Пассажирский Боинг-727 «Турецких авиалиний» летел из Стамбула в Тбилиси, а сел на грузинской военной базе «Вазиани» в 16 километрах от гражданского аэропорта. 69 пассажиров доставили в город на специальных автобусах. Начальник службы «Грузаэронавигация» Гиоргий Карбелашвили тут же собрал журналистов и заявил, что турецкий летчик совершил ОШИБКУ:
— Это очень редкий случай, но все обошлось благополучно.
По его словам, по данному факту будет проведено служебное расследование.
— В настоящее время пассажиры самолета на автобусах доставляются в Тбилисский аэропорт, расположенный в нескольких километрах от базы, — сказал Карбелашвили.
Этим рейсом летела корреспондент телеканала «Рустави 2» Тамара Багашвили, которая после приземления позвонила на работу и рассказал:
— Уже час и 15 минут находимся на военном аэродроме Вазиани. Пока официальных заявлений для пассажиров сделано не было. По предварительной информации, посадка была аварийной. Среди пассажиров полное спокойствие, однако когда нас переведут в тбилисский аэропорт, не известно.
Прокомментировать инцидент мы попросили нашего постоянно эксперта, штурмана российской гражданской авиации с 30 летним стажем Александра САВЕЛОВА.
«СП»: — Скажите, это возможно — лететь на один аэродром, а приземлиться на другой?
— Возможно, если пилот летел бы в глухой Африке, где нет ни людей, ни радиолокаторов, а самолет не оснащен прибором спутниковой навигации — JPS… Лишь в этом случае он мог ошибиться. Ну, представьте себе пустыню Сахара — 5 тысяч километров в поперечнике, в ее центре пилот замечает некую взлетно-посадочную полосу (ВПП), берет и плюхается на нее. После приземления понимает — сел не туда, а нужная полоса совсем в другой стороне, в 15 километрах отсюда.
«СП»: — Аэродром в Тбилиси — не похож на ВПП в центре Сахары…
— Совершенно верно! В Тбилиси приземляешься под непрерывным локационным контролем. До высоты 100 метров тебя на своем мониторе прекрасно видит диспетчер аэропорта. И если ты вдруг попрешь не в ту сторону, тебе моментально укажут: мужик, ты не туда повернул, возьми курс такой-то!
«СП»: — Выходит диспетчер не сказал этих слов?
— Поймите, пилот всегда приземляется туда, куда ему надо. Значит, в данной ситуации ему нужно было приземлиться именно на военную базу. Иначе не может быть. Скажем, я диспетчер, вы — пилот. Вы заходите на посадку в 30 километрах от меня, докладываете, что снижаетесь, причем в горной местности. Я вам даю координаты, высоту, эшелон. Вы игнорируете и летите по своему разумению… Так не может быть. Я много раз заходил на посадку в Тбилиси. Там не ошибешься — с Али идешь на Мухрани на 1500 метрах и потом заходишь на посадку.
«СП»: — Что-то подобное встречалось в вашей практике?
— Что-то подобное было на моей памяти в Душанбе, но еще в советское время. Там Ан-24 приземлился по ошибке на полосу ДОСААФ. Но она имела те же курсовые координаты и располагалось прямо перед основной полосой. К тому же и погода была плохая. Летчик доложил диспетчеру, что видит полосу, и тот дал разрешение на посадку. А видел пилот, как позже выяснилось, досаафовскую ВПП.
«СП»: — Может быть, турецкий летчик и грузинский диспетчер плохо говорили по-английски и не совсем понимали друг друга?
— Это маловероятно, поскольку пилот международного рейса в принципе не может плохо знать английский, так же, как и диспетчер международного аэропорта. А аэропорт Тбилиси, безусловно, международный. Единственное, что можно предположить — во время посадки турецкого Боинга, диспетчер отправился в соседнюю шашлычную пообедать. Но это тоже маловероятно.
К тому же, на каждом современном самолете стоит спутниковая навигация JPS, которая определяет местоположение самолета на карте с точностью до 18 метров. Для сравнения — ширина ВПП в Тбилиси — 60 метров. Весь маршрут, весь заход на посадку, все забито в компьютер. Навигатор на цветном дисплее показывает пилоту все точки координат, которые проходит самолет. Визуально это выглядит очень просто — по карте, по проложенному заранее маршруту, движется силуэтик самолета.
«СП»: — И все же, какие могут версии причин ошибки пилота? Может, он приземлился на грузинский военный аэродром, чтобы получить некую шпионскую информацию?
— Я знаю одно, если пилот не своевольничал, на военную базу его мог отправить только тбилисский диспетчер. Может, полосу взорвали в Тбилиси, или некий аварийный самолет ее занял…
«СП»: — На ваш взгляд, почему пассажиров отправили в Тбилиси на автобусах, а не перевезли на этом же самолете?
— На автобусе их доставят за час, а самолет нужно заправить, подготовить к полету, вновь загрузить пассажиров… Все это займет часов шесть.
В это время
По последней информации, Грузия попросила турецкую сторону подключиться к расследованию ошибочной посадки пассажирского самолета. Как сообщает начальник транспортной администрации Георгий Бокучава, Тбилиси ожидает от турецкой стороны информации о том, кто будет расследовать дело с посадкой самолета «Турецких авиалиний».
При этом эвакуированные после посадки самолета пассажиры очень интересуются данным обстоятельство и намерены подать в суд иск по возмещению морального ущерба.
Из досье «СП»
Раньше в Вазиани стояли российские летчики и военные. По решению Стамбульского саммита ОБСЕ, российская база перестала функционировать 1 июля 2001 года. Спустя год грузины объявили об открытии в Вазиани свою. Кстати, восстанавливать ее помогло правительство Турции, выделившее на эти цели около 1 миллиона долларов, а турецкие инженеры отремонтировали столовую, медпункт, прачечную и часть жилых помещений.
Кроме того, турецкая сторона выделила 3 миллиона 750 тысяч долларов для модернизации и оснащения мотострелковой бригады, дислоцированной в Вазиани.
Недавно командующий сухопутными войсками Вооруженных сил Грузии, вице-полковник Зураб Агладзе встречался с заместителем командира Мадридского штаба НАТО, бригадным генералом Джовани Саварези. Как сообщается, стороны обсудили детали проведения многонационального военного учения «Кооператив лансер», которые будут проведены в Вазиани с 3 мая по 3 июня. В учениях примут участие военнослужащие из 23 стран. Руководить учениями с грузитнской стороны будет полковник Нугзар Цинцадзе, со стороны НАТО — Джовани Саварези.