18+
четверг, 29 сентября
Происшествия

Черный ящик разбившегося на Алтае МИ-171 заговорил

Последние слова экипажа были: «Ниже!.. Еще ниже!..» Сомнений не остается: семь человек погубил именно охотничий азарт

  
18

Вчера в своем пресс-релизе Международный авиационный комитет (МАК) сообщил, что все бортовые самописцы с МИ-171 доставлены экспертам в Москву.

Источник «Свободной прессы» в Комитете сообщает, что поскольку самописцы находились в отличном состоянии голосовую запись удалось прослушать сразу. Это официально подтвердил и руководитель инспекции по безопасности полетов компании «Газпромавиа» Сергей Чернышев, заявивший, что исследование «черных ящиков» не должно занять много времени.

— Последние слова людей, находившихся на борту вертолета МИ-171, записанные прибором, были: «Ниже!.. Еще ниже!..» — сообщает наш источник. — Видимо эту команду давал пилоту кто-то из посторонних, находящийся в кабине. Вообще из последних переговоров можно понять, что козла, на которого шла охота, не удалось завалить сразу, и подранок пытался уйти по склону ущелья. Стрелки требовали от пилота занять удобную позицию, чтобы добить животное. В результате, хвостовой винт чиркнул по земле, и все было кончено… Похоже, стрелки столпились у открытой двери вертолета, и когда он опрокинулся, людей выбросило под крутящийся основной винт. Спаслись те, кто в это время находился в хвосте.

Конечно, добавил источник, впереди предстоит кропотливая работа экспертов по выяснению — кому из пассажиров и членов экипажа принадлежат зафиксированные «черным ящиком» голоса. Но главное, предстоит расшифровать записи параметрического самописца, где отражена работа всех жизненно важных систем вертолета.

Культура охоты на козлов

Судя по снимкам с места трагедии, охота с вертолета в горах Алтая шла на горного барана аргали. В Средней Азии его еще называют Марко Поло или архар. В животных, занесенных в Красную книгу, иногда можно стрелять, когда наступает определенный сезон и это специально разрешено. Однако, архар — дело другое. Животное занесено у нас в стране в Красную книгу, как вымирающий вид, и охота на него запрещена в любое время год.

Мы связались с московской фирмой «Профи Хант», организующей охотничьи туры в разные страны, и поинтересовались, сколько может стоить охота на алтайского аргали?

Нам предложили на выбор лишь Монголию, Кыргызстан и Таджикистан. При этом пояснили, что легальная охота именно на алтайского барана сегодня проводится только в Монголии и под строгим контролем государства. К сожалению, и там численность его сокращается. Стоимость десятидневного тура — в пределах 55 тысяч евро. Без учета расходов на трансфер, но с правом вывезти трофей. А поскольку количество лицензий ограничено, охоту следует заказывать не менее чем за полгода до открытия сезона, длящегося с 20 июля по 15 ноября. Охота проводится с подхода, а для передвижения в угодьях используются исключительно машины, лошади и собственные ноги.

Бывший егерь Бердымурад Ходжаков, долгое время живший в Средней Азии и зарабатывавший проводником у богатых западных охотников, рассказал:

— Во всем мире Марко Поло или аргали — краснокнижное животное и охота на него категорически запрещена. Но существует одна лазейка, которую и используют фанаты охоты и местные правительства. Благодаря этой лазейке, даже при Советской власти разрешалось убить несколько баранов в заповедниках. Но как?.. Приезжает какой-нибудь дядя Смит из Северной Каролины или из южного Тироля. У него снаряжения на десятки тысяч долларов — эксклюзивная винтовка, мощные оптические прицелы, подзорные трубы и пр. Я его отвожу в заповедник, весь его скарб затаскиваю с носильщиками на гору. Тут гость может сидеть и десять дней, и две недели, и месяц. И не потому что нет баранов — их много. Но его задача высмотреть самого старого и больного, которому жить осталось, может, день-два, а это его последняя прогулка. В этом и заключается весь секрет охоты в заповеднике на «краснокнижника». Более того, охотнику по контракту разрешается сделать лишь один единственный выстрел! А если промах, все — до свиданья, господин, Смит, можете отправляться домой не солоно хлебавши. Таким образом, мы убивали, извините за невольный каламбур, двух зайцев — избавляли стадо от больной особи и… зарабатывали деньги для государственной казны. А стрелять животных с вертолета? Это, я считаю, все равно, что спать с надувной женщиной.

И все-таки есть четыре версии

Впрочем, что пассажиры вертолета именно охотились все-таки пока официально не доказано. Напомним, ранее сообщалось, что следствие рассматривает четыре версии причин катастрофы: погодные условия, некачественный керосин, отказ техники и человеческий фактор.

Попытаемся со своей стороны разобрать каждую из них.

Версия № 1: Погода

Она в тот день стояла идеальная — тихая и ясная — и вряд ли могла негативно повлиять на полет и действия пилотов. Тем более, как уверяет руководство компании «Газпромавиа», экипаж состоял из профессионалов высокого класса.

Версия № 2: Некачественный керосин

Представители Западно-Сибирского следственного управления на транспорте вчера уже обнародовали первую информацию об исследованиях топлива, которым был заправлен потерпевший аварию вертолет. По словам референта Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяны Дубенюк, у специалистов ОАО «Авиапредприятие «Алтай», которые и проводили соответствующую экспертизу, вопросов к качеству топлива не возникло.

Версия № 3: Отказ техники

Машина была совершенно новой, но уцелевший, 26-летний второй пилот вертолета Максим Колбин в объяснительной записке, которую он написал 11 января на погранзаставе «Солонешенское», пишет: «…По моему мнению, катастрофа произошла из-за отказа двигателя. Я находился в период падения в грузовой кабине, где и очнулся…»

То же самое утверждает и Анатолий Банных, второй из выживших в катастрофе.

Технических подтверждений этой версии пока нет.

Версия № 4: Человеческий фактор

Судя по записям «черного ящика» именно эта версия имеет право стать основной. К тому же, заявление Максима Колбина, о том, что в роковом рейсе он не управлял вертолетом, а находился в грузовой кабине, косвенно подтверждает ее. Если пилот говорит правду, то встает вопрос: кто же находился в кресле второго пилота? Предполагается, что его мог занимать 50-летний Владимир Подопригора, бывший командир летного отряда из Горно-Алтайска или кто-то из высокого начальства, руководивший процессом.

В любом случае, версия виноват «человеческий фактор» выглядит наиболее правдоподобно. Однако будет ли она официально «доказана» следствием, учитывая высокий ранг пассажиров? Это вопрос.

А в это время

По последней информации, завершена экспертиза тел четырех погибших в катастрофе вертолета Ми-171, исследование тела пятого погибшего отложено на сегодня, 14 января.

Медики установили, что все жертвы трагедии скончались от многочисленных травм и переломов, несовместимых с жизнью. И травмы эти были полученны ими при ударе летательного аппарата о землю и последующем многократном переворачивании при падении его вниз по склону ущелья.

Объяснительная записка второго пилота МИ-171 Максима Колбина

«9 января 2009 года в 13.20 произошло падение вертолета. Из 11 человек, находившихся на борту, в живых осталось четверо: я, Анатолий Банных, Виктор и Николай, фамилии которых я не помню. По моему мнению, катастрофа произошла из-за отказа двигателя. Я находился в период падения в грузовой кабине, где и очнулся. Потом я вышел из вертолета и стал искать оставшихся в живых, кто остался после падения в фюзеляже. В этот день мы остались ночевать у вертолета, так как у нас был запас дров и мы соорудили ночлег из подручных материалов. На следующий день — 10 января — мы с Анатолием взяли подручные предметы и отправились на гору, чтобы подавать сигналы о помощи. Там мы находились с десяти утра до четырех часов дня. В районе 12 часов дня мы видели самолет. В районе 13 часов — вертолет, но наши сигналы они не замечали. Вторую ночь мы ночевали также у вертолета. Продукты питания у нас были. Утром 11-го числа мы снова отправились на гору, взяв находящуюся на месте катастрофы аварийную радиостанцию и сигнальную ракету. На мои запросы на аварийной частоте не было ответа, а в 11 часов утра я обнаружил… две избушки. Решил отправиться к ним, а Анатолий остался на горе. Спустившись к ним, я обнаружил, что там никого нет, и решил отправиться вниз по реке в поисках дороги или населенного пункта. Примерно в 15.00 я увидел снегоход и стал подавать ему сигналы, которые были замечены. На снегоходе было два человека: старший прапорщик Бедин и спасатель. Я указал на место падения. Около 16.30 меня привезли в „Солонешенское“ отделение, где напоили горячим чаем, и я стал дожидаться прибытия машины скорой медицинской помощи».

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Ложный след «Боинга» Ложный след «Боинга»

Международное «расследование» проигнорировало предоставленные факты и назначило Россию виновной в катастрофе MH17

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье