Авто

Навигация с «пробками»

Исследуем достоверность прокладки маршрутов с учетом заторов

  
2571
Навигация с «пробками»

Передвижение без навигатора по незнакомым городам и весям уже немыслимо. Да и в родном городе, известном вдоль и поперёк, навигатор может быть весьма полезен — если при прокладке маршрута он учитывает «пробки». Разберемся — насколько совершенны «пробочные» сервисы.

Личный опыт

При передвижении по Москве, да и по другим городам, уличная сеть которых мне хорошо известна, я всё равно пользуюсь навигатором с «пробками». Да, места возникновения заторов, особенно утренних и вечерних, мне знакомы. Да, маршруты передвижения и возможности объезда проблемных мест — более-менее тоже. Но навигация с «пробками» в 7 случаях из 10 оказывается более эффективной, чем без таковой. Но оставшиеся 3 случая все же напрягают. Особенно в центре столицы, где реальная ситуация и то, что показывают «пробочные» сервисы, могут отличаться весьма существенно.

Вот скриншот с карт «Яндекса», показывающий, что по 1-му Хвостову переулку всё «красно», да и по Малой Полянке тоже «жёлтые» затруднения. И вот реальная фотография того же места, снятая в этот же момент с любезно предоставленного балкона одного из крайних этажей близлежащего дома — обе улицы совершенно свободны и пустынны.

Как видите — практически полная противоположность (заодно наглядно демонстрирующая правильность политики платных парковок в центре). А ведь навигатор, который будет прокладывать маршрут, «подумает», что здесь всё забито, и начнёт предлагать другой вариант, передвижение по которому займёт явно больше времени. Так и получается. Когда я оказываюсь в этих краях, и выстраиваю по навигатору маршрут, он пишет, что отсюда до Тульской 20 минут. Но когда я проезжаю до Большой Полянки и трачу на это 2 минуты, на навигаторе уже высвечивается 10 минут оставшегося времени. Зато дальше по улице Люсиновской — прогнозируемая и закономерная пробка.

И примерно такая же картина на «Навителе». Что, с одной стороны, показывает, что способы и алгоритмы отображения «пробок» у всех навигаторов более-менее одинаковы. С другой стороны — также у всех есть вышеозначенные не очень приятные моменты.

Чтобы разобраться в нюансах мы обратились к специалистам «Яндекса», и приводим фрагмент беседы с Леонидом Медниковым, аналитиком сервиса «Яндекс. Пробки»:

— Информацию о пробках мы получаем от самих водителей, точнее — от их смартфонов. Практически любой смартфон умеет определять географические координаты через GPS или ГЛОНАСС. Водители включают «Яндекс. Навигатор» или «Яндекс. Карты», и далее информация об их местоположении поступает на наши серверы. Информация эта анонимная — нам просто важно, что нечто движется по дороге. При этом специальные алгоритмы отсеивают единичные сигналы, которые сильно отличаются от основной массы — например, кто-то с включенным приложением остановился на парковке или объезжает пробку по встречке, по тротуару. Эти сигналы в расчёт не берутся и на общую картину не влияют. Сложнее — на второстепенных улочках и переулках, где интенсивность движения может быть небольшая и приходится пользоваться сигналами от единственного источника. И если этот автомобиль вдруг притормозил в поисках парковки, то сделать вывод о характере движения практически невозможно — мы не сможем идентифицировать — действительно ли это поиск парковки или же общее замедление потока и зарождающаяся пробка. И, к сожалению, пока мы не знаем — как преодолеть эту неопределённость.

«СП»: — А как было до массового распространения смартфонов?

— Система «Яндекс. Пробки» начала работать в 2006 году, но тогда это был совершенно иной принцип и иной алгоритм. Наши сотрудники мониторили изображения с видеокамер, установленных на основных магистралях и в «ручном» режиме вводили данные в систему. Всё начало меняться с 2008 — с началом распространения смартфонов с GPS. И уже к концу 2011 года стало катастрофически не хватать вычислительных мощностей из-за лавинообразного увеличения сигналов от увеличивающегося количества смартфонов. Пришлось переделывать всю цепочку обработки данных. В настоящее время всё функционирует более-менее стабильно.

«СП»: — Откуда на карте появляются отметки о ДТП и других дорожных событиях?

— Любой пользователь нашего «пробочного» сервиса может делать пометки. Например, произошло ДТП — пользователь имеет возможность поставить на карту метку и оставить комментарий.

«СП»: — А как же модерация? Ведь комментарии могут быть различными, в том числе — нецензурными?

— Мы осуществляем модерацию сообщений и «баним» тех, кто пишет нецензурщину и прочие непотребные вещи.

«СП»: — А как идентифицируется пользователь, которого нужно «забанить»? Ведь вы сказали, что сбор данных о местоположении — анонимный?

— Мы идентифицируем его по уникальному номеру передающего устройства.

Вот так. Оказывается анонимность передачи данных всё-таки под вопросом, и идентификации пользователя теоретически возможна. Впрочем, лично я, автор этой статьи, считаю, что истерия по поводу возможности неправомерного использования данных о местоположении кого-либо — явно излишне надуманна и раздута. Честному человеку ведь скрывать нечего. Но не будем отвлекаться.

«СП»: — Что скажете на счёт дополнения алгоритма обработки данных какой-либо экстраполяцией, то есть — возможностью предугадывать развитие «пробок»?

— Пока приходится ограничиваться обработкой статистических данных — мы анализируем типичную «пробочность» по времени суток и на основе этого анализа можем предположить ситуацию на ближайшие часы. Но эта возможность реализована не на мобильных устройствах, а на «настоящих» компьютерах. Да, мы ведём разработки по «интеллектуальным», а не статистическим способам «предсказания» развития дорожной ситуации. Но пока эти процессы носят исследовательский характер. До реальной реализации пока далеко.

Что в итоге? Наверное, для тех, что ездит по городу по одним и тем же привычным маршрутом «дом-работа» или «дом-супермаркет» использование навигаторов, учитывающих «пробки», не очень целесообразно. Наше мышление консервативно, и нам проще привычные вещи делать привычными способами. А вот для постоянных разъездов «пробочные» сервисы и навигация на их основе уже более актуальна. Хотя… Ведь чем больше будет включённых устройств — тем больше получит информации сервер и тем точнее будет отображение «пробок». Так что — если вы куда-либо поехали и точно знаете маршрут, то всё равно не поленитесь включить в смартфоне тот же «Яндекс. Карты» или «Навител» — самим вроде как не нужно, но людям поможете.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня