Происшествия

Грузинский спецназ взял на вооружение тактику сомалийских пиратов

14 российских моряков с теплохода «В. Успенский» оказались в плену в порту Батуми. Переговоры с судовладельцем не ведутся

  
30

Вчера вечером, 6 апреля, в Черном море корабль береговой охраны грузинских ВМС захватил теплоход «В. Успенский», следовавший из турецкого порта Хопо в порт Азов. Теплоход шел под флагом Камбоджи, но под управлением российского экипажа, состоящего из 14 человек. Груза на борту «В. Успенского» не было.

Корреспонденты «СП» связались с главным редактором издания «Морской бюллетень-Совфрахт» Михаилом Войтенко, который оперативно отслеживает всю информацию о морских происшествиях

«СП»: — Михаил, как все было?

— Информации о задержании судна поступила в 22.07 по московскому времени. К теплоходу приблизился грузинский катер, с которого на теплоход высадился грузинский десант — 13 автоматчиков. Они провели обыск, изъяли судовые документы и паспорта наших моряков. После этого «В. Успенский» был отконвоирован в порт Батуми. В 00.15 досмотровая группа покинула судно, забрав всю документацию. Предположительно, судно задержано за нарушение режима плавания.

Информацию о захвате подтвердили и в Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службе РФ. В Госморспасслужбе также сообщили, что теплоход «В. Успенский» был приписан к порту Пномпень. Сейчас теплоход находится в Батуми. Это попахивает очередной грузинской провокацией — уж больно демонстративно все было сделано. Под прицелом автоматов, с обыском, изъятием всех судовых документов.

— Нарушение режима плавания в мировой практике дело нередкое. Обычно вопрос стараются решить по-мирному. Подскочили бы, сказали: ты не в том районе, уходи. Все — вопрос закрыт, — говорит Михаил Войтенко, за плечами которого более двух десятков лет работы в море.

«СП»: — То есть, «В. Успенский» зашел в территориальные воды Грузии?

— Или в их воды, или попал в район, где плавание ограничено оп каким-то причинам. В любом случае все решить можно было на месте. Ведь явно было, что это судно — не браконьер какой-то, не контрабандист, и чего надо было дурковать?

«СП»: — Чем чревата ситуация, в которую попали российские моряки?

— Я думаю, судовладельцу предъявят како-либо шраф. А судовладелец уже решит — либо судиться, либо платить. Может, дешевле будет заплатить, потому что теплоход должен ходить. А вообще это очень нехорошая такая политика.

«СП»: — Да, смахивает на тактику сомалийских пиратов…

— К сожалению, ряд государств к этому прибегают. В частности, часто прибегает к этому в Северной Корее, в некоторых странах Африки. Да и наши тоже иногда так действуют.

«СП»: — А если владелец решит судиться, что будет с экипажем?

— Надеюсь, ничего. Моряки будут находиться на теплоходе. Постоят, да уйдут. Но сам факт, конечно, неприятен. Для судовладельца это убытки, расходы, а в нынешней ситуации считать приходится каждую копейку… По-соседски это надо все решать. Ну, судно попало в их воды. Но, может, у них поломка была, или что-то с непогодой связано. Надо же понимать такие вещи. Составь бумагу, пусти ее потом по инстанциям и вопрос исчерпан. Зачем же арестовывать? Что они, преступление какое совершили?

Справка «СП»

Теплоход «В. Успенский». Дедвейт (сколько принимает груза) — 5379 тонн, был построен в 1978 году, ходит под флагом Камбоджи, оператор «Волго-Дон Шиппинг» (см. досье внизу), Ростов на Дону.

Корреспонденты «Свободной прессы» дозвонились до Волго-Донского пароходства. На вопросы ответил представитель компании Виктор Мякушко.

«СП»: — Виктор Викторович, как происходило задержание теплохода?

— Мы узнали о том, что наш теплоход «В. Успенский» задержан сегодня рано утром. На борт, по тем данным, что нам известны, высадился десант из 13 человек, вооруженных автоматами. Они изъяли судовые документы и паспорта наших моряков.

«СП»: — Уже удалось выяснить причины — почему задержан теплоход?

—  В данный момент наши представители, специалисты работают над этим вопросом, выясняя причину задержания.

«СП»: — С кем они ведут переговоры?

— Это больше какие-то мероприятия, а не переговоры. То есть, информации у нас пока еще очень мало. Собственно говоря, пока ее нет никакой.

«СП»: — Удалось ли вам связаться с экипажем?

— Да, мы разговаривали с капитаном. Он нам сообщил, что экипаж себя чувствует хорошо. Никаких дискриминационных мер или насилия к ним не применялось. Остается набраться терпения и ждать, как будут развиваться события дальше. Мы ожидаем, что ситуация прояснится во второй половине дня.


Из досье:

«Волго-Дон Шиппинг»

3 сентября 2004 года генеральный директор ОАО «Волго-Донское пароходство» Михаил Швалев подписал решение о внесении изменений в состав акционеров компании, согласно которому Taka Shipping Ltd, зарегистрированная в Монровии (Республика Либерия), стала собственником блокирующего пакета акций (29,47%). Акции либерийцами были приобретены у компании ООО «Консалт-Инвест» (6,78%) и бывшего многолетнего гендиректора ВДП Александра Лосева, ушедшего в отставку два месяца назад, сообщает «Коммерсантъ — Юг России». Taka Shipping Ltd является, по существу, «карманной компанией» холдинга, созданного в прошлом году экс-министром промышленности Ростовской области и нынешним председателем совета директоров ВДП Федором Швалевым — отцом нынешнего гендиректора пароходства. В холдинг входят три пароходства и ряд речных портов юга России. Федор Швалев — человек близкий к донскому губернатору Владимиру Чубу — ушел в отставку осенью 2002 года. Губернатор ставил ему условие: либо сосредоточиться на работе в органах власти, либо — на семейном бизнесе, в котором у Федора Швалева были заняты чуть ли не все члены его фамилии. Он выбрал второе и ушел в Волго-Донское пароходство, не утратив, впрочем, расположения губернатора. За два года он сумел консолидировать «Донречфлот», Волго-Донское и Кубанское пароходства, ряд небольших портов и подключился к деятельности Ассоциации судоходных компаний России, сведя свои активы в холдинг ЗАО «Азово-Донское пароходство». Он также объявил о намерении полностью обновить флот всех трех своих пароходств (инвестиции $ 100 млн до 2007 г.). Не без поддержки донского губернатора Федору Швалеву удалось не только практически монополизировать рынок, но и переключить на речной транспорт очень выгодную перевозку серы из Волгограда, которую раньше возили исключительно железной дорогой. ОАО «Волго-Донское пароходство» (ВДП) — одна из трех судоходных компаний, принадлежащих семье экс-министра промышленности Ростовской области Федора Швалева. В собственности жены экс-министра Галины Швалевой на 1 января 2004 года находилось 21,87% акций ВДП. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) принадлежит 25,5% акций, а экс-гендиректору пароходства Александру Лосеву — 29,15%. Помимо ВДП, семье Швалевых принадлежит также контрольный пакет акций ОАО «Донречфлот» (46,55% акций предприятия владеет Галина Швалева, а 4,5% — Михаил Швалев), который, в свою очередь, владеет 84,54% акций Кубанского речного пароходства (КРП) и 100% акций Азово-Донского пароходства, управляющего несколькими речными портами и другими активами семьи.

(Аналитический журнал «Слияния и поглощения», сентябрь 2004 года)

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня