18+
среда, 28 сентября
Происшествия

В Горном Алтае пропал Ми-8 — убийца должностных лиц

Вертолет этой марки погубил Александра Лебедя и многих других представителей власти

  
33

В Горном Алтае продолжаются поиски вертолета Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа», не вышедшего на связь 9 января в 11.00 московского времени. «По уточненным данным, на борту было трое членов экипажа и 8 пассажиров», — заявили в управлении Сибирского регионального центра МЧС.

В числе пассажиров пропавшего вертолета находились вице-премьер правительства Республики Алтай, представитель Республики Алтай при правительстве РФ Анатолий Банных, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Канин, представитель президента РФ в Государственной Думе Александр Косопкин (Москва). Кроме того, на борту — Владимир Пидопригора (Горно-Алтайск), Сергей Левишин, Борис Белинский, Николай Капранов (Москва) и Василий Вялков (Горно-Алтайск). В составе экипажа — Алексей Баяндин, второй пилот Максим Колбин и техник Александр Вертей.

В Республике Алтай начал действовать телефон «горячей линии», открытый региональным МЧС в связи с пропажей вертолета Ми-8 «Газпромавиа». По номеру 8−388 -22 -2−73−99 можно узнать о ходе поисковой операции, сообщила пресс-секретарь управления МЧС Светлана Ляшко.

В поисках участвуют спасатели из Барнаула, специалисты Горно-Алтайского предприятия Авиалесоохраны, самолет Ан-12 из Новосибирска. Еще одна группа в район поисков выехала накануне вечером. В ее составе — сотрудники Центра медицины катастроф. В ближайшее время к поискам подключится вылетевший из Красноярска самолет Ан-74, оснащенный оборудованием для ведения радиоэлектронной разведки.

Участившиеся катастрофы вертолетов серии МИ-8 заставляют всерьез задуматься о надежности этого ветерана воздушного флота. Серийное производство МИ-8 началось еще в 1960 году. В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин Ми-8 не имеет аналогов: более 12 тысяч единиц. При этом половина из них до сих пор находится в эксплуатации. Это самый распространенный в мире вертолет. Машины Ми-8 работают в 80 государствах мира.

Ми-8 также самый воюющий вертолет своего класса. В Афганистане, Вьетнаме, Камбодже, Чечне он проявил себя как самый неприхотливый летательный аппарат.

Известнет случай, когда для поддержки миротворческих сил в Камбодже были выделены российский Ми-8 и французский SA 330 Puma. Наша машина эксплуатировалась практически круглосуточно и в любых погодных условиях. Французская не могла летать во время пылевых бурь и тропических дождей. Ежемесячный налет Ми-8 составлял до 100 часов в месяц, Puma набирала не более 30 часов.

Поскольку Ми-8 самый распространенный вертолет, то и летные происшествия с его участием кажутся частыми. Но в относительных цифрах это оказывается не так уж много. За 2006, 2007 и первое полугодие 2008 года произошло 11 катастроф Ми-8. При этом в 9 случаях трагическую роль сыграл человеческий фактор, и лишь в двух случаях была «виновата» техника.

Специалисты авиационных служб России, с которыми довелось побеседовать, также убеждены, что Ми-8 разбиваются не чаще представителей других марок винтокрылых машин, просто их значительно больше в количественном отношении. Но это вряд ли может являться утешением для родственников погибших и оправданием для руководителей авиакомпаний. Летчик-испытатель Всеволод Овчаров, который занимается расследованием авиапроисшествий, утверждает, что 68 процентов катастроф вызваны ошибками в эксплуатации техники. Главная из них — завышенная оценка возможностей вертолета и управляющих им людей. Особенно часто это проявляется в связи с коммерциализацией авиации. Зафрахтованные экипажи в результате финансового пресса вынуждены руководствоваться не столько инструкцией по безопасности полетов, сколько потребностя-ми работодателя. Появилось даже расхожее среди авиаторов правило: «Клиент всегда прав». В соответствии с ним воздушные машины нередко загружаются выше нормы, нарушается технология предполетной подготовки. Результат — резкое увеличение числа аварий.

Надо также отметить, что все 11 разбившихся в последнее время машин, относятся к самой первой модификации Ми-8Т, выпуск которых закончился в 1996 году. На вертолетах Ми-8МТВ, оснащенных более мощными двигателями, не зафиксировано серьезных аварий. Вывод один: компаниям, работающим с Ми-8, нужно срочно обновлять парк вертолетов, а старые списывать, как это и положено по нормативам эксплуатации. Только благодаря такому подходу можно снизить количество летных происшествий, связанных не только со старением техники, но и человеческим фактором.

К сожалению, Ми-8 получил дурную славу «убийцы» высокопоставленных чиновников. Вот трагический мартиролог.

27 января 2002 года — в результате катастрофы транспортного вертолета Ми-8 вблизи станицы Шелковская погибли 14 человек. Среди них — заместитель главы МВД РФ, начальник Главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-полковник Михаил Рудченко, заместитель Главкома внутренних войск МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов, первый заместитель командующего ОГВ полковник Юрий Орленко, представитель командования группировки внутренних войск в Чечне полковник милиции Юрий Степаненко, начальник отделения СОБРа Северо-Кавказского управления по ЮФО подполковник милиции Александр Трофименко, сотрудники охраны и члены экипажа.

28 апреля 2002 года вертолет Ми-8, на борту которого находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь, потерпел катастрофу возле населенного пункта Ермаки. Александр Лебедь и еще 7 человек погибли, 11 человек были госпитализированы.

20 августа 2003 года вертолет Ми-8, на борту которого в числе 20 человек находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и руководители ряда департаментов администрации островной области, разбился в 115 км юго-западнее Петропавловска-Камчатского в районе горы Опала. Он выполнял рейс Камчатка — Северо-Курильск (Сахалинская область).

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Ложный след «Боинга» Ложный след «Боинга»

Международное «расследование» проигнорировало предоставленные факты и назначило Россию виновной в катастрофе MH17

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье