Покупка подержанного автомобиля, особенно в Москве, всё больше превращается в совсем не увлекательный квест со слабо предсказуемым результатом. Везёт в нем далеко не всем. Почему?
Из Москвы — до самых до окраин
В советские времена среди экономистов ходила байка. Мол, в Советском Союзе самая простая система распределения — все товары свозятся в Москву, а оттуда народ сам развозит их, куда ему надо. С тех пор изменилось не так много. По крайней мере, применительно к рынку подержанных автомобилей.
Причины банальны. Московский регион — 1/6 всего населения России — наиболее насыщен автомобилями. А московские понты и достаток заставляют людей чаще покупать новые модели. При этом — нужно куда-то девать старые. И старые растекаются по стране.
В последние несколько лет эти потоки только выросли. Ведь для московских б/у авто открылись рынки Сибири и даже Дальнего Востока, где почти перекрыли кислород «правому рулю», и где народ привык ездить на японских подержанных автомобилях. При этом в том же Новосибирске, которых был главной перевалочной базой «праворулек» в центре России, совсем мало своих дилерских подержанных машин. Ведь во времена господства правого руля новых дилерских авто в Новосибирске продавалось менее 10 тысяч в год — и это на население в полтора миллиона.
Итак, народ приезжает за машинами в Москву и, как минимум, в половине случаев попадает в так называемый «автосалон». Он, как правило, не имеет ничего общего с настоящим брендовым автосалоном, а почти всегда представляет собой огороженную площадку или автостоянку. А попадает клиент туда после звонков по якобы частным объявлениям, где хозяином авто представляется хорошо говорящая по-русски девушка, прилежно и заучено повторяющая то, что и так написано в объявлении.
Ну, а далее мы разберём типичные случаи обмана, которые практикуют такие «салоны». И сделаем это с человеком, который под ником «Московский праворульщик» уже много лет разоблачает их мошеннические схемы на страницах популярных автомобильных интернет-форумов.
«Тотал»
Самые распространённые и банальные способы обмана — это манипуляции с пробегом, годом, и главное — с состоянием автомобиля после ДТП. Далеко не каждый из нас знаком с технологией сборки авто на конвейере и с технологиями сокрытия следов кузовного ремонта. Поэтому распознать сильно битый и плохо восстановленный аппарат весьма непросто. Вдобавок не будем забывать, что многие из подобного рода «автосалонов» — это на самом деле площадки по сбыванию «тоталов» от страховых компаний. «Тотал», в данном случае, — не марка французских масел, а профессиональный термин страховщиков. Он означает, что автомобиль получил настолько значительные повреждения, что стоимость его восстановления превышает общую стоимость авто.
Такие экземпляры будут сверкать новой краской и пахнуть ароматизатором с запахом нового автомобиля, но перекупщик «тоталов» НИКОГДА не будет делать кузовной ремонт с соблюдением правильных — и дорогостоящих — технологий.
Липовый договор
Один из самых распространённых видов развода — это манипуляции с договором купли-продажи. Клиенту, которого заманили в «автосалон», предлагается ознакомиться с договором, в котором всё подозрительно красиво прописано. Клиент читает первый экземпляр договора, созревает, подписывает этот экземпляр и ещё два. После чего под разными благовидными предлогами отвлекается внимание клиента, и первый (как бы правильный) экземпляр выбрасывается или уничтожается. А вот в остальных двух может быть что угодно — от «комиссии за оформление» до экзотического добровольного благотворительного взноса на восстановление, допустим, мечети в каком-нибудь посёлке. Шутка. Возмущённый клиент начинает недоумевать, но ему возражают: мол, всё — раз подписал, давай плати и забирай машину, или плати эту комиссию и уходи. Не всем удаётся взять волю в кулак и разорвать «договор» или обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Многие не выдерживают прессинга и покорно платят, особенно если машина хорошая (что тоже, как ни странно, бывает).
Но и на этом дополнительные поборы могут не закончиться. При окончательном расчёте запросто появится какая-нибудь плата за «предпродажную подготовку».
Нарисованный ПТС
Покупателю показывают поддельный — например, сделанный в «фотошопе» и отпечатанный на хорошем принтере — паспорт транспортного средства (ПТС), в котором красуется свежий год и всего один владелец. А при окончательном оформлении и передаче машины появляется настоящий ПТС — с гораздо более старшим годом авто и ворохом предыдущих хозяев.
Криминальные авто
Часто площадки и стоянки, гордо именуемые «автосалонами», продают проблемные, с точки зрения закона, автомобили. От угнанных с перебитыми номерами до залоговых. Если возникает перспектива судебного разбирательства с новым хозяином, то мгновенно меняется/исчезает ООО, от имени которого подписан договор. А юридические реквизиты, что в договоре фигурируют, оказываются оформленными на бедолагу-бомжа.
Самое интересное, что всё вышеперечисленное (и не только) может запросто происходить во вполне благообразном с виду шоу-руме, у которого имеются все внешние признаки «солидного» автосалона, вплоть до тщательной мимикрии под известный автомобильный бренд. Например, Gencer вместо Genser. И интернет-сайт такого «автосалона» будет подозрительно похож на брендовый. Примечательно, что гордая и огромная надпись «официальный дилер» при этом может и не быть обманом: салон может иметь вполне официальный договор с каким-нибудь никому не известным китайским брендом.
Самое печальное, что наше государство никак не регламентирует деятельность по продаже подержанных авто. Поэтому перечисленные схемы столь распространены и устойчивы. У нас нет даже жалкого подобия, например, систем Carfax или Autocheck, которые отслеживают судьбу практически каждого автомобиля в США, и в которых фиксируются все инциденты с автомобилем. В США без отчёта этих систем нормально продать автомобиль зачастую невозможно. Но в России, увы, возможно все, и потому — будьте внимательны.
P.S. Мы ещё вернемся к теме подержанных автомобилей и стратегии их выбора. Да, именно — стратегии. Ведь этот выбор может быть успешным только тогда, когда учтено и скрупулёзно проанализировано огромное количество факторов.
Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС