Происшествия

Наш ответ F-22 гробанулся на земле

В Комсомольске-на-Амуре при взлете сгорел опытный образец Су-35

  
15

В воскресенье, 26 апреля, при испытаниях на аэродроме «Дземги», принадлежащем авиазаводу корпорации Сухого в Комсомольска-на-Амуре разбился новейший российский истребитель пятого поколения Су-35. К счастью, пилот — летчик-испытатель Евгений Фролов не пострадал и сумел катапультироваться.

Катастрофа произошла во время взлета — самолет на ВПП столкнулся с неким препятствием, в результате чего полностью разрушился и сгорел.

Что это за препятствие могло быть — выехавший на полосу заправщик или другой самолет — военные не сообщают. Да и вряд ли мы о то когда-нибудь узнаем, ведь все, что связано с эти истребителем — строжайшая государственная тайна.

Единственная информация, просочившаяся в СМИ — разбился опытный экземпляр с порядковым номером н борту «03». Известно, что всего построено три Су-35.

По факту крушения новейшего российского истребителя Су-35 на испытаниях в Комсомольске-на-Амуре сформирована специальная комиссия, которая приступила к выяснению обстоятельств происшествия. Об этом сообщил в понедельник Виталий Тюлькин, советник гендиректора по связям с общественностью авиазавода Комсомольска-на-Амуре.

Впервые Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его старт состоялся в подмосковном Жуковском. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. До катастрофы Су-35 совершил больше сотни вылетов, в ходе которых проводились испытания системы управления полетом. Ранее были объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам — 2011 год.

За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. Во втором квартале текущего года планировалось подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150−160. Теперь это, увы, вряд ли получится.

Проект со скандалом…

Вообще, реализация этого, пожалуй, самого амбициозного проекта русской оборонки последних лет к 2011 году — под большим вопросом. И даже не вчерашняя катастрофа тому виной.

На пути истребителя встал — мировой экономический кризис и весь негатив, что с ним связан. Дело в том, что на самой засекреченной производственной площадке — Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении" (КнААПО, входит в АКХ Сухой) рабочие очень недовольны материальным положением и даже написали в начале марта 2009 года президенту Медведеву и премьеру Путину жалобу.

По словам официального представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в профком поступило уведомление о массовом сокращении части коллектива в начале марта:

— Под сокращение попадает чуть более тысячи человек. В настоящее время в подразделениях объединения работает комиссия по сокращению. Причина увольнений — сокращение производственной загрузки КнААПО, — сообщил Арсланов.

Ситуацию усложняет трудовой спор, начавшийся еще в прошлом году. Поводом для затяжного противостояния коллектива и заводской администрации стало нежелание топ-менеджмента АХК «Сухой» и руководства КнААПО повышать коллективу зарплату. Сегодня тут платят меньше, чем на другом заводе Сухого — в Иркутске, который 20 февраля показывали президенту Дмитрию Медведеву.

Еще в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым — в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. На нескольких последних Московских авиасалонах в Жуковском Су-37 демонстрировал москвичам и иностранцам свои летные качества — выделывал петли, бочки и прочие фигуры высшего пилотажа. Но, увы, дело не довели до конца. Проект был закрыт и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории. Тогда ОКБ приступило к разработке полноценного самолет пятого поколения — ПАК ФА на базе Су — 35.

— Сухой уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения, — заявил год назад гендиректор АХК Сухой Михаил Погосян. — Программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете Су-35.

Разработка новейшего истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Стоимость проекта — 10 миллиардов долларов. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.

В США на «пятое поколение» дали 65 миллиардов

Истребители пятого поколения — одна из острых тем современной гонки вооружений. По мнению летчика-испытателя Михаила Власенко, требования к самолетам этого класса и на Западе, и в России предъявляются примерно одинаковые: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами и пр.

США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. 15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Цена каждого F-22 — 140 миллионов долларов, а вся программа стоит 65 миллиардов. Несмотря на астрономическую стоимость, падают и американцы.

Так, чудо самолетостроения и вершина конструкторской и технологической мысли американцев F-22 упал в декабре 2004 года во время испытаний на авиационной базе ВВС Nellis в Неваде. Испытания были приостановлены. Они возобновились вскоре, после тщательного анализа причин катастрофы. Тогда комиссия дала заключение, что «уверена в проекте» и испытания можно продолжать. Но в 26 марта 2009 года разбилась вторая машина в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base в пустыне Мохаве. Пилот погиб.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня