Авто

Так ли страшен вариатор, как его малюют?

Три главные проблемы CVT

  
53530
Так ли страшен вариатор, как его малюют?

Некоторые узлы авто славятся своей практичностью и долговечностью. Но у героев всегда есть антагонист. В машине эта незавидная роль досталась вариаторам. Об их ненадежности и неремонтопригодности ходят легенды. Соответствуют ли они истине?

«Ломучие», но популярные

Некоторые потенциальные покупатели так свято верят в порочность вариатора, что отказываются от приобретения понравившегося авто. А вдруг сломается? И что, выкидывать не один десяток тысяч на ремонт? Да и многие официальные дилеры вариаторы не чинят, а просто меняют. А это, понятное дело, совершенно другая сумма, если агрегат не на гарантии.

Но если «официалы» проявляют в отношении CVT консерватизм, то многие мастерские освоили ремонт этого «чуда-зверя» — и явно не остались внакладе. Причем это характерно не только для столиц, но и более-менее крупных городов по всей России.

Так или иначе, концерны из года в год расширяют список производимых автомобилей, на которых установлены вариаторы. Это заставляет одних суетливо выискивать подходящий вариант без «черта полосатого», а других — поглядывать на недавнего «врага» с меньшей опаской.

Особую популярность среди автопроизводителей снискала японская бесступенчатая трансмиссия Jatco. Вариаторы этой фирмы ставятся на французские Renault, Peugeot, Citroen, японские Suzuki, Mitsubishi, Nissan, и даже на американские Jeep и Dodge. А самой распространенной моделью вариатора является JF011E. Именно она переключает скорости на большинстве авто перечисленных марок. Компания подобралась неслабая: X-trail и Qashqai, Latitude и Megane, Lancer и Outlander, Citroen C-Crosser и Peugeot 4008, Dodge Caliber и Jeep Compass — и так далее. Перечислять все нет смысла, картина и без того ясная.

Если бы вариаторы действительно были так плохи, как о них думают и говорят, вряд ли бы такое количество марок «прельстилось лукавым». Хотя, само собой, все, что может ломаться — ломается, а что не может — засоряется. Это «золотое правило» техники никто не отменял.

Так в чем же заключаются главные проблемы CVT? Разберем три самых распространенных.

Проблема № 1

Чаще всего в вариаторе изнашиваются подшипники конусов. Такое событие для автовладельца не пройдет незамеченным, ведь оно сопровождается «песнями» — точнее, гулом. Спутать этот звук с чем-то другим сложно. Самое обидное для хозяина авто — болячка может появиться даже при «детском» пробеге в 45 000 — 50 000 км.

Ремонту хворь подлежит, вот только заплатить специалистам за замену четырех подшипников и некоторых запчастей придется в районе 40 000 рублей.

Как показывает статистика, чаще всего преподносят такие сюрпризы Qashqai. На втором месте X-trail, а у Outlander на болезнь и вовсе иммунитет. Для «японца» эта проблема актуальна только при пробеге за 150 000 км.

Причин, из-за которых подшипники начинают шуметь, несколько. Самая распространенная — попаданием на рабочие поверхности продуктов износа: в качестве преграды им в агрегате выступают лишь два масляных фильтра да магнит. Согласитесь, оборона так себе. Продлить жизнь подшипникам поможет замена масла через каждые 30 000 — 50 000 километров пробега. (Например, концерн Renault-Nissan рекомендует менять масло в вариаторе только после достижения отметки в 100 000, а Mitsubishi — через каждые 75 000 км. Это наводит на размышления, не так ли?) Но, как показывает статистика, и частая смена масла — не панацея. Качество самих подшипников подчас вызывает много вопросов. И это странно, учитывая стоимость ремонта.

Проблема № 2

Эта проблема по масштабам неприятностей едва ли уступает первой. Рывки и подергивания — признаки «нервного тика» у автомобиля, а это не есть хорошо. Скорее всего, редукционный клапан масляного насоса решил «накрыться медным тазом».

У клапана проблемы со здоровьем могут быть вызваны все теми же продуктами износа. Они вынуждают клапан заклинивать в промежуточных положениях. Из-за этого давление в системе скачет, ведущий и ведомый шкивы «теряются» — и как следствие ремень вариатора проскальзывает.

Если к специалисту обратиться сразу, поврежденные шкивы можно подправить шлифовкой. Но вот ремень, скорее всего, придется заменить, а это стоит недешево — от 60 000 рублей.

Если же случай «клинический», то бюджет может оскудеть и на добрую сотню.

Проблема № 3

Это даже не проблема, а предостережение. Вариаторы очень чувствительны к температурному режиму. Поэтому ему в агрегате уделено особое внимание. «Тепличные условия» контролирует система самодиагностики, в помощниках у которой — специальный температурный датчик.

Если температура масла поползла вверх, система сообщает об этом электронным «мозгам», а те зажигают на приборной панели значок неисправности — и переводят вариатор в аварийный режим.

На многих авто, оснащенных CVT, за поддержание нужной температуры масла отвечает не только теплообменник, но и специальный радиатор. Он находится в передней части авто, непосредственно перед радиатором климатической установки.

Такое местоположение оказалось не самым удачным. Сквозь воздуховоды в бампере пробивается грязь и мошкара, и первым делом намертво забивают соты радиатора вариатора.

Понять, что радиатор пора чистить, не сложно — масло начинает перегреваться даже при высокой скорости. Поэтому для профилактики необходимо промывать радиатор каждые два года. Сделать это можно и своими руками — обычно достаточно открутить бампер. Не помешает и установка защитной сетки в воздуховоды.

Эра CVT не за горами

Учитывая, с какой скоростью вариаторы покоряют концерны, будущее все-таки за ними. К тому же, если верить статистике, современные CVT выходят из строя не намного чаще своих собратьев — классических гидромеханических «автоматов».

О грядущем царствовании вариаторов говорит и тот факт, что к их «услугам» обратились концерны, которые раньше от одного упоминания о бесступенчатой трансмиссии воротили носы. Речь идет о Toyota, которая оснастила вариатором рестайлинговый RAV4 и Corolla. Даже архаичное руководство Subaru — и то решилась на аналогичный шаг: CVT теперь оснащены Forester, Outback и XV. Кто будет следующим?..

Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня