Авто

«Формула-1»: болеем за Даниила Квята

В Сочи впервые в истории стартует Гран-При России

  
1329
«Формула-1»: болеем за Даниила Квята

В пятницу, 10 октября, в Сочи стартует первый в истории уикэнд «Формулы 1» в России. Начнется он с тренировочных заездов, после чего нас ждет субботняя квалификация, а затем — воскресная гонка. Кто увезет с собой главный приз?

Интрига

На Гран-При ожидается выступление всех 11 команд «Формулы 1», хотя участие и состав российской команды Marussia — под вопросом. В первую очередь из-за страшной аварии пилота команды Жюля Бьянки на японском Гран-При в прошлые выходные. Гонщик находится в коме, а будут ли его менять или выставят на старт одну машину, на текущий момент неизвестно.

Главными претендентами на победу являются пилоты Mercedes AMG F1 Льюис Хэмильтон и Нико Росберг, причем букмейкеры ставят британца Хэмильтона на первое место с некоторым отрывом: он лидирует в чемпионате и выиграл две последние гонки. Но битва между партнерами идет нешуточная, и вряд ли кто-то рискнет предсказывать исход очередного раунда.

Особенности трассы в Сочи — а это полугородской автодром — наверняка подойдут команде Red Bull Racing, поэтому не исключены сильные выступления Даниэля Рикьярдо и Себастьяна Феттеля. Четырехкратный чемпион мира Феттель в этом сезоне не выигрывал ни разу — и это при уже трех победах его менее титулованного напарника! Набравший в последних гонках форму Себастьян наверняка попытается исправить положение. Победа до конца сезона крайне важна для его репутации: в прошлом году он умудрился выиграть подряд девять гонок, а в этом производит впечатление «крепкого середняка», что провоцирует неприятные слухи… Дескать, Феттель не так хорош, как его машина…

Тревоги и опасения

А в стане Ferrari — тревога. С одной стороны, непобедимая в начале нулевых «конюшня» переживает один из худших сезонов за последние годы и даже десятилетия: ни одной победы и лишь пара подиумов в исполнении мастера — Фернандо Алонсо. Но хуже другое: волна регулярных увольнений в «Феррари» докатилась даже до ее звезды, самого Алонсо. Судя по всему, на его место в следующем году придет Себастьян Феттель, причем внезапное увольнение гонщика такого масштаба, как Алонсо — случай достаточно редкий для «Формулы 1». Поэтому к Фернандо повышенное внимание: с одной стороны, он отличается исключительным профессионализмом, с другой, обида на Ferrari может быть весьма сильной…

Еще не побеждала в этом году команда Williams, хотя ее результаты кажутся феноменальными на фоне прошлогодних провалов: тогда она едва боролась за очки, сейчас регулярно приезжает на подиум с Вальтери Боттасом и Фелипе Массой.

Еще один эпицентр тревожности — команда McLaren. Многократные чемпионы мира в этом году преодолевают последствия прошлогоднего кризиса, а состав пилотов на следующий год туманен… Поэтому обоим нынешним гонщикам — молодому Кевину Магнуссену и Дженону Баттону — стоит произвести сенсацию: на их места выстроилась целая очередь из желающих, причем во главе ее — Фернандо Алонсо.

Сама трасса в Сочи обещает весьма захватывающую гонку: автодром сочетает в себе достаточно быстрые секции с медленными, техничными поворотами. Особенно выделяется участок перед 13-м поворотом, где гонщикам придется тормозить и поворачивать. Это место будет провоцировать ошибки и обгоны — так считают эксперты.

И конечно, для нас, россиян, одним из главных действующих лиц гонок станет Даниил Квят, и о нем стоит рассказать подробнее.

Наш фаворит

Прошел год с тех пор, как неожиданно для многих боевым пилотом команды «Формулы 1» Toro Rosso был объявлен 19-летний уфимец Даниил Квят. Собственно, Квят на тот момент уже несколько лет входил в гоночную программу компании Red Bull, владеющую в «Формуле 1» двумя командами: чемпионской Red Bull Racing и ее младшей сестрой Toro Rosso. И, тем не менее, основным кандидатом на место в Toro Rosso считался соперник Квята, испанец Карлос Сайнс — сын раллийной звезды Карлоса Сайнса-старшего.

И вдруг руководство Red Bull предпочло Квята. Почему? Он моложе Сайнса и провел меньше сезонов в младших сериях. Кроме того, сочетание «российский пилот «Формулы 1» пока еще слишком непривычно. Чтобы было понятнее: когда Квят выиграл первую гонку в «Формуле 3», у организаторов даже не оказалось российского гимна для церемонии награждения.

Не обращая внимания на подобные казусы, Квят впечатлил боссов гоночной программы Red Bull не только своей чистой скоростью, но и поразительной стабильностью во второй части сезона-2013. А еще — умением мгновенно адаптироваться к разной технике. В том году он выступал в серии GP3 и европейской «Формуле 3» одновременно, причем под конец сезона доминировал в обоих чемпионатах.

Тем не менее, скепсис по поводу его перехода сразу в «Формулу 1» был велик. Проблемой оказалась даже фамилия Квята, несложная для российской фонетики, но трудная на английском из-за неудобного сочетания k и v. Кто-то сомневался из-за молодости Квята, кто-то считал его последние успехи локальными.

Но Квят не разочаровал. Здесь мы должны предостеречь вас от поспешных выводов, потому что пока лучшим результатом уфимца в «Формуле 1» являются три девятых места на финише. Для сравнения, у его напарника Жана-Эрика Верня, проводящего третий сезон в Toro Rosso, есть в активе восьмое и блестящее шестое место после недавней гонки в Сингапуре. Для Toro Rosso это хороший результат — ее машины не позволяют бороться, скажем так, за победы.

И, тем не менее, Квят хорош. В дебютном сезоне от гонщика не требуют прыгать выше головы (это потребуют позже). Главная задача — обрести скорость в сочетании со стабильностью. То есть быть быстрым не «под настроение», а всегда, когда не мешает техника. И Квят с этой задачей справляется весьма убедительно.

Стабильность — признак мастерства

Квят набрал очки в своей первой гонке «Формулы 1». Он набирает очки регулярно, а когда не набирает — этому есть причины. В том же Сингапуре, где блеснул его партнер, Квята подвела сущая мелочь — не работающая питьевая система. Удушливо-жаркий Сингапур и обезвоживание превратили тот Гран-При в сущий кошмар для Квята, но до финиша он все-таки дотянул. Другая гонка, где он не набрал очков, но показал зубы — это Гран-При Италии. Получив штраф за замену мотора, и стартовав с 21 места, Квят совершил фантастический прорыв и был уж на пороге очковой зоны, когда при жестком торможении лопнул тормозной диск. К чести россиянина, он сумел не только «отловить» болид на огромной скорости, но и финишировать на 11 месте.

Показательна и его скорость в квалификациях, где из 15 прошедших Гран-При Квят был впереди более опытного напарника 8 раз.

Так чего ждать от Квята на Гран-При России? В первую очередь, не стоит ждать каких-то сенсаций, вроде победы. Отсутствие победы, в данном случае, это никакая не трагедия и не признак чего бы то ни было. Задача Квята — продолжить начатое им дело и стабильно набирать очки (их дают 10 лучшим). В качестве некой «средней линии» можно взять 9 место: любой результат лучше можно считать небольшой победой. Если Квяту удастся перебить лучший результат партнера по команде — шестое место — совсем хорошо.

Собственно, сама трасса в Сочи является темной лошадкой для всех участников, и порой это помогает новичкам блеснуть. Кроме того, мотористы Renault (а такие двигатели стоят на машине Квята) считают трассу вполне подходящей для французских моторов, а ведь в этом сезоне именно фактор двигателей зачастую определяет фаворитов и середняков.

Домашнее невезение

Но вообще-то чаще гонщикам не очень везет на домашних Гран-При. Скажем, чемпион мира 2009 года Дженсон Баттон так и не смог выиграть свой домашний Гран-При Великобритании, более того, он никогда не был даже на подиуме. Рубенс Барикелло имел сложные отношение с Гран-При Бразилии, причем иногда его фатальная невезучесть напоминала злой рок. Марк Веббер так и не смог блеснуть на родном для себя Гран-При Австралии, хотя на некоторых трассах он был очень хорош. Есть, конечно, и обратные примеры — скажем, Михаэль Шумахер четыре раза выиграл домашнюю гонку, но в его послужном списке есть Гран-При, которые он выигрывал и по семь раз… Есть еще Камуи Кобаяши, завоевавший своей единственный подиум в родной Японии.

Но в целом домашние гонки редко являются суперуспешными для пилотов. Здесь можно говорить о простом совпадении или о повышенном давлении на гонщиков, но обычно «счастливые» трассы для пилотов — не домашние.

Впрочем, вряд ли Квят рассуждает таким образом. Он уже успел поразить и болельщиков, и специалистов своим зрелым, прагматичным подходом к гонкам, поэтому его задачи ясны — выступить настолько хорошо, насколько возможно. И в этом смысле Гран-При России для него ничем не отличается от 18 прочих гонок сезона. И если все-таки он прыгнет выше головы, это будет очень здорово.

Часто задаваемые вопросы о «Формуле 1»

Кто борется за титул в этом году?

Построив невероятно быстрый болид, команда Mercedes AMG F1 доминирует в этом сезоне с Нико Росбергом и Льюисом Хэмильтоном. Именно эти два гонщика и разыграют между собой титул — сейчас их отделяют 10 очков. Пилот Red Bull Racing Даниэль Рикьярдо, выигравший три гонки в этом году, также имеет теоретические шансы на титул, но чтобы победить, ему нужна изрядная удачливость (скорее, невезение соперников).

Кто считается лучшим пилотом «Формулы 1» из действующих?

Большинство экспертов назовут три имени: Фернандо Алонсо, Льюис Хэмильтон и Себастьян Феттель — в каком именно порядке расположить их, вопрос дискуссионный, но эта тройка выиграла львиную долю гонок за последние годы. В этом году к числу топ-пилотов добавился Дэниэль Рикьярдо, кроме того, многие отмечают прекрасные выступления Вальтери Боттаса. Даниила Квята немало экспертов называет лучшим новичком 2014 года.

Насколько опасны гонки «Формулы 1»?

Последнее время они стали значительно безопаснее. Последний фатальный инцидент случился 1 мая 1994 года, когда погиб Айртон Сенна (накануне того дня разбился еще один пилот «Формулы 1», Роланд Ратценбергер). С тех в «Формуле 1» было несколько серьезных происшествий, например, инцидент с Феллипе Массой в 2009 году, когда отлетевшая с другого болида пружина попала ему в голову. Массе удалось восстановиться и сейчас он достаточно успешно выступает за команду Willliams.

Чем интересна трасса в Сочи?

Большинство автодромов «Формулы 1» построены «в чистом поле», но особенно интересными получаются гонки на городских или полустационарных трассах. Именно таким и является автодром в Сочи: он проложен по территории олимпийского парка и отличается сочетанием скоростных прямых с достаточно крутыми поворотами. Близость барьеров повышает цену пилотской ошибки.

Зачем нужна квалификация?

Чтобы определить расположение пилотов на стартовой решетке: пилот, показавший лучшее время в квалификации, стартует первым. Следующий пилот — вторым и так далее. Квалификация длиться 1 час и состоит из трех сегментов. В первом отсеиваются восемь наиболее медленных пилотов, остальные проходят во второй сегмент. Там отсеивает еще шесть человек, а десятка лучших борется за ТОП-10 мест на стартовой решетке. В Сочи квалификация очень важна, так как, предположительно, обгоны на трассе могут быть сопряжены с риском.

Как определяется лидер чемпионата?

За каждую гонку ТОП-10 пилотов получают очки по системе 25−18−15−12−10−8-6−4-2−1. Исключение — последний Гран-При Абу-Даби, где даются двойные очки (это сделано, чтобы сохранить интригу чемпионата до последней гонки). В настоящий момент тройка лидеров чемпионата выглядит так: Хэмильтон (266 очков), Росберг (256), Рикьярдо (193).

Каковы успехи россиян в «Формуле 1»?

Первым российским пилотом в «Формуле 1» стал Виталий Петров, и его лучший результат — 3 место на Гран-При Австралии 2011 года. Российская команда Marussia в этом году набрала на Гран-При Монако свои первые очки, что позволяет ей сейчас идти на девятом месте в Кубке конструкторов.

Что такое пит-стопы?

Во время гонки пилоты имеют право заехать на пит-лейн для смены резины, которая обычно выдерживает 10−30 кругов. Бывает, что для смены резины пилот заезжает по три-четыре раза, а в сложных условиях и больше. В большинстве гонок используются стратегии с одним или двумя пит-стопами. Дозаправки топливом в современной «Формуле 1» запрещены, а количество топлива на гонку ограничено 100 кг.

Говорят, современные болиды «Формулы 1» — это гибриды?

Да, помимо 1.5-литрового турбодвигателя болиды приводятся в движение электромотором. Он питается от аккумуляторов, а они заряжаются за счет торможений (система рекуперации) и электрогенератора на турбине. Электрическая тяга обеспечивает прибавку мощности в пределах 160 л.с., общая мощность болидов превышает 700 л.с.

Какова динамика болида «Формулы 1»?

Максимальная скорость зависит от трассы, и на быстрых автодромах превышает 350 км/час. Динамика разгона от 0 до 100 км/час — менее 3 секунд, до 200 км/час — менее 8 секунд. В поворотах и на торможениях болиды «Формулы 1» могут развивать перегрузку в 5g, что примерно в пять раз больше, чем лучшие серийные машины.

Зачем болидам антикрылья?

Для увеличения аэродинамической прижимной силы, которая позволяет болидам лучше «держаться» за асфальт и развивать большую скорость в поворотах. Аэродинамика играет ключевую роль в современной «Формуле 1».

Почему некоторые болиды такие некрасивые?

Странная форма носового обтекателя обусловлена техническим регламентом 2014 года. В следующем году регламент будет изменен, чтобы избавить болиды от смешных носов.

Расписание уикэнда «Формулы 1» (время московское)

Пятница, 10 октября 2014 года

09:55 — 11:30 Свободные заезды 13:55 — 15:30 Свободные заезды

Суббота, 11 октября 2014 года

11:55 — 13:00 Свободные заезды 14:50 Квалификация

Воскресенье, 12 октября 2014 года

14:50 Гонка

На снимке: перед российским этапом чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1"/ Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня