Происшествия

Ми-8: Жесткая посадка в горах Камчатки

Вертолет с немецкими туристамии потерпел крушение на перевале Дукук, пострадав еще и от лавины

  
38

10 апреля на Камчатке пропал вертолет Ми-8, перевозивший туристов. На его борту находились 14 пассажиров и два члена экипажа. Как сообщили «СП» в региональном центре МЧС, вертолет не вышел на связь около 6 утра по московскому времени. Вертолет совершал облет природных территорий. На поиски пропавшей машины сразу же выдвинулись спасатели Главного управления МЧС по Камчатскому краю и камчатского филиала Дальневосточного поисково-спасательного отряда.

Поиски около четырех часов. И только к 10 утра по московскому времени вертолет нашли. Машина была найдена в районе перевала Дукук. Как сообщили в МЧС, вертолет накрыла лавина. Машина лежала на склоне горы и была сильно повреждена. В 16.20 по хабаровскому времени (9.20 по Москве) к потерпевшему крушение Ми-8 из Петропавловска-Камчатского вылетели спасатели и врачи.

Что касается судьбы людей, находившихся в вертолете, то спасателям и докторам, когда они оказались на месте происшествия, удалось достать из-под снежных завалов девять пострадавших. Семеро из них находятся в удовлетворительном состоянии, двое получили тяжелые ранения, и их отвезли на вертолете в районную больницу города Елизово. В 11.20 по московскому времени спасатели обнаружили под снегом еще одного живого человека. Остальных пассажиров вертолета и членов экипажа сейчас ищут под завалами из снега.

В то же время МЧС России официально подтвердило, что все туристы, находившиеся на борту вертолета, накрытого лавиной при посадке на Камчатке, являются гражданами Германии.

Своим взглядом на эту катастрофу с корреспондентом «СП» поделился бывший сотрудник МЧС Виталий Абросимов.

«СП»: — Виталий, что вы можете сказать об этом происшествии?

— На мой взгляд, пассажирам и пилотам вертолета сильно повезло. Потому что они совершили плавную и мягкую посадку, сумели сесть и не загореться уже на земле. Ведь от удара о землю, пусть и не самого сильного, вертолеты часто вспыхивают, как спичка. То, что не случилось пожара, это большое счастье. Может, в баках вертолета было уже не так много горючего? Хотя ответы на все вопросы даст комиссия, которая займется расследованием этой истории.

«СП»: — Вам приходилось работать на Камчатке?

— Да, несколько раз я там был. И, если несчастье случается в горах, то подобраться к пострадавшим довольно сложно. Но здесь врачам и спасателям повезло — они очень быстро и без приключений долетели до места происшествия.

«СП»: — В чем может быть причина этого происшествия?

— Пилоты могли не справиться с управлением. Ведь на Камчатке не всегда благоприятные погодные условия. Помню, сколько раз там летал, и всегда случались какие-то мелкие неприятности.

«СП»: — А почему вертолет накрыло лавиной?

— Это совершенно естественно. Ведь на перевале Дукук такое случается довольно часто. Вертолет потерпел крушение, был большой шум от этого. Вот вам и лавина. Но, видимо, она была не очень большой. Потому что будь лавина полноценной, то вертолет накрыло бы полностью, и заметить его с воздуха было бы значительно сложнее.

«СП»: — Если говорить о самой катастрофе… Могли сказаться какие-то неполадки в самом Ми-8?

— Вообще-то, этот вертолет — довольно надежная машина. Он может летать в самых непростых и неблагоприятных погодных условиях.

«СП»: — То, что большинство людей остались живы, говорит о том, что посадка была не такой жесткой?

— Обычно в крушениях вертолетов погибают все. Потому что перестает вращаться винт, и машина камнем падает вниз. Здесь же мы имеем дело с другим случаем. Не знаю как, но, судя по всему, летчикам удалось приземлиться более мягко.

«СП»: — А просто спланировать нельзя было?

— В принципе, можно, но в критической ситуации сделать это довольно сложно. Да, вертолет, как известно, надежно служит человеку при полетах в нижних слоях атмосферы. Вращающиеся лопасти огромного несущего винта позволяют вертолету опускаться на землю с любой малой скоростью. А несущий винт вертолета верно служит даже и тогда, когда на высоте отказывает двигатель. Летчику достаточно установить лопасти винта в определенное положение, и все обходится благополучно. Сначала, конечно, вертолет быстро пойдет вниз, но набегающий воздух раскручивает несущий винт, и вертолет, опираясь вращающимися лопастями о воздух, плавно спускается на землю. Но все это возможно при более или менее спокойной обстановке и хороших погодных условиях. А вот если резко возникает нештатная ситуация, то спланировать на вертолете уже значительно сложнее. Если же у пилотов не так много опыта, то ситуация вообще может стать катастрофической.

«СП»: — То есть, у экипажа не хватило мастерства?

— Я этого не говорил! Случиться могло все, что угодно. Сильный ветер, отказ двигателя, да просто какая-то нештатная ситуация… Во всем разберется комиссия. А мы должны радоваться, что большинство пассажиров живы.

Во второй половине дня спасатели обнаружили тела семи человек, оказавшихся под лавиной. Об этом агентству РИА Новости сообщил руководитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов.

«На данный момент спасателям удалось извлечь из-под лавины семеро погибших. Несколько тел доставлены в морг поселка Елизово. Поиски еще одного человека продолжаются», — сказал он.

Из досье «СП»

Ми-8 (по кодификации НАТО: Hip) — советский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации.

Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года. Второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолета Ми-8, завершившаяся в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины, который отличается улучшеной силовой установкой (2 двигателя ТВ3−117)и наличием ВСУ. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.

В 1991 году начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня