18+
суббота, 10 декабря
Происшествия

Ми-8: Жесткая посадка в горах Камчатки

Вертолет с немецкими туристамии потерпел крушение на перевале Дукук, пострадав еще и от лавины

  
30

10 апреля на Камчатке пропал вертолет Ми-8, перевозивший туристов. На его борту находились 14 пассажиров и два члена экипажа. Как сообщили «СП» в региональном центре МЧС, вертолет не вышел на связь около 6 утра по московскому времени. Вертолет совершал облет природных территорий. На поиски пропавшей машины сразу же выдвинулись спасатели Главного управления МЧС по Камчатскому краю и камчатского филиала Дальневосточного поисково-спасательного отряда.

Поиски около четырех часов. И только к 10 утра по московскому времени вертолет нашли. Машина была найдена в районе перевала Дукук. Как сообщили в МЧС, вертолет накрыла лавина. Машина лежала на склоне горы и была сильно повреждена. В 16.20 по хабаровскому времени (9.20 по Москве) к потерпевшему крушение Ми-8 из Петропавловска-Камчатского вылетели спасатели и врачи.

Что касается судьбы людей, находившихся в вертолете, то спасателям и докторам, когда они оказались на месте происшествия, удалось достать из-под снежных завалов девять пострадавших. Семеро из них находятся в удовлетворительном состоянии, двое получили тяжелые ранения, и их отвезли на вертолете в районную больницу города Елизово. В 11.20 по московскому времени спасатели обнаружили под снегом еще одного живого человека. Остальных пассажиров вертолета и членов экипажа сейчас ищут под завалами из снега.

В то же время МЧС России официально подтвердило, что все туристы, находившиеся на борту вертолета, накрытого лавиной при посадке на Камчатке, являются гражданами Германии.

Своим взглядом на эту катастрофу с корреспондентом «СП» поделился бывший сотрудник МЧС Виталий Абросимов.

«СП»: — Виталий, что вы можете сказать об этом происшествии?

— На мой взгляд, пассажирам и пилотам вертолета сильно повезло. Потому что они совершили плавную и мягкую посадку, сумели сесть и не загореться уже на земле. Ведь от удара о землю, пусть и не самого сильного, вертолеты часто вспыхивают, как спичка. То, что не случилось пожара, это большое счастье. Может, в баках вертолета было уже не так много горючего? Хотя ответы на все вопросы даст комиссия, которая займется расследованием этой истории.

«СП»: — Вам приходилось работать на Камчатке?

— Да, несколько раз я там был. И, если несчастье случается в горах, то подобраться к пострадавшим довольно сложно. Но здесь врачам и спасателям повезло — они очень быстро и без приключений долетели до места происшествия.

«СП»: — В чем может быть причина этого происшествия?

— Пилоты могли не справиться с управлением. Ведь на Камчатке не всегда благоприятные погодные условия. Помню, сколько раз там летал, и всегда случались какие-то мелкие неприятности.

«СП»: — А почему вертолет накрыло лавиной?

— Это совершенно естественно. Ведь на перевале Дукук такое случается довольно часто. Вертолет потерпел крушение, был большой шум от этого. Вот вам и лавина. Но, видимо, она была не очень большой. Потому что будь лавина полноценной, то вертолет накрыло бы полностью, и заметить его с воздуха было бы значительно сложнее.

«СП»: — Если говорить о самой катастрофе… Могли сказаться какие-то неполадки в самом Ми-8?

— Вообще-то, этот вертолет — довольно надежная машина. Он может летать в самых непростых и неблагоприятных погодных условиях.

«СП»: — То, что большинство людей остались живы, говорит о том, что посадка была не такой жесткой?

— Обычно в крушениях вертолетов погибают все. Потому что перестает вращаться винт, и машина камнем падает вниз. Здесь же мы имеем дело с другим случаем. Не знаю как, но, судя по всему, летчикам удалось приземлиться более мягко.

«СП»: — А просто спланировать нельзя было?

— В принципе, можно, но в критической ситуации сделать это довольно сложно. Да, вертолет, как известно, надежно служит человеку при полетах в нижних слоях атмосферы. Вращающиеся лопасти огромного несущего винта позволяют вертолету опускаться на землю с любой малой скоростью. А несущий винт вертолета верно служит даже и тогда, когда на высоте отказывает двигатель. Летчику достаточно установить лопасти винта в определенное положение, и все обходится благополучно. Сначала, конечно, вертолет быстро пойдет вниз, но набегающий воздух раскручивает несущий винт, и вертолет, опираясь вращающимися лопастями о воздух, плавно спускается на землю. Но все это возможно при более или менее спокойной обстановке и хороших погодных условиях. А вот если резко возникает нештатная ситуация, то спланировать на вертолете уже значительно сложнее. Если же у пилотов не так много опыта, то ситуация вообще может стать катастрофической.

«СП»: — То есть, у экипажа не хватило мастерства?

— Я этого не говорил! Случиться могло все, что угодно. Сильный ветер, отказ двигателя, да просто какая-то нештатная ситуация… Во всем разберется комиссия. А мы должны радоваться, что большинство пассажиров живы.

Во второй половине дня спасатели обнаружили тела семи человек, оказавшихся под лавиной. Об этом агентству РИА Новости сообщил руководитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов.

«На данный момент спасателям удалось извлечь из-под лавины семеро погибших. Несколько тел доставлены в морг поселка Елизово. Поиски еще одного человека продолжаются», — сказал он.

Из досье «СП»

Ми-8 (по кодификации НАТО: Hip) — советский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации.

Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года. Второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолета Ми-8, завершившаяся в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины, который отличается улучшеной силовой установкой (2 двигателя ТВ3−117)и наличием ВСУ. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.

В 1991 году начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня