Авто

Навигация с «пробками»

Исследуем достоверность прокладки маршрутов с учетом заторов

  
2565
Навигация с «пробками»

Передвижение без навигатора по незнакомым городам и весям уже немыслимо. Да и в родном городе, известном вдоль и поперёк, навигатор может быть весьма полезен — если при прокладке маршрута он учитывает «пробки». Разберемся — насколько совершенны «пробочные» сервисы.

Личный опыт

При передвижении по Москве, да и по другим городам, уличная сеть которых мне хорошо известна, я всё равно пользуюсь навигатором с «пробками». Да, места возникновения заторов, особенно утренних и вечерних, мне знакомы. Да, маршруты передвижения и возможности объезда проблемных мест — более-менее тоже. Но навигация с «пробками» в 7 случаях из 10 оказывается более эффективной, чем без таковой. Но оставшиеся 3 случая все же напрягают. Особенно в центре столицы, где реальная ситуация и то, что показывают «пробочные» сервисы, могут отличаться весьма существенно.

Вот скриншот с карт «Яндекса», показывающий, что по 1-му Хвостову переулку всё «красно», да и по Малой Полянке тоже «жёлтые» затруднения. И вот реальная фотография того же места, снятая в этот же момент с любезно предоставленного балкона одного из крайних этажей близлежащего дома — обе улицы совершенно свободны и пустынны.

Как видите — практически полная противоположность (заодно наглядно демонстрирующая правильность политики платных парковок в центре). А ведь навигатор, который будет прокладывать маршрут, «подумает», что здесь всё забито, и начнёт предлагать другой вариант, передвижение по которому займёт явно больше времени. Так и получается. Когда я оказываюсь в этих краях, и выстраиваю по навигатору маршрут, он пишет, что отсюда до Тульской 20 минут. Но когда я проезжаю до Большой Полянки и трачу на это 2 минуты, на навигаторе уже высвечивается 10 минут оставшегося времени. Зато дальше по улице Люсиновской — прогнозируемая и закономерная пробка.

И примерно такая же картина на «Навителе». Что, с одной стороны, показывает, что способы и алгоритмы отображения «пробок» у всех навигаторов более-менее одинаковы. С другой стороны — также у всех есть вышеозначенные не очень приятные моменты.

Чтобы разобраться в нюансах мы обратились к специалистам «Яндекса», и приводим фрагмент беседы с Леонидом Медниковым, аналитиком сервиса «Яндекс. Пробки»:

— Информацию о пробках мы получаем от самих водителей, точнее — от их смартфонов. Практически любой смартфон умеет определять географические координаты через GPS или ГЛОНАСС. Водители включают «Яндекс. Навигатор» или «Яндекс. Карты», и далее информация об их местоположении поступает на наши серверы. Информация эта анонимная — нам просто важно, что нечто движется по дороге. При этом специальные алгоритмы отсеивают единичные сигналы, которые сильно отличаются от основной массы — например, кто-то с включенным приложением остановился на парковке или объезжает пробку по встречке, по тротуару. Эти сигналы в расчёт не берутся и на общую картину не влияют. Сложнее — на второстепенных улочках и переулках, где интенсивность движения может быть небольшая и приходится пользоваться сигналами от единственного источника. И если этот автомобиль вдруг притормозил в поисках парковки, то сделать вывод о характере движения практически невозможно — мы не сможем идентифицировать — действительно ли это поиск парковки или же общее замедление потока и зарождающаяся пробка. И, к сожалению, пока мы не знаем — как преодолеть эту неопределённость.

«СП»: — А как было до массового распространения смартфонов?

— Система «Яндекс. Пробки» начала работать в 2006 году, но тогда это был совершенно иной принцип и иной алгоритм. Наши сотрудники мониторили изображения с видеокамер, установленных на основных магистралях и в «ручном» режиме вводили данные в систему. Всё начало меняться с 2008 — с началом распространения смартфонов с GPS. И уже к концу 2011 года стало катастрофически не хватать вычислительных мощностей из-за лавинообразного увеличения сигналов от увеличивающегося количества смартфонов. Пришлось переделывать всю цепочку обработки данных. В настоящее время всё функционирует более-менее стабильно.

«СП»: — Откуда на карте появляются отметки о ДТП и других дорожных событиях?

— Любой пользователь нашего «пробочного» сервиса может делать пометки. Например, произошло ДТП — пользователь имеет возможность поставить на карту метку и оставить комментарий.

«СП»: — А как же модерация? Ведь комментарии могут быть различными, в том числе — нецензурными?

— Мы осуществляем модерацию сообщений и «баним» тех, кто пишет нецензурщину и прочие непотребные вещи.

«СП»: — А как идентифицируется пользователь, которого нужно «забанить»? Ведь вы сказали, что сбор данных о местоположении — анонимный?

— Мы идентифицируем его по уникальному номеру передающего устройства.

Вот так. Оказывается анонимность передачи данных всё-таки под вопросом, и идентификации пользователя теоретически возможна. Впрочем, лично я, автор этой статьи, считаю, что истерия по поводу возможности неправомерного использования данных о местоположении кого-либо — явно излишне надуманна и раздута. Честному человеку ведь скрывать нечего. Но не будем отвлекаться.

«СП»: — Что скажете на счёт дополнения алгоритма обработки данных какой-либо экстраполяцией, то есть — возможностью предугадывать развитие «пробок»?

— Пока приходится ограничиваться обработкой статистических данных — мы анализируем типичную «пробочность» по времени суток и на основе этого анализа можем предположить ситуацию на ближайшие часы. Но эта возможность реализована не на мобильных устройствах, а на «настоящих» компьютерах. Да, мы ведём разработки по «интеллектуальным», а не статистическим способам «предсказания» развития дорожной ситуации. Но пока эти процессы носят исследовательский характер. До реальной реализации пока далеко.

Что в итоге? Наверное, для тех, что ездит по городу по одним и тем же привычным маршрутом «дом-работа» или «дом-супермаркет» использование навигаторов, учитывающих «пробки», не очень целесообразно. Наше мышление консервативно, и нам проще привычные вещи делать привычными способами. А вот для постоянных разъездов «пробочные» сервисы и навигация на их основе уже более актуальна. Хотя… Ведь чем больше будет включённых устройств — тем больше получит информации сервер и тем точнее будет отображение «пробок». Так что — если вы куда-либо поехали и точно знаете маршрут, то всё равно не поленитесь включить в смартфоне тот же «Яндекс. Карты» или «Навител» — самим вроде как не нужно, но людям поможете.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня