Авто

Зимние опции: обязательное, полезное, лишнее

За что доплатить, чтобы не страдать от мороза

  
34506
Зимние опции: обязательное, полезное, лишнее

Почему, например, мы не мыслим покупку иномарки без кондиционера, зато запросто оказываемся от так называемых зимний опций? С первыми заморозками взгляд на список необходимого оборудования радикально меняется.

Подогрев сидений

Почти обязательный пункт. Да, у всех автомобилей есть «печка», но прогрев сиденья, так сказать, воздушно-капельным путем идет крайне медленно. Даже если автомобиль оснащен автозапуском, водитель, как правило, садится в ледяное кресло и размораживает его своим теплом. Это не полезно для здоровья, а возможные проблемы носят пикантный характер.

Штатные подогревы сидений бывают одноступенчатыми или с регулировкой мощности: конечно, второй вариант предпочтительней. Вообще, слишком жаркое сиденье тоже вредно для организма, поэтому подогрев нужен лишь для первоначальной разморозки: ездить с ним постоянно, тем более включив на полную мощность, не стоит.

Особую актуальность подогрев сидений имеет для автомобилей с кожаными салонами: низкая теплопроводность кожи и ее заменителей превращает кресла в глыбы льда. Правда, большинство авто с кожаными салонами имеют подогрев передних кресел по умолчанию, а вот задних — не всегда. И это, если честно, свинство.

У многих «пророссийских» машин подогрев сидений включен в базовую комплектацию или требует небольшой доплаты. Но есть и неприятные исключения, когда эта опция доступна только в пакете за суммы порядка 40−60 тысяч рублей.

Дешевая альтернатива штатному подогреву — накидки на кресла с электрическим «отоплением». Греют они обычно неплохо, но менее равномерно, чем штатные системы. Кроме того, накидка часто сбивается и требует включения в прикуриватель.

Подогрев руля

Лет десять назад этой опцией щеголял Opel Corsa, а теперь подогрев руля встречается на многих моделях, даже недорогих — например, Kia Rio. Мы не относим эту опцию к обязательным, потому что руки, в отличие от пятой точки, не так чувствительны к морозу, а удобные (нескользкие) перчатки исчерпывают проблему. Тем не менее, дамы оценят подогрев руля.

Подогрев лобового стекла

Опция, которая набирает все большую популярность в России. Одним из пионеров в сегменте массовых авто стал Ford Focus. Но после того, как Борский стекольный завод (принадлежит Asahi Glass Company — AGC) освоил выпуск стекол с подогревом, эту опцию получили многие модели, например, Hyundai Solaris и Peugeot 408. Самым доступным автомобилем с подогревом лобового стекла является Lada Granta (от 420 тысяч) и ее клон Datsun on-Do (от 430 тысяч).

Подогревы «лба» бывают двух видов: зоны покоя щеток стеклоочистителей или всей поверхности. В первом случае подогрев нужен лишь для одной цели — не дать щеткам примерзнуть к стеклу. Интереснее второй вариант: он позволяет быстро избавить стекло от наледи или запотевания. Кстати, очистка стекла ото льда зачастую является самой долгой и неприятной утренней процедурой.

Минусы? Нити подогрева видны при определенных углах освещения, хотя к этому привыкаешь. Но главное, такое стекло ощутимо дороже обычного, поэтому если ваша страховка не покрывает подобных рисков, всегда есть вероятность попасть на сумму порядка 20−25 тысяч рублей.

Предпусковой подогреватель

Штатный подогреватель пока предлагают лишь считанные производители, причем в основном для относительно дорогих машин с дизелями. Скажем, Peugeot 508.

Что приятно, относительно недорогой подогреватель Eberspaecher ставят на Lada Priora — стоимость составляет всего 17 тысяч рублей (пакет опций 044).

В отличие от сигнализаций с автозапуском, такие системы подогревают охлаждающую жидкость без запуска мотора. Это существенно увеличивает вероятность старта в крутой мороз, позволяет садиться в теплую машину и в некоторой степени экономит ресурс двигателя: экстремальные холодные пуски вредны.

К сожалению, подавляющее большинство производителей пока игнорируют эту небесполезную опцию. Впрочем, предпусковой подогреватель можно установить в качестве допоборудования, но стоимость многих систем составляет порядка 50−60 тысяч рублей. При выборе предпускового подогревателя обращайте внимание на удобство интерфейса: большинство базовых моделей умеют запускаться лишь по предварительно настроенному таймеру, а установка дистанционных запусков с брелока или телефона существенно увеличивает цену.

Электрофены

Подобие бытового фена, встроенного в систему вентиляции автомобиля — разве это не гениально? Такие фены обеспечивают подачу в салон теплого воздуха еще до того, как полностью прогрелся мотор. В мире они получили распространение в основном на моделях с дизелями.

В России, правда, такие устройства в качестве опции практически не предлагаются: то бишь, некоторые модели имеют электрофены уже в базе, но выбрать его за доплату нельзя. Причем на массовых авто девайс получил распространение в качестве «работы над ошибками». Так, концерн Volkswagen стал устанавливать его на моторы семейства EA111 (например, двигатели 1.2 TSI прошлого поколения), когда выяснилось, что турбоагрегаты небольшого объема генерируют слишком мало тепла на холостом ходу.

Нам представляется, что эта опция стала бы более востребованной, чем какая-нибудь панорамная крыша или электропривод сидений.

Система стабилизации

Ее нельзя отнести к чисто зимним опциям, потому что ESP работает круглый год, но именно зимой польза от нее наиболее очевидна.

Напомним, что ESP подавляет нежелательные «телодвижения» автомобиля за счет индивидуального подтормаживания колес. Практически все системы стабилизации заточены на борьбу с заносом (скольжением задней оси), а более продвинутые умеют подавлять недостаточную поворачиваемость (снос передка) и имитировать работу блокировки межколесного дифференциала. Последнее может быть полезно, например, при езде по неровным обледенелым поверхностям или снегу.

Важно понимать, что система стабилизации не может обмануть законы физики: скажем, если вы влетели в скользкий поворот слишком быстро, никакая умная электроника не удержит автомобиль на траектории. Тем не менее, ESP достаточно эффективно подавляет заносы, которые нередко приводят к серьезным авариям. Зимой занос может внезапно развиться при резком перестроении после обгона, при съезде на обочину на высокой скорости или неумелом выезде из колеи.

Полный привод

Традиционно считается чуть ли не главным подспорьем в холодное время года. Но, если честно, мы готовы с этим мнением поспорить, а сам полный привод занести в список избыточных опций.

Спору нет, серьезная 4WD трансмиссия с тремя честными дифференциалами, блокировками, понижающей передачей позволяет зимой забираться туда, где вы не встретите легковушку. И если в самом деле нужно в дебри, а настоящий внедорожник по карману, то сомнений быть не может — только 4WD.

Вот только на большинстве гражданских кроссоверов полный привод отнюдь не так умел: за редким исключением, большую часть времени такие машины моноприводные, а дополнительная пара колес включается через муфту по приказу электроники.

Чем это плохо? Недавно, например, на тесте журнала Teknikens Varld кроссовер Honda CR-V не смог тронуться с места, когда журналисты поставили передние колеса на ролики, имитируя очень скользкое покрытие. Электроника попросту отказалась бросать весь момент на задние колеса, опасаясь сжечь муфту.

В тяжелых условиях паркетный полный привод может сыграть злую шутку: например, при перегреве муфты многие модели просто временно отключают режим 4WD. А муфта, к слову, иной раз перегревается всего через несколько минут хороших «буксов».

Не слишком выручает такой полный привод и при езде по скользким твердям. Зачастую быстродействие муфты не позволяет электронике включать задние колеса достаточно быстро и жестко, чтобы, например, водитель мог вести автомобиль в управляемом заносе, как какой-нибудь олдскульный Subaru Impreza.

Конечно, некоторая польза есть и от паркетного полного привода. Но, по нашему опыту, деньги, которые за него просят, лучше инвестировать в хорошую зимнюю резину и систему стабилизации.

Фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня