот что он рассказал:

— 16 августа на территории Летно-исследовательского института имени М.Н. Громова в подмосковном Жуковском с самого утра проходила генеральная репетиция показательных полетов в рамках авиасалона МАКС-2009, открывающегося 18 августа. В небо поднимались гражданский самолет ОКБ «Сухой» — «Сухой Суперджет-100», истребители фирмы «Су» и «МиГ», пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи», а также вертолеты различного класса. Во время этой репетиции произошло летное происшествие, в результате которого столкнулись два истребителя Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи». Трое летчиков со столкнувшихся истребителей Су-27 катапультировались. Все они найдены. Их состояние удовлетворительное. Жертв и разрушений на земле нет. Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Александр Зелин находится в Жуковском и лично разбирается в причинах аварии двух самолетов Су-27. Главком наблюдал за репетицией воздушного шоу в Жуковском. Он руководит работами по выяснению причин аварии. Для их расследования создана комиссия, состоящая из представителей Минобороны РФ и главного командования ВВС России. Со своей стороны военная прокуратура московского гарнизона проводит проверку по факту авиапроисшествия на авиасалоне «МАКС-2009».

Почетный президент авиасалона Магомет Толбоев сообщил нашему корреспонденту некоторые подробности происшествия.

«СП»: — Как произошло столкновение?

— В репетиции одновременно принимали участие «Русские витязи» и «Стрижи». Всего девять машин — пять истребителей Су-27 из группы «Русские витязи» и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи». После выполнения одного из элементов «Русские витязи» вышли из зоны для последующего перестроения. Над территорией Московского авиационно-космического салона продолжали пилотирование четыре истребителя МиГ-29 из группы «Стрижи». В это время и произошло столкновение двух истребителей Су-27 из группы «Русские витязи», осуществлявших перестроение над поймой Москвы-реки за пределами территории авиасалона. Это примерно выглядело так. Ведомый отстал от ведущего на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1,5 — 2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался.

«СП»: — Что можно сказать о причинах летного происшествия?

— Пока комиссия не разберется, что-либо говорить преждевременно. Могу только сказать, что статистика катастроф свидетельствует о том, что подавляющее большинство из них происходит по вине так называемого человеческого фактора.

«СП»: — У «Русских витязей» достаточный тренировочный налет, чтобы пилотировать безаварийно?

— Среднегодовой налет летчиков пилотажной группы «Русские витязи», которые летают на самолетах Су-27, составляет 130−150 часов. Это в 1,5 раза выше, чем у летчиков строевых авиационных частей. Но во столько же раз ниже, чем, скажем, у американских летчиков.

«СП»: — Не повлияло ли на подготовку «Русских витязей» то, что аэродром в Кубинке, где они базируются и тренируются, продали бизнесмену Сулейману Керимову, который решил превратить его в аэропорт бизнес-авиации?

— К сожалению, такая опасность несколько месяцев нервировала пилотов. Их собирались вышвырнуть с аэродрома и перевести в Липецк. К счастью, это решение пока отложено на неопределенный срок. Премьер-министр России Владимир Путин лично подписал распоряжение, в соответствии с которым база ВВС в Кубинке остается в ведении Военно-воздушных сил России. Конечно, такие стрессы не способствуют хорошему самочувствию летчиков.

«СП»: — Как отразится летное происшествие на графике авиасалона МАКС-2009?

— Как бы ни были опечалены наши сердца, а дело будет продолжаться. В практике наших и зарубежных авиасалонов — не останавливать ход событий даже после самых тяжелых катастроф. МАКС 2009 пройдет по графику. Показательные выступления наших и зарубежных пилотов на авиасалоне пройдут в запланированном режиме. 16 августа вечером ожидается прилет пилотажных групп «Фречче триколори» (Италия) и «Патруль де Франс» (Франция).


Между тем, на 17.00 16 августа полной ясности о последствиях катастрофы, похоже, нет, даже у официальных представителей Министерства обороны и ВВС. Идут сообщения то о гибели одного из летчиков, то о переломе у него позвоночника. Представитель МЧС свидетельствует о пожаре двух домов, произошедшем в результате падения самолета Су-27 в садовом товариществе рядом с населенным пунктом Белозериха. Пострадала женщина 50 лет, у нее ожоги 60 процентов тела. Также ожоги получила, по предварительным данным, семейная пара. На место происшествия выехал начальник главного управления МЧС РФ по Московской области Евгений Секирин.


По последним данным, самолет командира пилотажной группы «Русские витязи» гвардии полковника Игоря Валентиновича Ткаченко упал в районе деревни Захариха. Пилот погиб. Два пилота истребителя-спарки Игорь Куриленко и Виталий Мельник катапультировались. В настоящее время они находятся в медучреждении.


Из досье «СП»:

Су-27 — многоцелевой фронтовой истребитель, стоящий на вооружении с 1984 года. Он выпускается в вариантах истребителя для ВВС и перехватчика — для ПВО. Максимальная скорость — более 2500 километров в час, дальность полета — до 3900 километров. Боевая нагрузка — до 6 тонн. Су-27 межет нести до 10 ракет класса «воздух-воздух», кроме того на нем установлена интегрированная 30-миллиметровая пушка.

В брошюре, посвящённой сравнению маневренных возможностей Су-27 с тактическими самолётам НАТО сказано: Истребитель Су-27 обладает высокими маневренными свойствами и большой тяговооруженностью, что обеспечивает успешное ведение ближнего маневренного воздушного боя с тактическим истребителем F-15, преимущество над F-16 практически по всем показателям маневренности и полное маневренное превосходство над «Торнадо» Г-2. … За счет умелого использования высоких маневренных свойств и огневых возможностей Су-27, а также творческого подхода командиров к выбору тактических приемов ближнего маневренного воздушного боя, имеются реальные возможности победы над F-15, F-16 и «Торнадо» Г-2.

О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Ленгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов F-15D и Су-27УБ. По мнению российских лётчиков, F-15 уступает в маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29.

Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с индийской стороны участвовали самолёты российского и французского производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».

Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский) удалось «победить» американцев. Бои проводились в условиях 12 индийских самолётов против 4 американских; по договорённости с индийцами американская сторона не использовала систему АВАКС и не симулировала ракеты большой дальности AIM-120.

Будучи озабоченным растущим количеством продаж российских истребителей Су-27 и Су-30 по всему миру, военное командование США приобрело у Украины два истребителя Су-27 российского производства. На них будут испытывать эффективность новых американских радаров и системы радиоэлектронного подавления.

Пилотажная группа ВВС России «Русские витязи» создана в апреле 1991 года, она базируется на аэродроме Кубинка. Летчики демонстрируют высший пилотаж на тяжелых истребителях Су-27. 12 декабря 1995 года три истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» разбились во Вьетнаме при перелете из Малайзии в Россию. При этом четыре летчика погибли.

Известные аварии и происшествия Су-27

Высокие боевые качества самолета доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 года. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид Р-3 В «Орион» производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря во время учений. Летчику находящегося неподалеку истребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу буев в воду. Сблизившись с норвежским самолётом Су-27 занял позицию под «Орионом», заблокировав сброс буев. Экипаж «Ориона» стал гасить скорость. Но он не знал, что минимальная скорость СУ-27 меньше скорости сваливания «Ориона». Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося воздушного винта «Ориона», из-за чего произошло их разрушение, и обломки винта пробили фюзеляж Р-3 В. «Орион», задымив одним мотором, отвалил в сторону берега. Су-27 благополучно совершил посадку на базовом аэродроме.

12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария.

Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (лётчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю.

Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте.

После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50−60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались.

По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.

27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнилов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба украинских пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число — 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (нисходящий манёвр при большом весе топлива на борту), а также неудовлетворительная работа руководителей полётов, допустивших маневрирование вне отведённой зоны.

15 сентября 2005 года группа самолётов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени лётчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.

Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объёме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».

20 марта 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с двухместным учебно-боевым истребителем Су-27УБ на аэродроме Дорохово в Тверской области. При выполнении полета в районе аэродрома на высоте более 11 тысяч метров отказало бортовое электропитание по постоянному току, вышла из строя связь и навигационное оборудование.[17] Благодаря тому, что электропитание по переменному току функционировало нормально, двигатели самолёта продолжали работать. Лётчики, проявив мужество и хладнокровие, решили не катапультироваться и попытаться посадить самолёт. При заходе на посадку не выпустилось шасси. Посадив самолёт на «брюхо» с минимальными повреждениями, они обеспечили сохранность самолёта.

Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Александр Зелин представил лётчиков истребительного авиационного полка подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова к орденам Мужества за спасение самолёта.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня