Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
27 апреля 2009 09:20

Наш ответ F-22 гробанулся на земле

В Комсомольске-на-Амуре при взлете сгорел опытный образец Су-35

20

В воскресенье, 26 апреля, при испытаниях на аэродроме «Дземги», принадлежащем авиазаводу корпорации Сухого в Комсомольска-на-Амуре разбился новейший российский истребитель пятого поколения Су-35. К счастью, пилот — летчик-испытатель Евгений Фролов не пострадал и сумел катапультироваться.

Катастрофа произошла во время взлета — самолет на ВПП столкнулся с неким препятствием, в результате чего полностью разрушился и сгорел.

Что это за препятствие могло быть — выехавший на полосу заправщик или другой самолет — военные не сообщают. Да и вряд ли мы о то когда-нибудь узнаем, ведь все, что связано с эти истребителем — строжайшая государственная тайна.

Единственная информация, просочившаяся в СМИ — разбился опытный экземпляр с порядковым номером н борту «03». Известно, что всего построено три Су-35.

По факту крушения новейшего российского истребителя Су-35 на испытаниях в Комсомольске-на-Амуре сформирована специальная комиссия, которая приступила к выяснению обстоятельств происшествия. Об этом сообщил в понедельник Виталий Тюлькин, советник гендиректора по связям с общественностью авиазавода Комсомольска-на-Амуре.

Впервые Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его старт состоялся в подмосковном Жуковском. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. До катастрофы Су-35 совершил больше сотни вылетов, в ходе которых проводились испытания системы управления полетом. Ранее были объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год.

За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. Во втором квартале текущего года планировалось подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150−160. Теперь это, увы, вряд ли получится.

Проект со скандалом…

Вообще, реализация этого, пожалуй, самого амбициозного проекта русской оборонки последних лет к 2011 году — под большим вопросом. И даже не вчерашняя катастрофа тому виной.

На пути истребителя встал — мировой экономический кризис и весь негатив, что с ним связан. Дело в том, что на самой засекреченной производственной площадке — Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении" (КнААПО, входит в АКХ Сухой) рабочие очень недовольны материальным положением и даже написали в начале марта 2009 года президенту Медведеву и премьеру Путину жалобу.

По словам официального представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в профком поступило уведомление о массовом сокращении части коллектива в начале марта:

— Под сокращение попадает чуть более тысячи человек. В настоящее время в подразделениях объединения работает комиссия по сокращению. Причина увольнений — сокращение производственной загрузки КнААПО, — сообщил Арсланов.

Ситуацию усложняет трудовой спор, начавшийся еще в прошлом году. Поводом для затяжного противостояния коллектива и заводской администрации стало нежелание топ-менеджмента АХК «Сухой» и руководства КнААПО повышать коллективу зарплату. Сегодня тут платят меньше, чем на другом заводе Сухого — в Иркутске, который 20 февраля показывали президенту Дмитрию Медведеву.

Еще в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым — в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. На нескольких последних Московских авиасалонах в Жуковском Су-37 демонстрировал москвичам и иностранцам свои летные качества — выделывал петли, бочки и прочие фигуры высшего пилотажа. Но, увы, дело не довели до конца. Проект был закрыт и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории. Тогда ОКБ приступило к разработке полноценного самолет пятого поколения — ПАК ФА на базе Су — 35.

— Сухой уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения, — заявил год назад гендиректор АХК Сухой Михаил Погосян. — Программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете Су-35.

Разработка новейшего истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Стоимость проекта — 10 миллиардов долларов. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.

В США на «пятое поколение» дали 65 миллиардов

Истребители пятого поколения — одна из острых тем современной гонки вооружений. По мнению летчика-испытателя Михаила Власенко, требования к самолетам этого класса и на Западе, и в России предъявляются примерно одинаковые: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами и пр.

США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. 15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Цена каждого F-22 — 140 миллионов долларов, а вся программа стоит 65 миллиардов. Несмотря на астрономическую стоимость, падают и американцы.

Так, чудо самолетостроения и вершина конструкторской и технологической мысли американцев F-22 упал в декабре 2004 года во время испытаний на авиационной базе ВВС Nellis в Неваде. Испытания были приостановлены. Они возобновились вскоре, после тщательного анализа причин катастрофы. Тогда комиссия дала заключение, что «уверена в проекте» и испытания можно продолжать. Но в 26 марта 2009 года разбилась вторая машина в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base в пустыне Мохаве. Пилот погиб.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня