Авто / Обзор рынка

Аутсайдеры кризиса

Какие автобренды пострадали сильнее других

  
5262
Аутсайдеры кризиса

По итогам февраля продажи автомобилей в России упали на 38%. Между тем, некоторые компании провалились гораздо сильнее среднего уровня, сократив продажи в четыре-пять раз и оказавшись на грани коллапса. Кто они и в чем причина сложностей?

Chevrolet

Главным аутсайдером из недавних лидеров рынка стал Chevrolet: февральское падение продаж достигло 74%! Корейское крыло General Motors было в числе компаний, поднявших стоимость автомобилей почти в прямой пропорции к росту курсов валют. В результате в начале года за Chevrolet Cruze просили более 900 тысяч рублей — и это в базовой комплектации! Когда-то Cruze был одним из бестселлеров рынка и позиционировался как автомобиль по-американски солидный, но доступный, однако резкий взлет цены отпугнул клиентов от не новой уже модели.

Не помогает Chevrolet и отсутствие бюджетной модели с высокой степенью локализации. Импортируемые Chevrolet Cobalt по многим причинам никогда не был хитом продаж, а Chevrolet Aveo после смены поколений уступал по популярности Kia Rio и Hyundai Solaris, а в кризис разрыв только увеличился.

Daewoo

Снизив продажи на 64%, Daewoo сравнительно легко отделалась: когда после нового года стоимость базового «Матиза» подняли почти до 400 тысяч рублей, многие готовы были поставить на узбекских машинах крест (впоследствии цену скорректировали). Падение интереса к Daewoo с безнадежно устаревающим модельным рядом наметилось еще задолго до кризиса, однако последние месяцы положение отчасти спасает сравнительно новая Daewoo Gentra. В настоящий момент этот седан на базе Chevrolet Lacetti стоит от 419 тысяч рублей, что достаточно конкурентоспособно на фоне ускакавших по ценовой лестнице конкурентов.

Ford

Спад марки Ford в последние годы перешел в крутое пике с началом кризиса — в итоге почти пятикратное падение продаж в феврале. Марка, некогда творившая чудеса с бестселлером Ford, не смогла развить его успех. Так, пока конкуренты выводили на рынок бюджетные модели российской сборки, Ford продолжал делать ставку на Focus, сменив его позиционирование и постепенно поднимая цену. Не хватало марки и разнообразия модельного ряда, в частности, не слишком востребованную Kuga сменили более мейнстримной Kuga II, когда рынок кроссоверов был весьма насыщен. Компактный паркетник EcoSport также опоздал к дележу сегмента, где уже весьма комфортно чувствовали себя Nissan Juke, Opel Mokka, Skoda Yeti и еще полдюжины конкурентов. Не помог марке и постоянный перенос дебюта нового Mondeo: до России модель добралась с трехлетним запаздыванием. После начала валютного кризиса «Форды» подорожали, однако впоследствии марка постаралась скорректировать цены, установив большие скидки. 105-сильный Focus без учета скидок стоит сейчас от 946 тысяч рублей, а более дешевые версии предлагаются с 85-сильным мотором.

Opel

Родственный марке Chevrolet бренд страдает по тем же причинам: существенный рост цен в кризисный период и падение продаж на 86%. Несмотря на обширный список моделей, выпускаемых в России, Chevrolet и Opel оказались очень чувствительными к колебаниям курсов валют. Падение спроса наметилось еще в прошлом году — GM был в числе производителей, останавливавших российское производство наиболее часто. Почти двухмесячный простой предприятий этой весной продлится до конца майских праздников.

SsangYong

Упорная корейская марка имеет крайне узкий модельный ряд. Когда-то он состоял сплошь из рамных внедорожников и сходных машин, но с появление кроссовера Acton марка смогла апеллировать к массам. Однако модель понемногу устаревает, а валютный кризис лишил ее существенного конкурентного преимущества по цене. Так, полноприводный Acton стоит сейчас от 1,25 млн рублей. Как итог — снижение спроса на 72%.

Suzuki

Импортируемые из Японии автомобили не имеют иммунитета от повышения курсов валют, а модельный ряд Suzuki узковат. Когда-то продажи делала устаревающая Vitara и прежний SX4, однако ряд моделей (например, седан Kizashi) в России не приняли, а выход нового SX4 пришелся на момент, когда на рынке было пруд пруди аналогичных паркетников во главе с Nissan Qashqai.

Citroen/Peugeot

Французская пара потеряла 83% продаж — проблемы ощущались и до начала кризиса. Бюджетные седаны C-Elysee и 301 оказались дороже многих конкурентов и не попали в топ своего сегмента. Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan — весьма удачны и недороги для класса, но так и не смогли компенсировать отсутствие дешевого бестселлера. Кроссоверы, созданные в партнерстве с Mitsubishi, звезд с неба не хватали, а импортируемые Citroen C4 и новый Peugeot 308 стоят в районе 1 млн рублей в базовой комплектации. В Европе французы востребованы за счет компактных моделей, в частности, Peugeot 208, но для России сам по себе небюджетный В-класс интереса не представляет.

Honda

Антирекордсмен февраля — десятикратное падение продаж. Марка, пользующаяся в России хорошей репутацией за надежность и харизму моделей, так и не завела собственного производства в нашей стране. Поэтому стоимость машин в кризис возросла особенно заметно: Civic стоит от 1,1 млн рублей, CR-V — от 1,429 млн, а остальные модели, вроде Pilot и Crosstour рассчитаны на узкую аудиторию. Правда, у Honda есть еще любимый молодежью седан Accord, но сейчас и его ценник перевалил за 1,2 млн (что, впрочем, не так уж безумно).

Китайские марки

В списке аутсайдеров практически все китайские бренды, большинство из которых импортирует основные модели из-за границы. Кризис отобрал последнее конкурентное преимущество — иллюзию низкой цены — а люди стали более расчетливы, чтобы отдавать суммы более 500 тысяч рублей за автомобиль малоизвестного производителя. Если Lifan и Geely почти удержались в русле общего падения рынка, то Great Wall, Chery, BAW снизили продажи в разы.

Резюме

Анализ показывает, что проблемы большинства перечисленных компаний начались еще до кризиса, который усугубил их и придал картине контраста. Проблемой в основном является узкий модельный ряд, отсутствие бюджетных моделей, низкая (или нулевая) степень локализации, несвоевременный выпуск моделей в актуальных сегментах. Кроме того, падение продаж может быть связано со стратегией отдельных компаний — продавать меньше, но зарабатывать на каждой машине больше.

В числе «победителей» кризиса — Lada, с умеренным падение продаж на 23% (увеличила долю рынка), а также корейская пара Kia и Hyundai, которым по итогам февраля удалось показать почти идентичные продажи с февралем 2014 года. Кроме того, хорошо чувствует себя премиум-сегмент, и многим люкс-маркам удалось даже нарастить продажи.

Фото в открытие статьи: BRIAN KERSEY/ Global Look Press

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня