18+
суббота, 3 декабря
Происшествия

Паром «Lisco Gloria» едва не повторил судьбу «Эстонии»

Взрыв на литовском судне пока не считают терактом

  
69

В Балтийском море между германским берегом и датским островом Лангеланд горит судно «Lisco Gloria». Пассажиры и экипаж эвакуированы. Пожарные пока так и не смогли справиться с огнем на пароме «Lisco Gloria», который шел из германского Киля в литовскую Клайпеду и загорелся в ночь на субботу. По предварительным данным, эвакуировать удалось всех.

Однако точное количество пассажиров (они из Германии, России, Литвы, Латвии, Дании и Аргентины) не совсем ясно. Приводятся разные цифры — от 240 до 300. По данным германской полиции, удалось успешно эвакуировать 249 человек. Однако компания-владелец ранее сообщала, что в списках на пароме должны были быть 204 пассажира и 32 члена экипажа.

Литовский паром «Lisco Gloria» построен в 2002 году, в нем 302 места в каютах. Принадлежит судоходной компании DFDS Seaways (Клайпеда).

Представитель компании-владельца выразил недоумение в связи с разницей в цифрах. А руководитель кильской морской полиции Уве Марксен сказал: «Мы надеемся, что спасли всех». Пассажиры и члены экипажа достравлены в Киль на вертолетах и германском пароме «Дойчланд».

Разнятся и данные о пострадавших — от 30 до 51 человека. В основном это легкие травмы, ранение разбившимся стеклом, отравление дымом — оно зафиксировано у 22 школьников и их педагогов из Литвы, возвращавшихся с экскурсии. У двоих пассажиров отравление сильное. 23 человека, в том числе четверо детей, доставлены в больницы.

По первым же данным — пожар начался из-за взрыва. Если бы около парома не находилось множество судов, могла бы произойти тяжелая трагедия наподобие катастрофы парома «Эстония», которая случилась тоже осенью — в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года. «Эстония» затонула, погибли 852 человека. До сих пор ходят версии о теракте, хотя по официальным данным «Эстония» затонула во время шторма из-за недостатков конструкции.

Возникли разговоры о теракте и сейчас.

Европа сегодня живет в ожидании терактов. Власти США даже предостерегли 3 октября своих сограждан от поездок в Старый Свет из-за опасности атак террористов — с соответствующим обращением выступил госдепартамент, предупредивший о возможных нападениях со стороны боевиков «Аль-Каиды». К тому же спецслужбы Франции, ФРГ и Великобритании, предотвратившие недавно серию терактов, выяснили, что в группы боевиков-исламистов входили граждане Германии, чеченцы и арабы. И хотя литовская госбезопасность ранее сообщала, что республика пока не нуждается в усилении мер против террористической угрозы, паром-то шел из Германии. Так ли уж трудно подложить взрывчатку на огромное судно длиной более 200 метров?

Однако пока версия теракта исключается. Первым предположение о взрыве неисправной машины высказал дежурный оперативного командования военно-морских сил Дании. «По имеющейся на данный момент информации, причиной пожара стал взрыв грузовика на одной из нижних палуб, после чего огонь быстро распространился по всему судну», — сказал он. Затем это подтвердил представитель МВД федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Йоахим Гутт. «Мы исключаем предумышленное преступное деяние или террористический акт», — заявил он на пресс-конференции в Киле.

Но возможно ли дать однозначный ответ, пока на судно не ступят эксперты? А оно горит и, возможно, затонет. Ночью пожарные прекратили борьбу с огнем, потому что крен парома составил 20 градусов, возникла опасность затопления. По некоторым данным, на борту произошел второй взрыв, усугубивший ситуацию.

Вокруг парома несколько германских и датских спасательных судов. Эвакуированный с судна водитель грузовика из Эстонии Айвар Тюрнпуу рассказал местным журналистам, что трагедии удалось избежать благодаря тому, что место, где находился паром, — самое узкое между Данией и Германией.

По сведениям эстонской газеты «Postimees», в момент взрыва рядом с паромом находилась баржа, что облегчило спасение пассажиров и экипажа. Эстонский водитель рассказал, как почувствовал в каюте чад от горящего кабеля. «Я оделся и побежал искать выход», — говорит он. Сильной паники по его словам не было. «Местами, когда все пошли в лодку спасателей, была небольшая толкотня». Когда лодка отчалила от парома, паром горел открытым огнем.

По сведениям, полученным от германских пожарных, температура в трюме превышает 800 градусов Цельсия. Представитель военно-морских сил Дании сообщил, что пока вокруг горящего судна не замечено загрязнения, хотя в резервуарах находится 200 тонн топлива.

На настоящий момент пострадавшие размещены в гостинице Киля, ожидают возвращения домой. Для доставки людей в Литву намечены специальные авиарейсы в воскресенье — Гамбург — Паланга — Вильнюс. Было также предложение продолжить дорогу в Клайпеду на другом пароме этой же компании — «Lisco Maxima», однако некоторые пассажиры в шоке и боятся возвращаться на судне.

Многие пассажиры — а большинство из них (178) граждане Литвы — пожаловались журналистам на то, что германские власти не в должной мере заботятся о пострадавших. Так, долгое время некоторые находились в мокрой одежде. Им, если судить по жалобам, не сразу предоставили пледы, места для отдыха, выдали только по одному бутерброду.

Но в любом случае сделано главное — люди спасены. Трагедия «Эстонии» не повторилась.

Литва

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня