Авто / Авто с пробегом

Авто с пробегом: типовые обманы

На что обратить внимание при покупке подержанной машины?

  
66161
Авто с пробегом: типовые обманы

Покупка подержанного автомобиля, особенно в Москве, всё больше превращается в совсем не увлекательный квест со слабо предсказуемым результатом. Везёт в нем далеко не всем. Почему?

Из Москвы — до самых до окраин

В советские времена среди экономистов ходила байка. Мол, в Советском Союзе самая простая система распределения — все товары свозятся в Москву, а оттуда народ сам развозит их, куда ему надо. С тех пор изменилось не так много. По крайней мере, применительно к рынку подержанных автомобилей.

Причины банальны. Московский регион — 1/6 всего населения России — наиболее насыщен автомобилями. А московские понты и достаток заставляют людей чаще покупать новые модели. При этом — нужно куда-то девать старые. И старые растекаются по стране.

В последние несколько лет эти потоки только выросли. Ведь для московских б/у авто открылись рынки Сибири и даже Дальнего Востока, где почти перекрыли кислород «правому рулю», и где народ привык ездить на японских подержанных автомобилях. При этом в том же Новосибирске, которых был главной перевалочной базой «праворулек» в центре России, совсем мало своих дилерских подержанных машин. Ведь во времена господства правого руля новых дилерских авто в Новосибирске продавалось менее 10 тысяч в год — и это на население в полтора миллиона.

Итак, народ приезжает за машинами в Москву и, как минимум, в половине случаев попадает в так называемый «автосалон». Он, как правило, не имеет ничего общего с настоящим брендовым автосалоном, а почти всегда представляет собой огороженную площадку или автостоянку. А попадает клиент туда после звонков по якобы частным объявлениям, где хозяином авто представляется хорошо говорящая по-русски девушка, прилежно и заучено повторяющая то, что и так написано в объявлении.

Ну, а далее мы разберём типичные случаи обмана, которые практикуют такие «салоны». И сделаем это с человеком, который под ником «Московский праворульщик» уже много лет разоблачает их мошеннические схемы на страницах популярных автомобильных интернет-форумов.

«Тотал»

Самые распространённые и банальные способы обмана — это манипуляции с пробегом, годом, и главное — с состоянием автомобиля после ДТП. Далеко не каждый из нас знаком с технологией сборки авто на конвейере и с технологиями сокрытия следов кузовного ремонта. Поэтому распознать сильно битый и плохо восстановленный аппарат весьма непросто. Вдобавок не будем забывать, что многие из подобного рода «автосалонов» — это на самом деле площадки по сбыванию «тоталов» от страховых компаний. «Тотал», в данном случае, — не марка французских масел, а профессиональный термин страховщиков. Он означает, что автомобиль получил настолько значительные повреждения, что стоимость его восстановления превышает общую стоимость авто.

Такие экземпляры будут сверкать новой краской и пахнуть ароматизатором с запахом нового автомобиля, но перекупщик «тоталов» НИКОГДА не будет делать кузовной ремонт с соблюдением правильных — и дорогостоящих — технологий.

Липовый договор

Один из самых распространённых видов развода — это манипуляции с договором купли-продажи. Клиенту, которого заманили в «автосалон», предлагается ознакомиться с договором, в котором всё подозрительно красиво прописано. Клиент читает первый экземпляр договора, созревает, подписывает этот экземпляр и ещё два. После чего под разными благовидными предлогами отвлекается внимание клиента, и первый (как бы правильный) экземпляр выбрасывается или уничтожается. А вот в остальных двух может быть что угодно — от «комиссии за оформление» до экзотического добровольного благотворительного взноса на восстановление, допустим, мечети в каком-нибудь посёлке. Шутка. Возмущённый клиент начинает недоумевать, но ему возражают: мол, всё — раз подписал, давай плати и забирай машину, или плати эту комиссию и уходи. Не всем удаётся взять волю в кулак и разорвать «договор» или обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Многие не выдерживают прессинга и покорно платят, особенно если машина хорошая (что тоже, как ни странно, бывает).

Но и на этом дополнительные поборы могут не закончиться. При окончательном расчёте запросто появится какая-нибудь плата за «предпродажную подготовку».

Нарисованный ПТС

Покупателю показывают поддельный — например, сделанный в «фотошопе» и отпечатанный на хорошем принтере — паспорт транспортного средства (ПТС), в котором красуется свежий год и всего один владелец. А при окончательном оформлении и передаче машины появляется настоящий ПТС — с гораздо более старшим годом авто и ворохом предыдущих хозяев.

Криминальные авто

Часто площадки и стоянки, гордо именуемые «автосалонами», продают проблемные, с точки зрения закона, автомобили. От угнанных с перебитыми номерами до залоговых. Если возникает перспектива судебного разбирательства с новым хозяином, то мгновенно меняется/исчезает ООО, от имени которого подписан договор. А юридические реквизиты, что в договоре фигурируют, оказываются оформленными на бедолагу-бомжа.

Самое интересное, что всё вышеперечисленное (и не только) может запросто происходить во вполне благообразном с виду шоу-руме, у которого имеются все внешние признаки «солидного» автосалона, вплоть до тщательной мимикрии под известный автомобильный бренд. Например, Gencer вместо Genser. И интернет-сайт такого «автосалона» будет подозрительно похож на брендовый. Примечательно, что гордая и огромная надпись «официальный дилер» при этом может и не быть обманом: салон может иметь вполне официальный договор с каким-нибудь никому не известным китайским брендом.

Самое печальное, что наше государство никак не регламентирует деятельность по продаже подержанных авто. Поэтому перечисленные схемы столь распространены и устойчивы. У нас нет даже жалкого подобия, например, систем Carfax или Autocheck, которые отслеживают судьбу практически каждого автомобиля в США, и в которых фиксируются все инциденты с автомобилем. В США без отчёта этих систем нормально продать автомобиль зачастую невозможно. Но в России, увы, возможно все, и потому — будьте внимательны.

P.S. Мы ещё вернемся к теме подержанных автомобилей и стратегии их выбора. Да, именно — стратегии. Ведь этот выбор может быть успешным только тогда, когда учтено и скрупулёзно проанализировано огромное количество факторов.

Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня