18+
суббота, 21 октября
Происшествия

Грузинский спецназ взял на вооружение тактику сомалийских пиратов

14 российских моряков с теплохода «В. Успенский» оказались в плену в порту Батуми. Переговоры с судовладельцем не ведутся

  
30

Вчера вечером, 6 апреля, в Черном море корабль береговой охраны грузинских ВМС захватил теплоход «В. Успенский», следовавший из турецкого порта Хопо в порт Азов. Теплоход шел под флагом Камбоджи, но под управлением российского экипажа, состоящего из 14 человек. Груза на борту «В. Успенского» не было.

Корреспонденты «СП» связались с главным редактором издания «Морской бюллетень-Совфрахт» Михаилом Войтенко, который оперативно отслеживает всю информацию о морских происшествиях

«СП»: — Михаил, как все было?

— Информации о задержании судна поступила в 22.07 по московскому времени. К теплоходу приблизился грузинский катер, с которого на теплоход высадился грузинский десант — 13 автоматчиков. Они провели обыск, изъяли судовые документы и паспорта наших моряков. После этого «В. Успенский» был отконвоирован в порт Батуми. В 00.15 досмотровая группа покинула судно, забрав всю документацию. Предположительно, судно задержано за нарушение режима плавания.

Информацию о захвате подтвердили и в Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службе РФ. В Госморспасслужбе также сообщили, что теплоход «В. Успенский» был приписан к порту Пномпень. Сейчас теплоход находится в Батуми. Это попахивает очередной грузинской провокацией — уж больно демонстративно все было сделано. Под прицелом автоматов, с обыском, изъятием всех судовых документов.

— Нарушение режима плавания в мировой практике дело нередкое. Обычно вопрос стараются решить по-мирному. Подскочили бы, сказали: ты не в том районе, уходи. Все — вопрос закрыт, — говорит Михаил Войтенко, за плечами которого более двух десятков лет работы в море.

«СП»: — То есть, «В. Успенский» зашел в территориальные воды Грузии?

— Или в их воды, или попал в район, где плавание ограничено оп каким-то причинам. В любом случае все решить можно было на месте. Ведь явно было, что это судно — не браконьер какой-то, не контрабандист, и чего надо было дурковать?

«СП»: — Чем чревата ситуация, в которую попали российские моряки?

— Я думаю, судовладельцу предъявят како-либо шраф. А судовладелец уже решит — либо судиться, либо платить. Может, дешевле будет заплатить, потому что теплоход должен ходить. А вообще это очень нехорошая такая политика.

«СП»: — Да, смахивает на тактику сомалийских пиратов…

— К сожалению, ряд государств к этому прибегают. В частности, часто прибегает к этому в Северной Корее, в некоторых странах Африки. Да и наши тоже иногда так действуют.

«СП»: — А если владелец решит судиться, что будет с экипажем?

— Надеюсь, ничего. Моряки будут находиться на теплоходе. Постоят, да уйдут. Но сам факт, конечно, неприятен. Для судовладельца это убытки, расходы, а в нынешней ситуации считать приходится каждую копейку… По-соседски это надо все решать. Ну, судно попало в их воды. Но, может, у них поломка была, или что-то с непогодой связано. Надо же понимать такие вещи. Составь бумагу, пусти ее потом по инстанциям и вопрос исчерпан. Зачем же арестовывать? Что они, преступление какое совершили?

Справка «СП»

Теплоход «В. Успенский». Дедвейт (сколько принимает груза) — 5379 тонн, был построен в 1978 году, ходит под флагом Камбоджи, оператор «Волго-Дон Шиппинг» (см. досье внизу), Ростов на Дону.

Корреспонденты «Свободной прессы» дозвонились до Волго-Донского пароходства. На вопросы ответил представитель компании Виктор Мякушко.

«СП»: — Виктор Викторович, как происходило задержание теплохода?

— Мы узнали о том, что наш теплоход «В. Успенский» задержан сегодня рано утром. На борт, по тем данным, что нам известны, высадился десант из 13 человек, вооруженных автоматами. Они изъяли судовые документы и паспорта наших моряков.

«СП»: — Уже удалось выяснить причины — почему задержан теплоход?

—  В данный момент наши представители, специалисты работают над этим вопросом, выясняя причину задержания.

«СП»: — С кем они ведут переговоры?

— Это больше какие-то мероприятия, а не переговоры. То есть, информации у нас пока еще очень мало. Собственно говоря, пока ее нет никакой.

«СП»: — Удалось ли вам связаться с экипажем?

— Да, мы разговаривали с капитаном. Он нам сообщил, что экипаж себя чувствует хорошо. Никаких дискриминационных мер или насилия к ним не применялось. Остается набраться терпения и ждать, как будут развиваться события дальше. Мы ожидаем, что ситуация прояснится во второй половине дня.


Из досье:

«Волго-Дон Шиппинг»

3 сентября 2004 года генеральный директор ОАО «Волго-Донское пароходство» Михаил Швалев подписал решение о внесении изменений в состав акционеров компании, согласно которому Taka Shipping Ltd, зарегистрированная в Монровии (Республика Либерия), стала собственником блокирующего пакета акций (29,47%). Акции либерийцами были приобретены у компании ООО «Консалт-Инвест» (6,78%) и бывшего многолетнего гендиректора ВДП Александра Лосева, ушедшего в отставку два месяца назад, сообщает «Коммерсантъ — Юг России». Taka Shipping Ltd является, по существу, «карманной компанией» холдинга, созданного в прошлом году экс-министром промышленности Ростовской области и нынешним председателем совета директоров ВДП Федором Швалевым — отцом нынешнего гендиректора пароходства. В холдинг входят три пароходства и ряд речных портов юга России. Федор Швалев — человек близкий к донскому губернатору Владимиру Чубу — ушел в отставку осенью 2002 года. Губернатор ставил ему условие: либо сосредоточиться на работе в органах власти, либо — на семейном бизнесе, в котором у Федора Швалева были заняты чуть ли не все члены его фамилии. Он выбрал второе и ушел в Волго-Донское пароходство, не утратив, впрочем, расположения губернатора. За два года он сумел консолидировать «Донречфлот», Волго-Донское и Кубанское пароходства, ряд небольших портов и подключился к деятельности Ассоциации судоходных компаний России, сведя свои активы в холдинг ЗАО «Азово-Донское пароходство». Он также объявил о намерении полностью обновить флот всех трех своих пароходств (инвестиции $ 100 млн до 2007 г.). Не без поддержки донского губернатора Федору Швалеву удалось не только практически монополизировать рынок, но и переключить на речной транспорт очень выгодную перевозку серы из Волгограда, которую раньше возили исключительно железной дорогой. ОАО «Волго-Донское пароходство» (ВДП) — одна из трех судоходных компаний, принадлежащих семье экс-министра промышленности Ростовской области Федора Швалева. В собственности жены экс-министра Галины Швалевой на 1 января 2004 года находилось 21,87% акций ВДП. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ) принадлежит 25,5% акций, а экс-гендиректору пароходства Александру Лосеву — 29,15%. Помимо ВДП, семье Швалевых принадлежит также контрольный пакет акций ОАО «Донречфлот» (46,55% акций предприятия владеет Галина Швалева, а 4,5% — Михаил Швалев), который, в свою очередь, владеет 84,54% акций Кубанского речного пароходства (КРП) и 100% акций Азово-Донского пароходства, управляющего несколькими речными портами и другими активами семьи.

(Аналитический журнал «Слияния и поглощения», сентябрь 2004 года)

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня