Огромные клубы дыма в среду повисли над московским районом «Сокол». Горит одно из крупнейших предприятий севера Москвы — некогда строго засекреченное центральное конструкторское бюро «Алмаз», ныне НПО. Здесь разрабатывались и частично производятся одни из основных изделий российского оборонного экспорта — зенитные комплексы С-300 и С-400. Как сообщили LifeNews сотрудники охраны «Алмаза», перед пожаром на крыше НПО гастарбайтеры одной из фирм-арендаторов жарили шашлык.
«В 10 часов 34 минуты на пульт оперативного дежурного службы „01“ поступило сообщение о пожаре по адресу: Ленинградский проспект, дом 80, где на чердаке 7-ми этажного административного здания происходит загорание на площади 800 кв. метров, — сообщили в ГУ МЧС по городу Москве — Учитывая конструктивные особенности здания, в 11 часов 34 минуты пожару был присвоен ранг „Пожар № 5“ (наивысшая категория пожаров, требующая сбора частей со всего города — прим. ред.). Произведена эвакуация людей. Сведений о пострадавших не поступало. В тушении пожара принимают участие 35 пожарных расчетов и поисково-спасательные отряды».
Позже площадь пожара в НИИ РП, входящем в НПО, увеличилась до 1500 кв. м, но пятый уровень сложности отменили — сейчас пожар тушат по третьей категории. Стало известно также, что спасатели извлекли трех человек из лифта здания, обесточенного во время пожара — среди них был один ребенок. Все трое не пострадали.
В разговоре с «СП» москвичка Виктория Усольцева, проживающая неподалеку и наблюдающая пожар, рассказала что происходит около здания «Алмаза» на ул. Балтийской, угол Ленинградского проспекта:
«СП»: — Когда вы заметили пожар на «Алмазе»?
— Я вышла гулять с ребенком около 11.00, здесь уже вовсю горело. Сначала шел только густой черный дым, затем над крышей одного из зданий появилось и пламя. Так продолжается и сейчас.
«СП»: — Над каким из корпусов поднимается дым и виден огонь?
— Основной эпицентр пожара, если смотреть с Балтийской — над самым малоэтажным участком «Алмаза», где находятся проходная и автосервисы.
«СП»: — Как идет борьба с огнем?
— Пожарные все оцепили, здесь множество пожарных машин, работают и с земли, и с воздуха: тут, по меньшей мере, два вертолета. Один тушит пожар из огромной емкости, подвешенной на тросах, другой работает более «точечно» из укрепленного на самой машине ствола.
«СП»: — Есть ли погибшие, пострадавшие?
— Не знаю, но несколько машин «скорой» очень быстро проехали на территорию.
«СП»: — Затруднена ли транспортная ситуация в районе?
— Сейчас пока закрыт проезд только по Балтийской улице в сторону «Сокола» от Часовой улицы. Улица Усиевича и та часть Балтийской улицы, что ведет к ней, пока открыты.
Обозревателю «СП» удалось также поговорить с двумя другими очевидцами пожара. Вот что рассказала газете сотрудница одного из офисных центров неподалеку от Балтийской улицы:
«СП»: — Виден ли с вашей стороны пожар на «Алмазе»?
— Вначале около двух часов над кварталом клубами поднимался черный дым. Затем над Балтийской улицей появился пожарный вертолет, дыма стало еще больше, но он теперь серый, удушливый. В окрестностях пахнет горелыми автопокрышками.
Еще один москвич, Олег Л., живущий напротив «Алмаза» на Ленинградском проспекте, не заметил ничего выдающегося:
«СП»: — Виден ли из ваших окон пожар?
— Сейчас ничего особенного снаружи не видно, вероятно, пожарные уже работают на внутренней территории «Алмаза». Но дым над местом эпицентра пожара все еще клубится.
Как сообщили «СП» в отделе информации ГУ МЧС по Москве, до окончания тушения пожара говорить о каких-либо причинах его возникновения преждевременно.
Напомним, что ЦКБ «Алмаз», в народе называемого также «Бериевским КБ», был организован вскоре после окончания Великой Отечественной войны. На рубеже 1940-х и 1950-х годов у учреждения появилась монументальная штаб-квартира на «Соколе». Главный корпус «Алмаза» был построен по проекту архитектора Каро Алабяна, тогда главы Союза архитекторов СССР, как часть архитектурного оформления площади у «Сокола». Это одно из наиболее помпезных сталинских зданий в Москве, уступающее в декоре, пожалуй, только семи «высоткам». По некоторым данным, именно это здание сейчас горит.
Однако территория ЦКБ «Алмаз» включает в себя не только «парадное» сталинское здание в конце Ленинградского проспекта, но и обширный городок в треугольнике, ограниченном Ленинградским проспектом и шоссе, Балтийской улицей и железнодорожными путями Рижского направления. Корпуса вдоль Балтийской улицы сдаются под торговые помещения — в частности, там имеются хозяйственно-строительные магазины. Помещения внутри городка, на режимной территории, сдаются, по большей части, в аренду как складские помещения. В советское время там находились производственные площади «Алмаза», сейчас производство на этой территории незначительно.
До сих пор, несмотря на коммерциализацию территории НПО, на «Алмазе», входящем ныне в концерт «Алмаз-Антей», имеется достаточно много секретных участков. Один из них — сопряжение территории КБ с железнодорожной сетью, необходимое для вывоза секретных «изделий», минуя станции общего назначения.
Как рассказывали обозревателю «СП» сотрудники «Алмаза», работавшие на предприятии в советские годы, на территории ЦКБ и ранее происходили ЧП, нарушавшие режим секретности этой территории. Так, в конце 1980-х годов на территорию одного из цехов неожиданно въехал поезд метро — правда, без пассажиров. Причиной происшествия оказалась забывчивость сотрудников подземки, забывших перевести «режимную стрелку».
Интересно, что в середине 2000-х годов у «Алмаза» возникли проблемы в части обеспечения пожарной безопасности — несколько раз службы пожарного надзора выносили руководству предприятия предупреждения, а один раз помещения НПО едва ли не были закрыты по причине слабой пожарной безопасности.
На 13.30 мск пожар, как сообщают информагентства, удалось локализовать. К 14 часов пожар был ликвидирован. Как сообщили в столичном ГУ МЧС, жертв и пострадавших нет. В тушении пожара в общей сложности принимали участие 45 пожарных расчетов и поисково-спасательные отряды, 3 вертолета КА-32, включая 1 с горизонтальным тушением, который сделал 12 сбросов воды и 1 Ми 26. Общее количество сбросов воды 4 вертолетами составило 59 раз. Причина пожара устанавливается дознавателями государственного пожарного надзора города Москвы.
Фото Виктория Усольцева www.moscowwalks.ru