Авто

Так ли страшен вариатор, как его малюют?

Три главные проблемы CVT

  
54446
Так ли страшен вариатор, как его малюют?

Некоторые узлы авто славятся своей практичностью и долговечностью. Но у героев всегда есть антагонист. В машине эта незавидная роль досталась вариаторам. Об их ненадежности и неремонтопригодности ходят легенды. Соответствуют ли они истине?

«Ломучие», но популярные

Некоторые потенциальные покупатели так свято верят в порочность вариатора, что отказываются от приобретения понравившегося авто. А вдруг сломается? И что, выкидывать не один десяток тысяч на ремонт? Да и многие официальные дилеры вариаторы не чинят, а просто меняют. А это, понятное дело, совершенно другая сумма, если агрегат не на гарантии.

Но если «официалы» проявляют в отношении CVT консерватизм, то многие мастерские освоили ремонт этого «чуда-зверя» — и явно не остались внакладе. Причем это характерно не только для столиц, но и более-менее крупных городов по всей России.

Так или иначе, концерны из года в год расширяют список производимых автомобилей, на которых установлены вариаторы. Это заставляет одних суетливо выискивать подходящий вариант без «черта полосатого», а других — поглядывать на недавнего «врага» с меньшей опаской.

Особую популярность среди автопроизводителей снискала японская бесступенчатая трансмиссия Jatco. Вариаторы этой фирмы ставятся на французские Renault, Peugeot, Citroen, японские Suzuki, Mitsubishi, Nissan, и даже на американские Jeep и Dodge. А самой распространенной моделью вариатора является JF011E. Именно она переключает скорости на большинстве авто перечисленных марок. Компания подобралась неслабая: X-trail и Qashqai, Latitude и Megane, Lancer и Outlander, Citroen C-Crosser и Peugeot 4008, Dodge Caliber и Jeep Compass — и так далее. Перечислять все нет смысла, картина и без того ясная.

Если бы вариаторы действительно были так плохи, как о них думают и говорят, вряд ли бы такое количество марок «прельстилось лукавым». Хотя, само собой, все, что может ломаться — ломается, а что не может — засоряется. Это «золотое правило» техники никто не отменял.

Так в чем же заключаются главные проблемы CVT? Разберем три самых распространенных.

Проблема № 1

Чаще всего в вариаторе изнашиваются подшипники конусов. Такое событие для автовладельца не пройдет незамеченным, ведь оно сопровождается «песнями» — точнее, гулом. Спутать этот звук с чем-то другим сложно. Самое обидное для хозяина авто — болячка может появиться даже при «детском» пробеге в 45 000 — 50 000 км.

Ремонту хворь подлежит, вот только заплатить специалистам за замену четырех подшипников и некоторых запчастей придется в районе 40 000 рублей.

Как показывает статистика, чаще всего преподносят такие сюрпризы Qashqai. На втором месте X-trail, а у Outlander на болезнь и вовсе иммунитет. Для «японца» эта проблема актуальна только при пробеге за 150 000 км.

Причин, из-за которых подшипники начинают шуметь, несколько. Самая распространенная — попаданием на рабочие поверхности продуктов износа: в качестве преграды им в агрегате выступают лишь два масляных фильтра да магнит. Согласитесь, оборона так себе. Продлить жизнь подшипникам поможет замена масла через каждые 30 000 — 50 000 километров пробега. (Например, концерн Renault-Nissan рекомендует менять масло в вариаторе только после достижения отметки в 100 000, а Mitsubishi — через каждые 75 000 км. Это наводит на размышления, не так ли?) Но, как показывает статистика, и частая смена масла — не панацея. Качество самих подшипников подчас вызывает много вопросов. И это странно, учитывая стоимость ремонта.

Проблема № 2

Эта проблема по масштабам неприятностей едва ли уступает первой. Рывки и подергивания — признаки «нервного тика» у автомобиля, а это не есть хорошо. Скорее всего, редукционный клапан масляного насоса решил «накрыться медным тазом».

У клапана проблемы со здоровьем могут быть вызваны все теми же продуктами износа. Они вынуждают клапан заклинивать в промежуточных положениях. Из-за этого давление в системе скачет, ведущий и ведомый шкивы «теряются» — и как следствие ремень вариатора проскальзывает.

Если к специалисту обратиться сразу, поврежденные шкивы можно подправить шлифовкой. Но вот ремень, скорее всего, придется заменить, а это стоит недешево — от 60 000 рублей.

Если же случай «клинический», то бюджет может оскудеть и на добрую сотню.

Проблема № 3

Это даже не проблема, а предостережение. Вариаторы очень чувствительны к температурному режиму. Поэтому ему в агрегате уделено особое внимание. «Тепличные условия» контролирует система самодиагностики, в помощниках у которой — специальный температурный датчик.

Если температура масла поползла вверх, система сообщает об этом электронным «мозгам», а те зажигают на приборной панели значок неисправности — и переводят вариатор в аварийный режим.

На многих авто, оснащенных CVT, за поддержание нужной температуры масла отвечает не только теплообменник, но и специальный радиатор. Он находится в передней части авто, непосредственно перед радиатором климатической установки.

Такое местоположение оказалось не самым удачным. Сквозь воздуховоды в бампере пробивается грязь и мошкара, и первым делом намертво забивают соты радиатора вариатора.

Понять, что радиатор пора чистить, не сложно — масло начинает перегреваться даже при высокой скорости. Поэтому для профилактики необходимо промывать радиатор каждые два года. Сделать это можно и своими руками — обычно достаточно открутить бампер. Не помешает и установка защитной сетки в воздуховоды.

Эра CVT не за горами

Учитывая, с какой скоростью вариаторы покоряют концерны, будущее все-таки за ними. К тому же, если верить статистике, современные CVT выходят из строя не намного чаще своих собратьев — классических гидромеханических «автоматов».

О грядущем царствовании вариаторов говорит и тот факт, что к их «услугам» обратились концерны, которые раньше от одного упоминания о бесступенчатой трансмиссии воротили носы. Речь идет о Toyota, которая оснастила вариатором рестайлинговый RAV4 и Corolla. Даже архаичное руководство Subaru — и то решилась на аналогичный шаг: CVT теперь оснащены Forester, Outback и XV. Кто будет следующим?..

Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня