Происшествия

СМИ: ответственность за энергетический сбой несет руководство аэропорта «Шерметьево»

  
12

Отключение электроэнергии в «Шереметьево» может стоить его главе не только кресла, а аэропорту — взысканием огромных сумм по гражданским искам.

12 сентября в 8:50 утра в аэропорту «Шереметьево» произошло отключение электроэнергии. Причиной сбоя, как выяснилось, стал скачок напряжения на одной из трансформаторных подстанций компании «Северные электрические сети» (филиал ОАО «МОЭСК»). Сбои в энергоструктуре в России, увы, стали привычными. Но вот с проблемами в резервной энергосистеме столичного аэропорта столкнулись впервые.

Дело в том, что по правилам на таких объектах как аэропорт, требующих постоянного энергоснабжения, должна быть система автономного энергообеспечения — резервные генераторы, которые должны включатся автоматически при исчезновении внешнего энергоснабжения. В «Шереметьево» эти генераторы есть, но при сбое внешнего электропитания включились не все — как выяснилось, из-за неисправности одного из генераторов. Ситуация, как подчеркивают эксперты, которой не должно быть в принципе — «Шереметьево» относится к первой категории по оценке уязвимости, и у объектов такой категории вообще не должно быть проблем с электропитанием. Ведь от стабильности энергоснабжения зависит вся жизнь аэропорта, в том числе — управление движения воздушными судами, взлетающих и идущих на посадку.

На данный момент известно, что в результате сбоя оказался обесточен терминал D, место базирования авиакомпании «Аэрофлот». По сообщениям информагентств уже известно, что не работала система регистрации пассажиров. Имелись ли сбои в других системах, пока неизвестно, но и одного отключения системы регистрации в самом «проходном» терминале, у крупнейшего российского перевозчика — ЧП далеко не маленького масштаба.

Все эксперты единодушны — за сбой отвечает администрация аэропорта.

«У аэропорта есть договор с энергоснабжающей организацией на определенный объем электроэнергии. На случай сбоя аэропорт должен быть оборудован резервными независимыми автономными энергосистемами генераторами. И если их мощностей не хватило — а, как уже известно, их не хватило на терминал D, — администрация аэропорта должна отвечать за это, потому что это вопрос безопасности, — говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Avia. «Администрация должна следить за исправностью резервного оборудования, проводить профилактические проверки. Это все описано. Если у вас есть резервное оборудование, то оно должно быть исправно, и вы должны это дело контролировать. Иначе это не резерв, а нечто, лежащее на складе», — подтверждает Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения».

По его мнению, самое страшное, что может случиться в случае отсутствия энергоснабжение — отключение аэродромного навигационного оборудования и командно-диспетчерского пункта. По словам Синицкого, последнее случилось только однажды — еще в советском Ростове. «Тогда один из диспетчеров вслепую, по сохранившейся радиосвязи, посадил все самолеты, за что был награжден орденом», — вспоминает эксперт. Но тогда самолетов было в разы меньше, чем сейчас в Шереметьево. Так что трудно представить себе, какие трагедии могли разыграться в московском небе. «Теперь надо разбираться, какие системы работали при сбое, какие нет, — считает Гусаров. — В зависимости от этого, будет и наказание. Ответственность аэропорта, в первую очередь, административная, но в случае гибели или угрозы гибели людей, угрозы безопасности полетов может быть и уголовная ответственность».

Как сообщил источник в Минэнерго, вопрос об ответственности руководства аэропорта будет рассматриваться на ближайшем заседании правительства. Кстати, он сообщил, что администрация «Шереметьева» нарушила и ведомственный регламент, который обязывает ее своевременно информировать о подобных инцидентах министерство. «Этого сделано не было», -- утверждает источник.

А на данный момент уже известно, что «Аэрофлот» готовит иск к «Шереметьево». О сумме иска не сообщается, но эксперты отмечают, что помимо возмещения ущерба авиакомпания вправе потребовать и компенсации репутационных издержек. А для «Аэрофлота», сумевшего за несколько лет превратиться из «осколка советской эпохи» в одну из лучших компаний Европы, они могут быть велики. Могут последовать и другие иски. «За нанесенный ущерб пассажирами и авиакомпаниями, которые пострадали из-за сбоя, вполне может быть предъявлен иск к аэропорту», -- говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт». Причем, если пассажир летел по делам, он вполне может предъявить и иск о возмещении упущенной выгоды — если сможет доказать, что из-за сбоя была, например, сорвана сделка или его компания лишилась клиента.

Инцидент неприятно отразится и на имидже России — такая халатность в аэропорту, которым правительство гордилось как одним из лучших инфраструктурных проектов, ставит под сомнение его успешность и может перечеркнуть планы объединения всех аэропортов столичного авиаузла под госуправлением.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня