Происшествия / Аварии

«Титаник», «Джула», «Донья пас»: 7745 жертв

Самые крупные кораблекрушения в мирное время

  
6911
Британский трансатлантический пароход «Титаник»
Британский трансатлантический пароход «Титаник» (Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС)

Кораблекрушением века ошибочно считается гибель «Титаника». Причина этого заблуждения понятна. Данное океанское судно было выстроено с невиданным шиком, предназначавшимся для пассажиров первого класса. Бассейн, променады, турецкие бани, теннисный корт… Каюты были оформлены в различных художественных стилях — от антика до модерна. Самые шикарные включали в себя гостиную, две спальни, гардеробную, ванную, туалет, персональную прогулочную палубу длиной 15 метров.

В этом классе плыли миллионеры, актеры, дипломаты, банкиры и прочие сливки высшего общества. Благодаря этим обстоятельствам крушение лайнера было представлено как вселенская трагедия, страшнее которой ничего не было и быть не могло. В этой катастрофе, напомним, погибли 1495 пассажиров и членов экипажа.

Подробности этой катастрофы приводить нет смысла. Благодаря фильму и нескончаемому уже более века потоку публикаций на эту тему, их знают лучше, чем Третий закон Ньютона.

Однако существуют куда более ужасающие по количеству жертв кораблекрушения. Так, на германском судне «Гойя» погибли около 7 тысяч человек. Судно было торпедировано в годы Второй мировой войны. И наиболее кровопролитные морские трагедии также связаны с военными действиями. Но рассматривать их мы не будем, поскольку в данном случае речь идет не о произволе стихии или ошибках навигации, а о намеренном уничтожении судов противника.

Помощь пришла слишком поздно

Второе по количеству жертв кораблекрушение в мирное время произошло 26 сентября 2002 года, когда сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии. Погибли 1863 человека. В общей сложности было найдено 551 тело. Из них опознаны 93. Остальные были погребены в специально организованном кладбище на побережье Гамбии.

Спастись удалось лишь 64 пассажирам. Но это не заслуга спасательных служб, которые не шли на помощь тонущим людям преступно долго. Перевернувшийся паром уходил под воду 4 часа, затонув в 15.00. И все это время люди, борясь за жизнь, цеплялись за корпус судна. Немногочисленных счастливчиков спасли рыбаки, чьи лодки находились неподалеку. Спасатели появились лишь на следующее утро.

26 сентября 2002 года сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии (Фото: youtube.com)

Паром, построенный в Германии в 1990 году, был предназначен для плавания в прибрежных водах, но никак не в открытом море. В результате интенсивной эксплуатации и плохого технического обслуживания судно было сильно изношено.

И, наконец, главной причиной катастрофы стала более чем трехкратная перегруженность парома, рассчитанного на 550 пассажиров и 30 членов экипажа. На Joola же было больше 1800 только легальных пассажиров, имевших билеты. Еще около сотни безбилетников тайно подсадили члены команды.

Поскольку на нижних уровнях парома из-за его перегруженности было жарко и душно, пассажиры стремились перебраться на верхнюю палубу. Это привело к тому, что центр тяжести судна поднялся значительно выше ватерлинии. В совокупности с сильным волнением моря это привело к опрокидыванию судна.

Правительство всеми правдами и неправдами дезориентировало сенегальцев относительно реальных причин гибели соотечественников. Сознательно занижалось и количество жертв, и число пассажиров, которых было якобы лишь 612. Никакие выводы относительно бездействия спасателей из ВМФ Сенегала не делались. Это привело к массовому проявлению недовольства. К тому же на президента страны оказывало давление правительство Франции, требовавшее объективного расследования, поскольку среди жертв были 10 французов.

В стране разразился правительственный кризис. Президент Абдулай Вад отправил в отставку премьер-министра Мамэ Бойе. Также было отправлено в отставку большинство министров, прежде всего силовиков, обвиненных в бездеятельности. Однако Париж это не успокоило, апелляционный суд Франции в 2008 году выписал ордер на арест Бойе. Впрочем, через год ордер был аннулирован.

Новый премьер-министр Идрисса Сек провел новое расследование. Именно оно указало на гибель в кораблекрушении 1863 человек.

Пассажиры прыгали в горящее море

Самое крупное кораблекрушение произошло 20 декабря 1987 года. Филиппинский паром «Донья пас», следовавший из Таклобана в Манилу, столкнулся в проливе Таблас с танкером «Вектор», перевозившем более тысячи кубометров бензина. Погибли 4386 человек, спаслись 26.

Пассажирский паром «Донья Пас», затонувший 20 декабря 1987 года (Фото: ru.wikipedia.org)

Стояла ясная погода, но на море было волнение. В 22:30, когда большинство пассажиров уже уснули, произошло столкновение. В тот момент на мостике парома находился лишь один член экипажа. Остальные 65 человек в каютах смотрели телевизор и пили пиво.

Выжившие рассказывали, что сразу же после столкновения на пароме начался пожар. На большом водном пространстве полыхали разлившиеся нефтепродукты. Команда, пребывавшая в панике, металась по судну наравне с пассажирами, не пытаясь навести хотя бы какой-то порядок. Спасательных жилетов не было, они находились под замком.

Судно было обречено, через два часа оно ушло под воду. И все это время отчаявшиеся люди прыгали за борт, хоть шансы спастись были призрачными. Во-первых, вокруг судна горел вылившийся из танкера бензин. Во-вторых, пролив кишел акулами. В-третьих, как было сказано, на море было приличное волнение.

Во время расследования причин кораблекрушения выяснилось, что экипаж был набран в основном из непрофессионалов, у которых к тому же хромала дисциплина. Громадное количество жертв следует отнести на счет жадности судовладельцев. «Донья пас», построенный в Японии в 1963 году и за месяц до столкновения отремонтированный в доках, был рассчитан на 1518 пассажиров. Судовладельцы долго пытались скрыть истину, утверждая, что было продано 1525 билетов. Выжившие же свидетельствовали о том, что паром был забит до отказа — люди размещались на всех свободных пространствах, в коридорах и на палубе. В результате тщательного расследования было установлено, что пассажиров было 4341.

Большинство из 26 выживших (24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера) получили ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня