Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
23 сентября 2011 12:47

10 трлн рублей загоняют под микроскоп

Обнаглевшим госкорпорациям придется искать новые способы поживиться за счет госбюджета

100

Жирующие российские государственные компании ждут трудные времена. В июле 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». За строгими бюрократическими формулировками кроется попытка сделать прозрачней хозяйственную жизнь крупнейших госкорпораций вроде «Газпрома» или «РЖД». Новый документ, по замыслу его создателей, должен поставить под общественный контроль систему закупок этих ворочающих миллиардами контор. Разглядеть можно будет все: от канцелярских скрепок до навороченных «Мерседесов». С 1 января 2012 года любой налогоплательщик сможет насладиться соответствующей информацией через интернет. Можно не сомневаться — нас ждет множество неожиданных открытий.

В том, что так и будет, убеждает краткая пока история действия аналогичного закона, принятого в отношении государственных ведомств (94-ФЗ). Простые пользователи интернета обнаруживали и продолжают обнаруживать необоснованное завышение цен, изменение названий конкурсов так, чтобы их могли найти только «свои» фирмы. Или вовсе попытки приобрести дорогостоящий товар, который этому госоргану совершенно ни к чему. Жизнь многих чиновников стала просто невыносимой.

Информация о хозяйственных намерениях госкорпораций с Нового года будет размещаться на «Единой электронной торговой площадке» (ОАО «ЕЭТП»). Корреспондент «Свободной прессы» взял интервью у заместителя генерального директора Андрея Черногорова:

«СП»: — Что нового в Федеральном законе номер 223?

— Пока у нас действует лишь 94-й федеральный закон. Он регулирует закупки государственных органов: обязывает осуществлять их на базе электронных площадок и там же размещать всю соответствующую информацию. При этом никак не регулирует деятельность госкорпораций, того же «Газпрома». Раньше госкорпорации в этой области делали все, что заблагорассудится.

«СП»: — Что изменится теперь?

Топ-10 крупнейших закупщиков РФ

«Газпром»

"ЛУКойл"

"Роснефть"

"Автодор"

"РЖД"

"Росатом"

"ТНК-ВР"

"Холдинг МРСК"

«Татнефть»

"Транснефть"

По данным аналитического центра ОАО «ЕЭТП»

— А теперь все предприятия с долей государства более 50% обязуются размещать информацию о закупке и проводить ее, согласно определенным регламентам, причем делать это публично. Например, до этого вы могли подать заявку на участие в тендере «Газпрома». А вам бы ответили: «Ну, мы поковыряли тут пальцем и решили, что вы не подходите». Вы бы спросили: «Почему?» И получили ответ: «Не подходите, и все. Мы так решили». С Нового года вам должны конкретно указать на основании какого пункта, по какой именно причине вы не подходите под этот тендер. И эта информация должна быть опубликована.

«СП»: — Вероятно, в госкорпорациях были не слишком рады новой инициативе?

— Совсем не рады. Сравните: благодаря действию 94-ФЗ за 2011 год прозрачными стали закупки государства на сумму в 5,5 трлн рублей. А после вступления в силу 223-ФЗ станут прозрачными закупки госкомпаний на сумму около 10 трлн рублей. При этом сейчас из них по прозрачным схемам осуществляется менее 5%. Естественно, закон принимали под серьезным лоббистским давлением. Так, в изначальном проекте закона было предусмотрено гораздо более жесткое регулирование осуществления закупок: была указана обязанность проводить конкурсные процедуры на электронных торгах.

«СП»: — Этот пункт пришлось убрать?

— Да, под давлением определенных лоббистских групп из окончательного текста закона этот пункт вычеркнули. Т.е. его изначальной редакцией власти хотели перевести закупки госкорпораций, осуществляемые на колоссальные бюджетные средства, на те же стандарты, по которым проходят закупки государственных ведомств. Потому что в действительности нет ни одной причины, по которым они должны проводиться иначе.

«СП»: — В таком случае следует ли ожидать каких-то конкретных результатов, кроме абстрактной формулировки «повышение прозрачности госзакупок»?

59% от общего объема заказа госкомпаний размещается в виде либо закрытого конкурса, либо закрытого аукциона. При этом, по данным «Национального рейтинга прозрачности закупок», среднее завышение начальной цены контракта составляет 15%.

— Безусловно: мы ожидаем, что в течение следующего года на электронные торги будет переведено около 20% закупок госкомпаний. Т.к. на сегодняшний день Единая электронная торговая площадка является пока единственной, соответствующей требованиям 223-ФЗ, мы ожидаем, что в 2012 году нам удастся привлечь более 70 000 дополнительных тендеров и увеличить объем торгов на 2 трлн рублей. Если в 2011 году он ожидается на уровне 1,8−2 трлн — за счет государства, — то в 2012 можно ожидать увеличения объема примерно в 2 раза уже за счет торгов госкомпаний.

После принятия дополнительных подзаконных актов, возможно, произойдет перевод и всех 100%. Но это отдельная тема, над которой сейчас ведется работа.

Более пессимистичный взгляд на этот вопрос у председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова:

— Я думаю, что на определенном этапе действие 223-ФЗ действительно приведет к сокращению коррупции, потому что меняются некие технические и логистические подходы, но дальше произойдет адаптация. Мы уже сталкивались с историями, когда чиновники находили возможность устраивать торги «со своими» даже на электронных площадках, например, меняя в словах русские буквы на латинские.

Да, сейчас эти процедуры изменятся, но потом они выстроятся вновь, поскольку у нас подход к самой проблеме остается фактически без изменений. Мы еще в 2003 году предлагали, чтобы Счетная палата контролировала выделение бюджетных средств на этапе их обоснования, а этого до сих пор нет. Мы не понимаем причины тех или иных закупок, их целесообразности и необходимости. И самое главное — мы до сих пор не получили персональной ответственности должностных лиц за подготовку документов по государственным закупкам. Когда произошел скандал с томографами, президент требовал именно этого.

«СП»: — Как вы оцениваете роль электронных торговых площадок?

— Это, по крайней мере, хоть что-то. Они дают возможность контроля со стороны общества. Всем известно, сколько скандалов уже произошло благодаря этому. Но я думаю, что пока не будут выполнены фундаментальные условия, резкого уменьшения коррупции не будет.

Справка «СП».

История с открытием информации о закупках госучреждений сопровождалась многочисленными скандалами. Один из наиболее громких — покупка Мercedes-Benz S 500 для губернатора Свердловской области Александра Мишарина за 7,788 миллиона рублей. Выяснилось, что первая буква в названии марки Мercedes-Benz написана кириллицей, что сделало невозможным ее поиск в интернет-системах. Звучали обвинения, что стоимость автомобиля была сильно завышена, т.к. в такой же комплектации его можно купить и за 5 млн.

После того, как подобная схема манипуляции названиями стала широко известна, виртуозы, оформляющие госзаказ пошли дальше. Ключевые слова начали составлять, разделяя буквы пробелами: «поставка к о п и р о в а л ь н о— множительного оборудования», «К а п и т а л ь н ы й р е м о н т хирургических отделений», «Поставка лекарственного средства С о р а ф е н и б». Но наиболее удивительным, вероятно, стал факт закупки лис-топ-одб-ороч-ной машины.

Результатом внедрения прозрачности в систему госзакупок стало не только открытие новых грамматических горизонтов. Например, мы узнали, что для нормальной деятельности «Хабаровский учебный центр федеральной противопожарной службы» нуждается в солярии с зеркальным полом за 258 000 рублей. А администрации президента и правительства Республики Дагестан требуются ювелирные украшения на сумму 474 000 рублей. Одно из подразделений МЧС России разместило заказ на 11 500 бутылок коньяка и водки стоимостью 1 425 000 рублей (впоследствии со скандалом отмененный). Но выше всех традиционно берет воинская часть 55056, находящаяся под Сочи. Не так давно она разместила очередной дорогостоящий заказ. На этот раз на приобретение «патрульного» катера стоимостью 21 млн рублей. В требованиях к нему указано, что на борту должно быть две каюты, два санузла (по меньшей мере один из них раздельный), плита, мойка, морозильник, телевизор LCD с диагональю экрана 19 дюймов и возможностью проигрывания DVD, радиоприемник, аудиоколонки и микроволновая печь. Также поставщики должны будут оборудовать катер светодиодной подсветкой помещений и подсветкой шкафов.

Если закупками такого оборудования занимается государство, можно смело ожидать, что в пока неконтролируемом гражданским обществом поле закупок госкорпораций нам предстоит сделать куда больше интересных открытий. Как-никак — 10 триллионов рублей!

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня