18+
суббота, 22 июля
Происшествия

Турецкий Боинг вместо Тбилиси зарулил в Вазиани

Летчики уверяют, что это невозможно, если только диспетчеры не ушли шашлык кушать

  
321

Пассажирский Боинг-727 «Турецких авиалиний» летел из Стамбула в Тбилиси, а сел на грузинской военной базе «Вазиани» в 16 километрах от гражданского аэропорта. 69 пассажиров доставили в город на специальных автобусах. Начальник службы «Грузаэронавигация» Гиоргий Карбелашвили тут же собрал журналистов и заявил, что турецкий летчик совершил ОШИБКУ:

— Это очень редкий случай, но все обошлось благополучно.

По его словам, по данному факту будет проведено служебное расследование.

— В настоящее время пассажиры самолета на автобусах доставляются в Тбилисский аэропорт, расположенный в нескольких километрах от базы, — сказал Карбелашвили.

Этим рейсом летела корреспондент телеканала «Рустави 2» Тамара Багашвили, которая после приземления позвонила на работу и рассказал:

— Уже час и 15 минут находимся на военном аэродроме Вазиани. Пока официальных заявлений для пассажиров сделано не было. По предварительной информации, посадка была аварийной. Среди пассажиров полное спокойствие, однако когда нас переведут в тбилисский аэропорт, не известно.

Прокомментировать инцидент мы попросили нашего постоянно эксперта, штурмана российской гражданской авиации с 30 летним стажем Александра САВЕЛОВА.

«СП»: — Скажите, это возможно — лететь на один аэродром, а приземлиться на другой?

— Возможно, если пилот летел бы в глухой Африке, где нет ни людей, ни радиолокаторов, а самолет не оснащен прибором спутниковой навигации — JPS… Лишь в этом случае он мог ошибиться. Ну, представьте себе пустыню Сахара — 5 тысяч километров в поперечнике, в ее центре пилот замечает некую взлетно-посадочную полосу (ВПП), берет и плюхается на нее. После приземления понимает — сел не туда, а нужная полоса совсем в другой стороне, в 15 километрах отсюда.

«СП»: — Аэродром в Тбилиси — не похож на ВПП в центре Сахары…

— Совершенно верно! В Тбилиси приземляешься под непрерывным локационным контролем. До высоты 100 метров тебя на своем мониторе прекрасно видит диспетчер аэропорта. И если ты вдруг попрешь не в ту сторону, тебе моментально укажут: мужик, ты не туда повернул, возьми курс такой-то!

«СП»: — Выходит диспетчер не сказал этих слов?

— Поймите, пилот всегда приземляется туда, куда ему надо. Значит, в данной ситуации ему нужно было приземлиться именно на военную базу. Иначе не может быть. Скажем, я диспетчер, вы — пилот. Вы заходите на посадку в 30 километрах от меня, докладываете, что снижаетесь, причем в горной местности. Я вам даю координаты, высоту, эшелон. Вы игнорируете и летите по своему разумению… Так не может быть. Я много раз заходил на посадку в Тбилиси. Там не ошибешься — с Али идешь на Мухрани на 1500 метрах и потом заходишь на посадку.

«СП»: — Что-то подобное встречалось в вашей практике?

— Что-то подобное было на моей памяти в Душанбе, но еще в советское время. Там Ан-24 приземлился по ошибке на полосу ДОСААФ. Но она имела те же курсовые координаты и располагалось прямо перед основной полосой. К тому же и погода была плохая. Летчик доложил диспетчеру, что видит полосу, и тот дал разрешение на посадку. А видел пилот, как позже выяснилось, досаафовскую ВПП.

«СП»: — Может быть, турецкий летчик и грузинский диспетчер плохо говорили по-английски и не совсем понимали друг друга?

— Это маловероятно, поскольку пилот международного рейса в принципе не может плохо знать английский, так же, как и диспетчер международного аэропорта. А аэропорт Тбилиси, безусловно, международный. Единственное, что можно предположить — во время посадки турецкого Боинга, диспетчер отправился в соседнюю шашлычную пообедать. Но это тоже маловероятно.

К тому же, на каждом современном самолете стоит спутниковая навигация JPS, которая определяет местоположение самолета на карте с точностью до 18 метров. Для сравнения — ширина ВПП в Тбилиси — 60 метров. Весь маршрут, весь заход на посадку, все забито в компьютер. Навигатор на цветном дисплее показывает пилоту все точки координат, которые проходит самолет. Визуально это выглядит очень просто — по карте, по проложенному заранее маршруту, движется силуэтик самолета.

«СП»: — И все же, какие могут версии причин ошибки пилота? Может, он приземлился на грузинский военный аэродром, чтобы получить некую шпионскую информацию?

— Я знаю одно, если пилот не своевольничал, на военную базу его мог отправить только тбилисский диспетчер. Может, полосу взорвали в Тбилиси, или некий аварийный самолет ее занял…

«СП»: — На ваш взгляд, почему пассажиров отправили в Тбилиси на автобусах, а не перевезли на этом же самолете?

— На автобусе их доставят за час, а самолет нужно заправить, подготовить к полету, вновь загрузить пассажиров… Все это займет часов шесть.


В это время

По последней информации, Грузия попросила турецкую сторону подключиться к расследованию ошибочной посадки пассажирского самолета. Как сообщает начальник транспортной администрации Георгий Бокучава, Тбилиси ожидает от турецкой стороны информации о том, кто будет расследовать дело с посадкой самолета «Турецких авиалиний».

При этом эвакуированные после посадки самолета пассажиры очень интересуются данным обстоятельство и намерены подать в суд иск по возмещению морального ущерба.


Из досье «СП»

Раньше в Вазиани стояли российские летчики и военные. По решению Стамбульского саммита ОБСЕ, российская база перестала функционировать 1 июля 2001 года. Спустя год грузины объявили об открытии в Вазиани свою. Кстати, восстанавливать ее помогло правительство Турции, выделившее на эти цели около 1 миллиона долларов, а турецкие инженеры отремонтировали столовую, медпункт, прачечную и часть жилых помещений.

Кроме того, турецкая сторона выделила 3 миллиона 750 тысяч долларов для модернизации и оснащения мотострелковой бригады, дислоцированной в Вазиани.

Недавно командующий сухопутными войсками Вооруженных сил Грузии, вице-полковник Зураб Агладзе встречался с заместителем командира Мадридского штаба НАТО, бригадным генералом Джовани Саварези. Как сообщается, стороны обсудили детали проведения многонационального военного учения «Кооператив лансер», которые будут проведены в Вазиани с 3 мая по 3 июня. В учениях примут участие военнослужащие из 23 стран. Руководить учениями с грузитнской стороны будет полковник Нугзар Цинцадзе, со стороны НАТО — Джовани Саварези.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня