18+
вторник, 23 мая
Происшествия

Версия авиакастрофы в Амстердаме: «Боинг» погубили птицы

Сегодня разбился очередной лайнер злополучной серии «Боинг-737»

  
156

В аэропорту «Схипхол» в Амстердаме потерпел аварию пассажирский самолет авиакомпании Turkish Airlines Боинг 737−800. При посадке он не дотянул до взлетно-посадочной полосы, ударился о землю и развалился на три части. В настоящее время изуродованный лайнер, следовавший из Стамбула (рейс № 1951) лежит на фермерском поле близ аэропорта. К счастью, топливо в баках самолета было выработано почти полностью и во время катастрофы обошлось без пожара, благодаря чему большинство из 135 пассажиров осталось в живых. В настоящее время работа «Схипхола» временно приостановлена.

В первых сообщениях о пострадавших говорилось, что погиб один человек, еще 20 получили ранения.

— Если так, то это большая удача, — заявил корреспонденту «СП» пилот Боинга-747 одной из московских авиакомпании Александр Савелов, — я видел в новостях упавший самолет и считаю, что при подобных повреждениях должно было погибнуть гораздо больше пассажиров. Один погибший — это большая удача.

Правда, по другой информации, пришедшей позже из министерства транспорта Турции, говорилось, что в катастрофе выжили лишь от 40 до 50 пассажиров.

Более точные данные привел позднее Михил Безейэн, заместитель бургомистра города Харлеммермеер, рядом с которым рухнул Боинг -737. Он заявил, что при падении самолета погибли девять человек. В то же время турецкое телевидение называло другую цифру — 10 человек.

Причины катастрофы пока не называются. Но по данным «Свободной прессы», вполне возможно, что причиной падения стала попавшая в двигатель птица. По крайне мере,

аэропорт Амстердама «Схипхол» известен огромным количеством пернатых обитающих поблизости. Пару лет назад служащие аэропорта вынуждены были раскошелиться и купить механического ястреба, для отпугивания птиц. Вместе с тем, для защиты приземляющихся и взлетающих самолетов была создана особая служба, которая отпугивает пернатых специальными записями звуков тревоги и опасности, коротко стрижет траву и выгоняет упорно гнездящихся на территории чибисов, используя собак. А механический ястреб является радиоуправляемой летающей моделью, которая выполняет роль пугала.

Вообще проблема безопасности самолетов от птиц остро стоит перед всеми аэропортами мира. Так, 15 января, лайнер А-320, выполнявший рейс из нью-йоркского аэропорта в город Шалотт, столкнулся со стаей птиц сразу после взлета. Из-за того, что в оба двигателя самолета попали птицы, лайнер упал в Гудзон и только мастерство пилота позволило всем 150 пассажирам и 5 членам экипажа остаться в живых.

Впрочем, есть и друга версия ЧП. По словам эксперта в авиационной отрасли Любви Феоктистовой, «вполне вероятно, что при посадке не вышла передняя стойка шасси. Автоматически при ударе остальных колес переднюю часть могло оторвать». При этом Феоктистова подчеркнула, что корпус самолета развалился по самым уязвимым местам. В тоже время она полагает, что пилоты могли просто нарушить глиссаду (траектория полета, которая не создает для самолета при взлете и посадке и не доставляет проблем пассажирам). Причиной нарушения траектории, в связи с финансовым кризисом, могла стать простая экономия топлива.

ИЗ ДОСЬЕ «СП»

Амстердамский аэропорт «Схипхол»

Аэропорт расположенный в 17,5 км. к юго-западу от Амстердама. Это главные воздушные ворота Европы наряду с лондонским аэропортом «Хитроу» в Великобритании, Франкфурстким международным аэропортом в Германии и парижским Международным аэропортом имени Шарля де Голля во Франции. В прошлом году «Схипхол» обслужил около 50 миллионов пассажиров. В «Схипхоле» пять взлётно-посадочных полос, ещё одна ВПП обслуживает рейсы малой авиации.

Аэропорт построен, как один большой терминал с большими залами для пассажиров, строительство последнего из них было закончено в 1994.

«Схипхол» выиграл более 120 призов за время существования. В 1980, 1981, 1984, 1985, 1986, 1990 и 2003 годах он признавался лучшим аэропортом мира. «Схипхолу» принадлежал титул «Лучшего аэропорта Европы» в течение 15 лет подряд (1988—2003). Он обслуживает рейсы 260 направлений в 91 страну мира. На сегодняшний день рейтинг Skytrax аэропорта — 4 звезды, такой рейтинг есть только у 6 аэропортов мира.

Особенность «Схипхола» такова, что он один из всех крупнейших коммерческих аэропортов мира находится ниже уровня моря на три метра. Поэтому и высота башни управления воздушным движением — больше 100 метров, кстати, это одно из самых высоких в мире аэропортовских построек.

Авиакомпания Turkish Airlines

Является национальным авиаперевозчиком Турецкой Республики. Свою историю она ведёт с 20 мая 1933 года. В 1955 предприятие вышло из прямого подчинения государственным структурам и превратилось в акционерное общество с уставным капиталом 60 миллионов турецких лир. 1 марта 1956 авиакомпания сменила название на Türk Hava Yollari — Turkish Airlines (Турецкие авиалинии), которое носит по сей день.

Реактивная эра началась 7 августа 1967, когда Turkish Airlines получила первый авиалайнер DC-9. Постепенно «Дугласы» заменили Vickers Viscount на европейскких и ближневосточных трассах. В 1971−1072 по лизингу были поставлены четыре Boeing 707, принадлежавшие ранее Pan American.

В 1984 авиакомпания вновь стала государственным предприятием с уставным капиталом в 60 миллиардов турецких лир. В 1985 Turkish Airlines получила первый «Аэробус» — A310. Это позволило расширить сеть линий в Европу, на Ближний Восток, в Северную Африку. В 1986 рейсом в Сингапур началось обслуживание регулярных линий на Дальний Восток. Позже открылись линии в Бангкок, Куала-Лумпур и Токио. В 1990-е к ним добавились линии в Китай и Южную Корею. В августе 1988 открылись полёты Turkish Airlines в Нью-Йорк через Брюссель. В 1989 самолёты турецкой авиакомпании начали летать в Москву. В 1991 на магистрали средней дальности вышли самолёты Boeing 737−400. В июле 1993 появились региональные Avro RJ100 и дальнемагистральные A340. В сентябре того же года была поглощена авиакомпания THT Hava Yollari на линиях которой летали Ан-24РВ.

В середине 1990-х происходило обновление реактивного флота — в 1994 с линий сняли DC9, в 1995 переделали в грузовую версию три Boeing 727. Их заменили Boeing 737−400 и Boeing 737−500. Продолжалось пополнение флота новыми A340, появились A320, на внутренние и ближние международные линии вышли ARJ70.

С 1998 начали поступать Boeing 737−800. В 2000 Turkish Airlines открыла линию Стамбул — Кишинёв. Сначала здесь работали самолёты ARJ100, затем Boeing 737−800.

Согласно сентябрьскому отчету 2006 АЕА (Association of European Airlines — Ассоциация Европейских Авиакомпаний) авиакомпания Turkish Airlines определена как самая быстроразвивающаяся авиакомпания Европы с увеличением пассажиропотока на 23,5%. Согласно тому же отчёту, Turkish Airlines также названа наиболее надежной компанией в перевозке багажа — всего 4,3 места утерянного багажа на 1000 перевезенных пассажиров. По показателям пунктуальности Turkish Airlines занимает первое место с показателем 86,5% (т.е. 86,5% регулярных рейсов авиакомпании отправляются точно по расписанию).

Самые крупные аварии и катастрофы самолетов Boeing по версии издания «Газета»

1966 г.:

— 24 января, Франция — упал на склон гору Монблан и разбился пассажирский самолет Boeing-707 авиакомпании «Эйр Индиа» (Индия), совершавший рейс Бомбей — Нью-Йорк. Погибли 114 человек.

1968 г.:

— 6 марта, Гваделупа — потерпел аварию пассажирский самолет Boeing-707 авиакомпании «Эр Франс» (Франция), совершавший рейс Сантьяго-Париж. Погибли 63 человека.

1973 г.:

— 11 июля, Франция, близ г. Парижа — разбился пассажирский самолет Boeing-707 бразильской авиакомпании, совершавший рейс Рио-де-Жанейро — Париж. Причина — пожар на борту. Погибли 123 человека.

1977 г.:

— 27 марта, Испания, о-в Тенерифе — столкновение на территории аэропорта двух пассажирских самолетов Boeing-747. Причина — выполнение экипажем одного из самолетов взлета без разрешения диспетчерской службы. Погибли все находившиеся на бортах самолетов 583 человека.

1985 г.:

— 23 июня, Ирландия, прибрежная акватория Атлантического океана — разбился пассажирский самолет Boeing-747 авиакомпании «Эйр Индиа» (Индия), совершавший рейс Торонто-Бомбей. Погибли все находившиеся на борту самолета 329 человек.

— 12 августа, Япония, к западу от г. Токио — разбился пассажирский самолет Boeing-747 авиакомпании «Джапан Эрлайнз» (Япония). Погибли все находившиеся на борту самолета 542 человека.

1992 г.:

— 31 июля, Китай, провинция Гуанси, близ г. Нанкин — потерпел катастрофу пассажирский самолет Boeing-737 китайской авиакомпании. На борту самолета находился 141 человек. Погибли 106 человек.

— 4 октября, Нидерланды, г. Амстердам — грузовой самолет Boeing-747 израильской авиакомпании упал на один жилой районов города. За несколько мгновений до катастрофы по причине усталости металла от корпуса самолета оторвались два двигателя. Погибли 4 находившихся на борту самолета человека и 43 жителя города.

— 24 ноября, Китай, Гуанси-Чжуанский автономный район, близ г. Гуйлинь — потерпел катастрофу пассажирский самолет Boeing-737 китайской авиакомпании. Погибли все находившиеся на борту 141 человек.

— 22 декабря, Ливия, близ г. Триполи — столкновение в воздухе пассажирского самолета Boeing-727 и военного самолета МиГ-23. Погибли все находившиеся на бортах самолетов 157 человек.

1995 г.:

— 9 августа, Сальвадор, близ г. Сан-Сальвадор — врезался в вулкан Чиконтепек пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Авиатека» (Гватемала). Погибли все находившиеся на борту самолета 60 человек.

1996 г.:

— 12 ноября, Индия, близ г. Дели — при выполнении снижения для посадки столкнулись пассажирские самолеты Boeing-747 и Ил-76 саудовской и казахстанской авиакомпаний соответственно. Погибли все находившиеся на бортах самолетов 372 человека.

1997 г.:

— 8 мая, Китай, г. Шэньчжэнь — при выполнении посади разбился пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Чайна Саузерн Эйрлайнз» (Китай). На борту самолета находились 74 человека. Погибли 35 человек.

— 6 августа, о-в Гуам — при выполнении посадки разбился пассажирский самолет Boeing-747 южнокорейской авиакомпании. Погибли 229 человек, спасены 25 человек.

1999 г.:

— 31 августа, Аргентина, близ г. Буэнос-Айрес — при выполнении взлета разбился пассажирский самолет Boeing-737. Погибли порядка 80 человек.

2000 г.:

— 31 октября, Тайвань, близ г. Тайбэй — при выполнении взлета совершил столкновение с автомобилем технической службы аэропорта и взорвался пассажирский самолет Boeing-747 сингапурской авиакомпании, который должен был совершить рейс Тайбэй — Лос-Анджелес. На борту самолета находились 179 человек. Погибли 83 человека.

2002 г.:

— 15 апреля, Южная Корея, близ г. Пусан — врезался в склон горы и разбился пассажирский самолет Boeing-767 китайской авиакомпании, совершавший рейс Пекин-Пусан. Причина — неблагоприятные погодные условия. На борту самолета находились 11 членов экипажа и 155 пассажиров. Погибли 125 человек. Пропали без вести 3 человека.

— 7 мая, Тунис, близ столицы страны — врезался в склон холма и разбился пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Иджипт Эйр» (Египет), совершавший рейс Каир-Тунис. Основная причина — неблагоприятные погодные условия. На борту самолета находились 63 человека. Погибли 30 человек.

— 25 мая — разрушился в воздухе пассажирский самолет Boeing-747 авиакомпании «Чайна Эйрланз» (Тайвань), совершавший рейс Тайбей-Гонконг. Погибли все находившиеся на борту самолета 225 человек.

— 1 июля, Германия, близ Боденского озера — на высоте порядка 12 тыс. м столкнулись грузовой самолет Boeing-757 авиакомпании «Ди-Эйч-Эл» и пассажирский самолет Ту-154 авикомпании «Башкирские авиалинии». На борту последнего находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров (более половины из которых — дети). Погибли все находившиеся на бортах самолетов люди.

2003 г.:

— 6 марта, Алжир, близ г. Таман-Рассет — через несколько минут после взлета загорелся и упал пассажирский самолет Boeing-737. Погибли все находившиеся на борту самолета 102 человека.

— 8 июля, Судан, близ г. Порт-Судан — через несколько минут после взлета при заходе на аварийную посадку разбился пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Судан Эйруэйс» (Судан), который должен был совершить рейс Порт-Судан — Хартум. Причина — техническая неисправность. На борту самолета находились 11 членов экипажа и 105 пассажиров (в том числе граждане Великобритании, Индии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Палестины, Судана и Эфиопии, а также командующий силами противовоздушной обороны Судана генерал Нур аль-Хода Фадлалла и депутат парламента Судана Тахер Аббакри). Погибли все находившиеся на борту самолета, однако, по сообщению суданского телевидения, на месте катастрофы был обнаружен оставшийся в живых двухлетний ребенок.

— 25 декабря, Бенин, близ г. Котону — при выполнении взлета врезался в одно из строений на территории аэропорта, взорвался и упал в море пассажирский самолет Boeing авиакомпании «УТА», который должен был совершить рейс Котону-Бейрут. На борту самолета находились, по различным данным, от 140 до 200 человек. Остались в живых 17 человек.

2004 г.:

— 3 января, Египет, близ г. Шарм аш-Шейх, прибрежная акватория Красного моря — через несколько минут после взлета упал пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Флэн Эйр» (Египет), который должен был совершить рейс Шарм аш-Шейх — Каир — Париж. Причина — техническая неисправность. Погибли все находившиеся на борту 6 членов экипажа и 148 пассажиров (в том числе не менее 127 граждан Франции).

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня