Авто / Страна советов

Как буксировать автомобиль

Почему «тягание» чужой машины увеличивает риск ДТП?

  
2229
Как буксировать автомобиль

МВД России готовит пакет поправок в ПДД, которые запретят автомобилистам со стажем менее двух лет участвовать в буксировке других машин. И в этом шаге есть определенный смысл, потому что буксировка — не такой уж простой процесс. Если у вас нет подобного опыта, вот несколько простых советов.

Куда зацепить трос

Легковые машины обычно буксируют на гибкой сцепке, проще говоря, соединив их тросом. Новички нередко оказываются в тупике, потому что у многих иномарок попросту отсутствует стационарная проушина для крепления троса. Чаще всего она является съемной, хранится в багажнике в нише запасного колеса (или для инструмента), и представляет собой «ушко» с резьбовой частью. На бамперах машины находятся декоративные заглушки обычно круглой или прямоугольной формы. Поддев их ногтем или инструментом (не поцарапайте бампер) вы обнаружите резьбу, в которую вкручивается съемная проушина.

По правилам, гибкая сцепка должна быть обозначена флажками или щитками с нанесенными по диагонали красно-белыми полосами. Скорее всего, подобных флажков под рукой не будет, но как минимум обозначьте сцепку кусочками материи.

На буксируемом автомобиле необходимо включить аварийную сигнализацию, а в темное время суток — еще и габаритные огни. Если аккумулятор сел, на заднюю часть буксируемого автомобиля крепится знак аварийной остановки.

Какой трос выбрать

Правила требуют, чтобы длина троса для буксировки составляла от 4 до 6 метров. Какой лучше — длинный или короткий? Средний. Короткий трос делает дистанцию слишком маленькой, что повышает вероятность столкновения. Длинный трос усложняет вход в поворот, а водителям сложнее поддерживать его в натянутом состоянии.

Если у машины неисправно рулевое или не действуют тормоза, буксировка на гибкой сцепке запрещена.

Трос, который вы купите в магазине, скорее всего, будет иметь красивый индекс нагрузки: продавцы и рекламная наклейка убедят вас, что он выдерживает 3−7 тонн. Но даже если цифры верны, речь о статической нагрузке, а «в рывке» тросы из синтетических материалов, тем более недорогие, рвутся удивительно легко.

Большинство буксировочных тросов имеют удобные карабины для крепления к бусировочной проушине, но обязательно убедитесь, чтобы крюк плотно обхватил проушину и защелка карабина закрылась. Плохо закрепленный карабин может быть смертельно опасен — во время буксировки тросы прилично растягиваются, поэтому при срыве карабин выстрелит, как из рогатки.

По этой же причине ни в коем случае нельзя стоять вблизи сцепки буксируемых машин — даже сам порванный трос отстреливает очень сильно и может нанести травму.

Помимо синтетических тросов есть металлические. Иногда такой вариант предложит вам водитель грузовика, который вы остановили в надежде на помощь. Металлические тросы значительно прочнее синтетических, но при этом практически не амортизируют рывки. При вытаскивании или буксировке легковой машины они могут повредить ее, а обрыв хоть и требует значительно большей нагрузки, но потенциально еще опаснее.

Буксировочные сюрпризы

В буксируемом автомобиле необходимо вставить и повернуть ключ в замке зажигания, даже если двигатель в принципе не заводится. У большинства машин поворот руля без ключа в замке приводит к блокировке баранки, что может быть крайне опасно, особенно если буксировка происходит в плотном потоке.

Неработающий двигатель буксируемого автомобиля может создать несколько проблем. Например, перестанет работать усилитель руля и тормозов — к этому нужно быть готовым. Неработающая система вентиляции и обогрева может привести к запотеванию и обмерзанию стекол.

Перед буксировкой водителям полезно договориться о системе условных обозначений: скажем, длинный гудок — просьба остановиться. Естественно, человек в буксируемом авто внимательно следит за стоп-сигналами и поворотниками, но также и водитель впереди должен быстро понять, что у буксируемого какие-то проблемы.

Следи за натяжением

Самое сложное при буксировке на гибкой сцепке — контролировать натяжение троса. При равномерном движении проблем не возникает, но при торможении трос может провисать, а при резких разгонах натягиваться рывком, что чревато обрывом. Особенно если действия водителей несогласованные и первый ускоряется, пока второй еще держит машину на тормозах. Буксировка — игра командная.

Если трос провисает, водитель впереди должен натягивать его по возможности более плавно. Когда упругость троса выбрана, можно ускоряться в «естественном» темпе.

Контроль дистанции — еще одна головная боль, поэтому водитель за рулем буксируемого автомобиля должен быть предельно сконцентрирован. Чтобы помочь ему, ведущий должен предупреждать о маневрах заранее, например, перед торможением несколько раз зажечь стоп-сигналы легким касанием тормозов и затем уже приступить к плавному замедлению.

Повторим, что о таких условностях лучше договариваться заранее. Любые маневры буксирующего автомобиля должны быть, в идеале, «прозрачны» для второго водителя.

Обычно передний водитель чувствует себя увереннее и разгоняется до скоростей, которые заднему кажутся дискомфортными. Правила запрещают буксировку на скорости более 50 км/час, но если трос короткий, и 50 км/час кажутся лихачеством. По крайней мере, первые минуты лучше ехать небыстро, чтобы водители успели понять друг друга.

Распространенный сценарий обрыва троса: водитель впереди увидел опасность (например, выезжающий с парковки авто) и начал замедляться. Буксируемый водитель не сразу понял маневр, и трос провис. Испугавшись, задний водитель прижал тормоз, но в этом момент его коллега впереди решил разогнаться до прежней скорости, потому что помеха исчезла. Хлоп — и готово. Словом, будьте внимательны!

И последнее: если синтетический трос все же порвался, его можно связать узлом и продолжить буксировку — с большей осторожностью…

Фото: Григорий Сысоев/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня