18+
суббота, 10 декабря
Общество

«Союз» приземлился в Казахстане

Сразу после приземления космонавты пройдут предварительное медицинское обследование в мобильном госпитале, затем их доставят вертолетами в Кустанай. Оттуда они вылетят спецрейсом на подмосковный аэродром Чкаловский, где их встретят коллеги и родные.

Россияне Волков и Кононенко проработали на орбите более 198 суток, а Гэрриот прилетела на станцию 14 октября вместе с экипажем 18-й основной экспедиции — Юрием Лончаковым и Майклом Финком, чья вахта продлится до апреля 2009 года.

Вместе с космонавтами на Землю вернулся и седьмой отряд «биотуристов» — виноградных улиток, которые путешествуют в космосе более 5 месяцев. 90 молодых особей, как и их предшественников, перед космическим полетом прооперировали. Одним особям удалили кусочек раковины, другим — по одному глазному щупальцу, а третьим ампутировали около 1 см задней части ноги. По словам руководителя эксперимента Гиви Горгиладзе, результаты исследований регенераций улиток помогут ученым найти ответ на вопрос о влиянии невесомости на вестибулярный аппарат и регенерацию тканей, «поскольку принципиального отличия клеток органов равновесия у человека и животных нет».

Экспедиция МКС-17 была насыщенной — экипаж принял один шаттл, два российских грузовых корабля «Прогресс», разгрузил и загрузил отработанным оборудованием первый европейский «грузовик» серии ATV — «Жюль Верн». На Волкова и Кононенко также была возложена миссия проконтролировать отстыковку «Жюль Верна» от МКС и провести эксперимент «Релаксация», когда корабль входил в плотные слои атмосферы Земли перед затоплением.

Кроме того, космонавты провели два выхода в открытый космос по российской программе, причем один выход был внеплановым и неординарным. Впервые в истории эксплуатации корабля «Союз» Волков и Кононенко провели в открытом космосе ремонт — извлекли один из пяти пироболтов, который считают «виновником» срыва на баллистический спуск двух кораблей подряд — «Союза ТМА-10» и «Союза ТМА-11». Неисправный пиропатрон космонавты привезли на Землю, где специалистам предстоит его тщательно исследовать, чтобы в дальнейшем исключить возможность неблагоприятного для космонавтов сценария при спуске. Хотя баллистический спуск и считается штатным, экипажи при этом испытывают некомфортные для организма перегрузки в 8−9 единиц.

Волков и Кононенко также провели на орбите большую программу научных исследований. «Только российская часть научной программы 17-й экспедиции включала более 40 различных экспериментов», — отметили в ЦУП. Кроме того, россияне выполнили несколько коммерческих исследований.

Космонавты привезли на Землю пробы и кассеты с результатами проведенных на борту экспериментов, а также биореактор с выведенными в невесомости споровыми бактериями. Эти бактерии вывел на орбите сменщик экипажа МКС-17 — Юрий Лончаков, а Волков и Кононенко доставили биореактор обратно. Эксперимент «Биоэмульсия» по культивированию бактериальных культур и микоризных грибов проходит на МКС в период пересменки экипажей уже пятый раз.

Экипаж МКС-17 также доставил на Землю укладку «Растение-2» — семена растений, которые экспонировались на борту станции, а также электронный диск с информацией о проведенных экспериментах. Волков и Кононенко впервые вырастили в одном корневом модуле два вида растений — ячмень и салатную капусту «Мизуна», однако полученный урожай доставит на Землю в ноябре шаттл «Индевор», поскольку для чистоты эксперимента требуются условия глубокой заморозки, которых нет на борту «Союза».

На борту «Союза ТМА-12» на Землю вернулись «внутренние органы» — пассивные детекторы — российского фантома «Матрешка-Р», а также «карта памяти» проводимого в рамках проекта «Матрешка» эксперимента с бабл- детекторами и дозиметрами «Мосфет» и «Люлин-5». Исследования по изучению воздействия радиации на критические органы тела человека проводят на орбите ученые Института медико-биологических проблем РАН.

Первый потомственный американский астронавт Гэрриот также привез на Землю результаты проведенных на борту МКС экспериментов и фотосессии, передает ИТАР-ТАСС.

Читайте последние новости на сегодня, 10 декабря, и аналитические материалы Свободной Прессы в социальных сетях: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассники, Google+, Живой Журнал и Мир тесен.