Сейчас, конечно, не 1990-е. Но иногда АЗС даже в крупных городах грешат «плохим» горючим. А в провинции, особенно на междугородних трассах, «паленые» бензин или солярка встречаются регулярно. Что делать, если вы заправились некачественным топливом?
Признаки «отравления»
Некачественное горючее заявляет о себе достаточно быстро. Автомобиль становится вялым при разгонах, может слегка измениться и звук мотора. В общем, стальной конь превращается в стальное подобие овоща.
Идеальный вариант — заехать в ближайший автосервис и попросить мастеров слить «паленое» топливо. Но, к сожалению, этот совет приемлем только в городе. Да и не каждый автовладелец согласится избавиться от пусть некачественных, но не бесплатно доставшихся ему литров топлива.
Подавляющее большинство «счастливчиков» предпочитают мучиться до тех пор, пока «отрава» не выработается хотя бы на половину. Главное, чтобы следующий заезд на АЗС не оказался идентичен предыдущему.
Почему так происходит?
Из-за чего автомобиль, заправленный «плохим» топливом становится «тупым»? Главная причина в том, что в цилиндрах топливовоздушная смесь сгорает не полностью, а лишь частично. Раз так, количество тепловой энергии получается меньше необходимого. А значит, поршни недополучают кинетическую энергию, что напрямую связано с динамикой.
Самое неприятное, что внезапная «тупость» авто — лишь вершина айсберга. Неполное сгорание оставляет пагубный отпечаток практически на всех системах ДВС. И в худшем случае, перспективы у автовладельцы куда серьезнее, чем потеря резвости стального коня.
Понятное дело, что при неполном сгорании смеси часть ее остается в цилиндрах. Дальнейших вариантов в этом случае немного. Несгоревшая смесь может попасть в выпускной тракт, либо превратиться в нагар на клапанах в цилиндрах камер сгорания. Пострадать могут, кроме того, форсунки или свечи зажигания.
Но наиболее ощутимый вред причиняется каталитическому нейтрализатору и датчику кислорода (он же — лямбда-зонд). Ведь они «не готовы» к встрече с большим количеством различных химических соединений, среди которых NX, CO и так далее. Под воздействием этих соединений «здоровье» нейтрализатора и датчика кислорода резко ухудшается, что приводит в конечном итоге к поломке.
А у автомобилей на «тяжелом» топливе в зоне риска оказывается сажевый фильтр. Он постепенно забивается и его приходиться менять.
Учитывая текущий курс валют, цена вышеперечисленных запчастей вряд ли покажется адекватной. Да и разовым заездом в сервис едва ли удастся обойтись.
Первым о неполадках в системе сообщит загоревшийся Check Engine, выдающий ошибку P0420. Это говорит о том, что эффективность катализатора снижена.
Сначала автовладельцу придется раскошелиться на диагностику, затем на очереди окажется промывка инжектора. Постепенно сотрудники автосервиса доберутся и до замены катализатора с датчиком кислорода. А в финале проявят снисходительность и обязательно поделятся мудростью — сменить АЗС.
Но и на этом, к сожалению, проблемы не заканчиваются. Если встреча ДВС с некачественным топливом происходит регулярно, из-за нагара постепенно уменьшается объем камеры сгорания. Это особенно болезненно воспринимают авто, «питающиеся» высокооктановом бензине.
Их мотор может перегреваться, а свечи либо частично, либо полностью теряют способность к искрообразованию. Под ударом оказываются и поршневые кольца с тарелками клапанов.
Способы «лечения»
Все сказанное означает, что если после заправки автомобиль внезапно превратился в «овощ», лучше все-таки перестраховаться, и оказать ему первую помощь.
Заключается она в специальной автохимии. Лучшее «лекарство» в данном случае — средства, помогающие топливу сгореть.
Такие препараты бывают и для бензиновых моторов, и для дизельных. Их много, но наиболее популярные и хорошо себя зарекомендовавшие — это, например, FuelEXx Gazoline, FuelEXx Diesel, RunWay, E-3000, STP Motor Booster.
Если предстоит дальний вояж по нашей необъятной родине, разумно на всякий случай запастись такой автохимией. К тому же, цена «лекарства» вполне вменяемая — в районе 600 рублей на 150 литров горючего.
Качественные присадки при регулярном применении — по крайней мере, в теории — постепенно «вымывают» и нагар с камеры сгорания и клапанов.
Итог
Пользоваться присадками или нет — каждый решает для себя сам. Проблема в том, что один автовладелец может всю жизнь заправляться на «мутных» АЗС и попадать на качественное топливо, а другой запросто способен приобрести дорогую, но «паленую» автохимию.
Нужно лишь помнить, что наиболее уязвимы к «плохому» топливу авто, возраст которых перевалил за пресловутых три года. Они уже успели и обзавестись слоем нагара, и «подсадить» катализаторы.
Фото: YAY/ ТАСС