18+
воскресенье, 4 декабря
Происшествия

Знакомые погибшего экипажа Ми-24 не верят в «ошибку пилотов»

У села Надеждинка Саратовской области разбились молодые, но вполне профессиональные пилоты

  
518

Разбившийся сегодня, 3 февраля, учебный вертолет Ми-24 принадлежал Сызранскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Жертвами катастрофы стали командир экипажа лейтенант Карташев Илья Алексеевич, 2008 года выпуска, лётчик-инструктор Сафонов Сергей Викторович, 2002 года выпуска и бортовой техник Хубеев Ринат, окончивший Кировское летное училище. Экипаж выполнял полет в зону на простой пилотаж, говорится в сообщении сайта СВВАУЛ.

— Курсантов на борту не было, — подтвердил корреспонденту «СП» оперативный дежурный Сызранского гарнизона.

Первоначально появилась информация, что поисковики нашли тела двух летчиков, однако оперативный дежурный сообщил, что уже обнаружены все погибшие.

Вертолет Ми-24 разбился в 11.45 по московскому времени во время плановых полетов. ЧП произошло в 18 километрах от города Пугачева Саратовской области, где базируется учебная площадка и вертолетный полк училища, рядом с селом Надеждинка. В район падения машины сразу вылетела оперативно-следственная группа.

«С места крушения вертолета были изъяты средства объективного контроля. Причины катастрофы устанавливаются. На месте падения вертолета жертв и разрушений нет», — сказал начальник Службы информации и общественных связей ВВС подполковник Владимир Дрик.

Знакомые погибших пилотов сейчас в шоке от случившегося.

— Сережа Сафонов разбился? Это правда? — долго не мог поверить этой трагической новости, услышанной от корреспондента «СП» Валерий Катков — один из руководителей Сызранской организации ветеранов Вооруженных сил и военных пенсионеров. — Я ведь отлично знал его лично. Могу сказать о нем только хорошее, он хоть и молодой, но нормальный мужик. Всегда горой стоял за друзей… У нас все часто меняется, приходят-уходят курсанты, жизнь сложная. Но Сережа всегда умел находить общий язык со всеми, в каких- либо спорах на рожон не лез. Можете спросить о нем в училище многих, они подтвердят мои слова. В училище Сафонов отвечал за обучение курсантов полетам. Поэтому больше времени проводил не в Сызрани, а в Пугачеве, где стоит учебный полк. Там ребята с 4−5 курсов безвылазно живут. В Сызрань, в училище, Сергей и другие инструкторы приезжали в основном за инструкциями. Я лично не могу судить как специалист, но те, кто знал Сергея именно как летчика, говорили о нем всегда уважительно. Поэтому мне кажется, даже если начнут некие эксперты рассуждать об ошибках пилотов, — дело совсем не в этом.

Причины катастрофы вертолета сейчас выясняет специальная комиссия. «Судя по обнаруженным на месте падения обломкам вертолета, можно сделать вывод, что он начал разрушаться еще в воздухе. Поэтому предварительно можно сказать, что катастрофа произошла по технической причине. Хотя комиссия не исключает и все другие возможные версии» — сообщил агентству «Интерфакс» источник в комиссии. Точный ответ о причинах крушения даст расшифровка «черных ящиков».

В ближайшее время военная прокуратура намерена возбудить уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).


Из досье «СП»

Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ) — единственный в России ВУЗ, готовящий вертолетчиков. СВВАУЛ выпустило около 20 тысяч военных летчиков. 37 из них дослужились до генеральских погон, 25 были удостоены геройского звания (полковник Талгат Бегельдинов — дважды). Прославили училище и спортсмены. Выпускник СВВАУЛ подполковник А. Осипов выполнил более 16000 прыжков с парашютом, 50 раз становился чемпионом мира, занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

По отзывам преподавателей, ВУЗ сегодня переживает не самые лучшие времена — сильно изношена матчасть, техника устарела и требует замены. О новых машинах сызранцы лишь мечтают. С грустью здесь вспоминают о временах, когда налет выпускников СВВАУЛ составлял в среднем по 200 часов.

Создавалось училище перед войной 1941 г., как школа летчиков для бипланов. С осени 1941-го «растила» планеристов для воздушно-десантных войск. После войны ее переименовали в военно-авиационное планерное училище.

В 1950-м состоялся легендарный полет к Северному полюсу выпускников школы Вадима Шмелева и Алексея Фролова на тяжелых десантных планерах, буксируемых самолетами.

5 апреля после изнурительного перелета сели на заранее разведанную льдину в 300 км от Северного полюса.

Позже училище приступило к подготовке вторых пилотов для Ли-2.

В 1966 году училище стало ВУЗом.

Экипажи патрулировали с воздуха трубопроводы и ЛЭП, помогали во время стихийных бедствий. Участвовали вертолетчики в космической эпопее. Именно сызранцы доставляли с места посадки на базу первых космонавтов Гагарина и Титова.

В 1973-м году сызранцы стали абсолютными чемпионами в личном и командном зачетах на мировом первенстве. И побеждали еще 6 раз, установив около 80 мировых рекордов.

В 1968-м в СВВАУЛ поступили вертолеты Ми-8. Им выпало стать «рабочими лошадками» в «Афгане». Сотни выпускников СВВАУЛ прошли через горнило той войны, многие не вернулись.

В апреле 1986 го Экипажи СВВАУЛ вели разведку искореженного реактора Чернобыля, участвовали в строительстве саркофага.


Летчики Сызранского училища, погибшие в мирное время

1955 год. Во время ночных полётов на вертолёте Ми-4, из-за отказа авиационной техники, погиб техник ВЭ по радиооборудованию старший лейтенант Терсенко Степан.

1956 год. В полёте по маршруту, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Пелевин И.П. и курсант Кобанов.

1968 год. Из-за отказа управления на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Носов А.И., курсант Низалиев, бортовые техники лейтенанты Романов и Зайцев.

1970 год. Из-за отказа управления на вертолёте Ми-1, погиб подполковник Борисов Н. В.

24 августа 1979 года. На вертолёте Ми-2 погибли лётчик-инструктор лейтенант Лукьянов А. Ф., курсант Сабитов Р. И., бортовой техник прапорщик Ревин С. И.

30 августа 1980 года. Из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погибли курсант Саламатин И. В., сержант Попков С. Е., бортовой техник прапорщик Егоров В. М.

20 июня 1984 года. Из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погиб лётчик-инструктор старший лейтенант Буйлов А. Н.

20 января 1985 года. Из-за попадания в условия, в которых экипаж не был подготовлен, на вертолёте Ми-2, погибли майор Лоскутов В. А. и бортовой техник прапорщик Рябов В. Г.

10 декабря 1987 года. Из-за столкновения с землёй, при попадании в зону тумана, в катастрофе Ми-24 погибли лётчик- инструктор старший лейтенант Козель В. Г., лётчик-оператор старший лейтенант Мицкевич А. С. и бортовой техник старший лейтенант Перминов С. В.

6 мая 1988 года. Из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ка-27, погибли лётчик- инструктор капитан Чекунин С. И. и курсант Тагин В. В.

7 июня 1988 года. На вертолёте Ми-24 погиб младший сержант Шемет Р. В.

29 июня 1988 года. Из-за отказа управления на вертолёте Ми-8т, погибли подполковник Селин В.В., правый лётчик капитан Прокофьев С. А. и бортовой техник лейтенант Кирихин И. В.

9 июня 1989 года. Из-за разрушения в полёте главного редуктора на вертолёте Ка-27, погиб курсант Муллагильдин Р. М.

20 сентября 1989 года. На вертолёте Ми-24 погиб лётчик-оператор лейтенант Турукин А. В.

1 августа 1997 года. Из-за отказа управления в полёте на вертолёте Ми-24, погибли заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Никишин В. Я., курсант Никифоров Е. А. и ботовой техник старший лейтенант Суханов А. Ю.

24 июля 2003 года. В связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-8т, погибли лётчик-инструктор лейтенант Неверов Ю. П., курсант Кирюшин С. В. и бортовой техник прапорщик Иванов И. В.


Ми-24 (Hind — по классификации НАТО) — советский транспортно-боевой вертолёт. В 1971 году начался серийный выпуск этой машины. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Экипаж — 2 человека, имеется кабина для десанта из 8 человек. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на Ростовском вертолётном заводе.

Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин летчиков.

Ми-24У — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления. (Википендия)

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня