Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
25 августа 2015 12:22

Воздушные бомбилы

Кто отвечает за небо над Москвой?

2593

«Гидровертолёт! Спешите видеть! Только в Москве!» Новостным лентам и в летнюю бессобытийность есть, чем взорвать эфир: «В Москве вертолет с четырьмя людьми на борту упал в Москва-реку». ЧП произошло на Рублевском пляже в районе деревни Мякинино в 30 метрах от берега.

Воистину такое возможно если не только в России, то в России такая вероятность более велика. Потому что за деньги здесь можно всё! В очередной раз в этом нас убедили водные процедуры геликоптера Robinson R44, принадлежащего столичному девелоперу Евгению Тростянецкому. Его группа компаний «Два Капитана» участвует в строительстве крупных проектов и жилых микрорайонов по всей стране. Парень богат, потому у него, как говорят коттеджные соседи, вертолётов — два. Он их частенько выгуливает над головами граждан. И есть все основания полагать, что без всяких разрешений.

Находившиеся на борту отделались лёгким испугом. «Пострадавшим даже не понадобилась помощь медиков». Сами выбрались из воды. Сначала сообщали о пятерых, поясняя, что на таком вертолёте можно находиться только четверым. Потом вдруг всё оказалось по правилам — четверо. Но вот когда дело дошло до перечислений, как ни крути: родители предпринимателя — 81-летний Яков Тростянецкий и 83-летняя Ирина Тростянецкая, друг Александр Улик и пилот Геннадий Сидоров и «предположительно» четырехлетняя дочь предпринимателя. Сколько? Пальцев одной руки хватит, чтобы внести ясность: пятеро. Ведь ребёнок, насколько я понимаю, тоже человек? Или у владельцев самолётов- вертолётов как-то всё иначе? Впрочем, предположение могло и не подтвердиться…

Вертолет — ничуть не удивили нас СМИ, сославшись на источник в службах транспортного надзора региона — совершал несанкционированный полет. Создаётся впечатление, что несанкционированных вертолётов в России уже больше, чем нелегальных такси — «бомбил». Полет вертолета не был согласован с соответствующими службами. Компания летела с Рыбинского водохранилища в деревню Мякинино, где на территории их коттеджа есть частная вертолетная площадка. Которая нигде не зарегистрирована!

Плавающее воздушное судно вызволяли из воды два катера и одна лодка МЧС. Водолазы несколько раз нырнули в воду, чтобы прицепить к «Робинсону» надувные понтоны. Эти приспособления буквально вытолкнули махину на поверхность воды, после чего катера отбуксировали ее с места падения. А вот за чей счёт праздник на воде? Если у вас на дороге заглохнет мотор, то за «отбуксировать с места аварии» вам придётся, извините, заплатить. А как с такого рода аварийными работами? Спасение такого ранга утопающих дело рук и карманов чьих?

Если учесть, что это уже третий инцидент с частными вертолётами за месяц в одной только в Москве, то хочется сказать: тенденция, однако. 8 августа над Истринским водохранилищем R44 столкнулся с гидропланом, погибли девять человек, 21 августа в Московской области в районе деревни Хлюпино Robinson совершил жесткую посадку.

То есть над нами — свободная зона? Робинсоны без границ? Летает, кто пожелает? И даже не надо никаких разрешений, согласований…

По словам заместителя председателя Ассоциации вертолётной индустрии Александра Калачева, «все, что нужно для полета, — свидетельство частного пилота. Прочие документы не нужны. За всевозможные разрешения отвечает владелец судна». А в нашей стране разрешением для всего является то, что ты — глава холдинга. А потому и вертолётные площадки незарегистрированные «садись — не хочу, взлетай — не желаю!» Тем более священная частная собственность! Вертолётные площадки? Разве это преступление? А «посетить» тебя без твоего разрешения на твоей территории органы могут только в том случае, если есть сведения, что совершено преступление.

И стрелочником всегда будет пилот! Правда, и он знает, за что страдает: средняя зарплата пилота «Робинсон Р44» — 150−170 тысяч рублей. Так что желающих «я бы в вертолётчики пошёл» — немало. А наказание? Насмешка: штраф в 2 или 5 тысяч рублей. За проезд зайцем в транспорте столько же берут. И то — две тысячи выложишь, если тебя поймали. А кто тебя поймает в небе-то? Если взлетел — приземлился на территории коттеджа на незарегистрированной площадке, то кто докажет, что ты летал и что разрешения не имел?

То нам показывали лихача, который на гидросамолёте вообще самовольно летал-катал желающих. А служители стоянки, откуда он взмывал и куда приводнялся, так и заявляли: он у нас просто парковался. Не наше дело, разрешения на что бы то ни было спрашивать. Заплатил за постой — и славненько.

А если некие незаконопослушные граждане на борт возьмут и распылят или скинут над Москвой? Воздушные бомбилы пострашнее дорожных. И кто их за руку поймает? Какие следы на воздухе? Это машину можно отследить: видеокамеры, автоинспекторы, бросятся в погоню, план «Перехват» и прочее. А тут какой контроль и перехват? Какие видеокамеры в небе?

При нынешней технике разве проблема — прицепить «электронный браслет» к летательному аппарату? Чтобы строгая регистрация и учёт. Разве за небо в Москве никто не отвечает? И вот у соответствующей службы на карте (как автобусы сейчас у диспетчеров), где кто находится: на аэродроме ли стоит, куда-то ли летит. И на каждый полёт разрешение представляет. Если летал без санкции — конфисковать летательный аппарат. Тут владелец не сошлётся, что нанятый им пилот самовольно действовал. Вот владельцы огнестрельного оружия отвечают за то, что не обеспечили сохранность, если оружием овладел кто-то и совершил преступление или намеревался. Обеспечь должное хранение! Ведь вертолёт-самолёт представляют несравнимо большую опасность. А их владельцам — все условия, чтобы они были «неуловимыми Джо», которых попросту никто и не ловит. Или кому-то выгодно?

Справка «СП»

Земельным кодексом РФ все земли России разделены на категории в зависимости от их целевого назначения. В частности, земли транспорта и иного специального назначения выделены в отдельную категорию (п. 3 ч.1 ст. 7 ЗК РФ). Следовательно, использование земель иных категорий, скажем, сельскохозяйственного назначения, для размещения транспортных объектов не допускается. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 ЗК РФ), в частности, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч.2 ст. 7 ЗК РФ). Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, где в разделе «Воздушный транспорт» под кодом 7.4 значится размещение аэродромов, вертолетных площадок, обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности.

Следовательно, устройство вертолетных площадок и причалов гидросамолетов на непредназначенных для этой цели земельных участках не допускается.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня