18+
вторник, 27 сентября
Происшествия

Чем отравили экипаж «Нерпы»?

Сенсационное заявление контр-адмирала запаса Александра Максимова «Свободной прессе»

  
15

— Система пожаротушения на «Нерпе» оказалась несовершенной, — признал контр-адмирал Андрей Войтович, замначальника штаба Тихоокеанского флота в субботу на 7 конференции подводников во Владивостоке. Журналистов на конференцию не пускали, но корреспонденту «Свободной прессы» удалось там поприсутствовать. Вот что он услышал:

— Дело в том, — пояснил свой тезис контр-адмирал Андрей Войтович, — что на этой подлодке 971 проекта, которая выпускается уже много лет, установлено 80 процентов абсолютно нового вооружения. Система пожаротушения впервые автоматизирована и была переведена на управление компьютерами. Ни на одной российской подлодке еще такого нет. После этой аварии явно видно, что новая система по своему тактико-техническому состоянию несовершенна. И поэтому она не могла быть размещена на подводной лодке. Так кто виноват в аварии: несовершенная система или человек?..

Начальник следственного комитета, — продолжил контр-адмирал, — пустил в прессу сведения о том, что арестовали члена экипажа, а потом объявляют на всю страну его фамилию. А в чем его вина они никак доказать не могут? Я скажу, что новая система настолько непредсказуема, что даже после проведения следственного эксперимента вину матроса подтвердить не могут. Потому что не мог матрос ни физически, ни психологически запустить систему ЛОХ. Расследование, конечно, будет продолжаться до тех пор, пока её результаты не подтвердит независимая комиссия. А пока даже очень компетентные специалисты не могут сказать, что же произошло на самом деле.

Из зала кто-то спросил Войтовича:

—  Ходят слухи, что люди погибли, потому что им не хватило портативных дыхательных аппаратов (ПДА)?

—  Докладываю, — ответил контр-адмирал, — на «Нерпе» во время её испытаний в море было 189 человек, а не 208, как озвучивалось раньше. На борту на этот момент находилось 470 ПДА. Посчитайте, хватило бы такого количества на экипаж и гражданских специалистов?

— А какова была подготовленность экипажа? — вновь спросили выступающего.

— Представьте себе, какой стресс испытали в центральном посту, когда прошла информация о гибели в первом и втором отсеках двадцати человек. Однако 40 моряков и офицеров экипажа смогли справиться с такой страшной трагедией. Они при работающем реакторе и других систем привели лодку полную людей в базу. Так подготовлены, были моряки или нет?..

После окончания конференции корреспондент «СП» попросил контр-адмирала запаса Александра Максимова прокомментировать слова замначальника штаба. Его ответ можно расценить, как сенсационный.

— Я был начальником химической службы атомохода девять лет, — сказал контр-адмирал, — затем начальником химслужбы Тихоокеанского флота. По опыту знаю, что требуется некоторое время, чтобы воспользоваться средством индивидуальной защиты органов дыхания. Во время моей службы случались срабатывания противопожарной системы — и не учебные, а настоящие, и фреон мы вдыхали. Но подобных отравлений не было. Прямо скажу: в системе «Нерпы» закачали не фреон, а что-то другое… Ведь люди теряли сознание после первого же вдоха. При выбросе фреона, мы, например, могли еще две-три минуты продержаться без дыхательных аппаратов. Поэтому сопоставив факты, можно предположить, что газ пошел в отсеки не чистый, а с так называемой примесью 113 — крайне ядовитой…

Кстати, по некоторым сведениям и следствие пытается сейчас выяснить, кто же украл чистый фреон и загнал в систему 113-й, которого там быть вообще не должно было быть.

Еще версия

Ранее член сдаточной команды «Нерпа», инженер-механик Амурского судостроительного завода Сергей Стольников рассказал журналистам, что на подводной лодке испытывается новый образец пульта общекорабельных систем «Молибден». «Это сырая система, которая и раньше допускала сбои», — сказал инженер. По его словам, разработка пульта была на три месяца заброшена после того, как основной автор проекта умер летом 2008 года. Систему, как утверждает Стольников, «вроде бы наладили» лишь непосредственно перед ходовыми испытаниями «Нерпы». Инженер считает, что причиной запуска системы пожаротушения на подлодке стал сбой в «Молибдене».

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье