Происшествия

Турецкий Боинг вместо Тбилиси зарулил в Вазиани

Летчики уверяют, что это невозможно, если только диспетчеры не ушли шашлык кушать

  
338

Пассажирский Боинг-727 «Турецких авиалиний» летел из Стамбула в Тбилиси, а сел на грузинской военной базе «Вазиани» в 16 километрах от гражданского аэропорта. 69 пассажиров доставили в город на специальных автобусах. Начальник службы «Грузаэронавигация» Гиоргий Карбелашвили тут же собрал журналистов и заявил, что турецкий летчик совершил ОШИБКУ:

— Это очень редкий случай, но все обошлось благополучно.

По его словам, по данному факту будет проведено служебное расследование.

— В настоящее время пассажиры самолета на автобусах доставляются в Тбилисский аэропорт, расположенный в нескольких километрах от базы, — сказал Карбелашвили.

Этим рейсом летела корреспондент телеканала «Рустави 2» Тамара Багашвили, которая после приземления позвонила на работу и рассказал:

— Уже час и 15 минут находимся на военном аэродроме Вазиани. Пока официальных заявлений для пассажиров сделано не было. По предварительной информации, посадка была аварийной. Среди пассажиров полное спокойствие, однако когда нас переведут в тбилисский аэропорт, не известно.

Прокомментировать инцидент мы попросили нашего постоянно эксперта, штурмана российской гражданской авиации с 30 летним стажем Александра САВЕЛОВА.

«СП»: — Скажите, это возможно — лететь на один аэродром, а приземлиться на другой?

— Возможно, если пилот летел бы в глухой Африке, где нет ни людей, ни радиолокаторов, а самолет не оснащен прибором спутниковой навигации — JPS… Лишь в этом случае он мог ошибиться. Ну, представьте себе пустыню Сахара — 5 тысяч километров в поперечнике, в ее центре пилот замечает некую взлетно-посадочную полосу (ВПП), берет и плюхается на нее. После приземления понимает — сел не туда, а нужная полоса совсем в другой стороне, в 15 километрах отсюда.

«СП»: — Аэродром в Тбилиси — не похож на ВПП в центре Сахары…

— Совершенно верно! В Тбилиси приземляешься под непрерывным локационным контролем. До высоты 100 метров тебя на своем мониторе прекрасно видит диспетчер аэропорта. И если ты вдруг попрешь не в ту сторону, тебе моментально укажут: мужик, ты не туда повернул, возьми курс такой-то!

«СП»: — Выходит диспетчер не сказал этих слов?

— Поймите, пилот всегда приземляется туда, куда ему надо. Значит, в данной ситуации ему нужно было приземлиться именно на военную базу. Иначе не может быть. Скажем, я диспетчер, вы — пилот. Вы заходите на посадку в 30 километрах от меня, докладываете, что снижаетесь, причем в горной местности. Я вам даю координаты, высоту, эшелон. Вы игнорируете и летите по своему разумению… Так не может быть. Я много раз заходил на посадку в Тбилиси. Там не ошибешься — с Али идешь на Мухрани на 1500 метрах и потом заходишь на посадку.

«СП»: — Что-то подобное встречалось в вашей практике?

— Что-то подобное было на моей памяти в Душанбе, но еще в советское время. Там Ан-24 приземлился по ошибке на полосу ДОСААФ. Но она имела те же курсовые координаты и располагалось прямо перед основной полосой. К тому же и погода была плохая. Летчик доложил диспетчеру, что видит полосу, и тот дал разрешение на посадку. А видел пилот, как позже выяснилось, досаафовскую ВПП.

«СП»: — Может быть, турецкий летчик и грузинский диспетчер плохо говорили по-английски и не совсем понимали друг друга?

— Это маловероятно, поскольку пилот международного рейса в принципе не может плохо знать английский, так же, как и диспетчер международного аэропорта. А аэропорт Тбилиси, безусловно, международный. Единственное, что можно предположить — во время посадки турецкого Боинга, диспетчер отправился в соседнюю шашлычную пообедать. Но это тоже маловероятно.

К тому же, на каждом современном самолете стоит спутниковая навигация JPS, которая определяет местоположение самолета на карте с точностью до 18 метров. Для сравнения — ширина ВПП в Тбилиси — 60 метров. Весь маршрут, весь заход на посадку, все забито в компьютер. Навигатор на цветном дисплее показывает пилоту все точки координат, которые проходит самолет. Визуально это выглядит очень просто — по карте, по проложенному заранее маршруту, движется силуэтик самолета.

«СП»: — И все же, какие могут версии причин ошибки пилота? Может, он приземлился на грузинский военный аэродром, чтобы получить некую шпионскую информацию?

— Я знаю одно, если пилот не своевольничал, на военную базу его мог отправить только тбилисский диспетчер. Может, полосу взорвали в Тбилиси, или некий аварийный самолет ее занял…

«СП»: — На ваш взгляд, почему пассажиров отправили в Тбилиси на автобусах, а не перевезли на этом же самолете?

— На автобусе их доставят за час, а самолет нужно заправить, подготовить к полету, вновь загрузить пассажиров… Все это займет часов шесть.


В это время

По последней информации, Грузия попросила турецкую сторону подключиться к расследованию ошибочной посадки пассажирского самолета. Как сообщает начальник транспортной администрации Георгий Бокучава, Тбилиси ожидает от турецкой стороны информации о том, кто будет расследовать дело с посадкой самолета «Турецких авиалиний».

При этом эвакуированные после посадки самолета пассажиры очень интересуются данным обстоятельство и намерены подать в суд иск по возмещению морального ущерба.


Из досье «СП»

Раньше в Вазиани стояли российские летчики и военные. По решению Стамбульского саммита ОБСЕ, российская база перестала функционировать 1 июля 2001 года. Спустя год грузины объявили об открытии в Вазиани свою. Кстати, восстанавливать ее помогло правительство Турции, выделившее на эти цели около 1 миллиона долларов, а турецкие инженеры отремонтировали столовую, медпункт, прачечную и часть жилых помещений.

Кроме того, турецкая сторона выделила 3 миллиона 750 тысяч долларов для модернизации и оснащения мотострелковой бригады, дислоцированной в Вазиани.

Недавно командующий сухопутными войсками Вооруженных сил Грузии, вице-полковник Зураб Агладзе встречался с заместителем командира Мадридского штаба НАТО, бригадным генералом Джовани Саварези. Как сообщается, стороны обсудили детали проведения многонационального военного учения «Кооператив лансер», которые будут проведены в Вазиани с 3 мая по 3 июня. В учениях примут участие военнослужащие из 23 стран. Руководить учениями с грузитнской стороны будет полковник Нугзар Цинцадзе, со стороны НАТО — Джовани Саварези.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня