Авто

Как не убить турбину

Разбираемся в нюансах эксплуатации и обслуживания

  
20226
Как не убить турбину

В России к турбированным моторам относятся настороженно. Большинство автовладельцев предпочтут менее мощный, но проверенный «атмосферник». Ведь в представлении многих турбина — агрегат, который может испустить дух в любой момент. Так ли это на самом деле?

Ресурс и признаки «кончины»

Точных данных о ресурсе турбины вам никто не скажет. Все слишком индивидуально. В среднем, турбины на бензиновых моторах живут порядка 150 000 километров. Может, чуть больше или меньше. Дизели в этом плане надежней — у них средний показатель находится в районе 250 000 километров пробега.

Но агрессивный стиль езды существенно сокращает срок жизни турбины. В этом случае она может выйти из строя и через 100 тысяч километров, и даже через 50 тысяч.

Понять, что «черный день» близок, не составит труда. Главным вестником грядущих затрат служит появление из выхлопной трубы синеватого дыма. В общем, машина становится похожей на паровоз. Плюс к тому, ухудшаются показатели динамики и мощности.

Густой синеватый дым говорит о том, что в цилиндрах сгорает не только топливовоздушная смесь, но и масло. Чтобы проверить, попало ли масло во впуск через турбину, можно заехать на СТО или же обойтись собственными силами. Благо, это не так сложно — нужно лишь знать расположение узлов.

Первым делом откручивается впускной патрубок, с помощью которого в турбину попадает воздух. Затем нужно рукой нащупать в «улитке» вал с крыльчаткой и пошатать его. Если по ощущениям люфт слишком большой, то скорое всего масло попадает сквозь щели.

Нужно проверить и интеркулер. Чтобы понять, есть ли в нем масло, достаточно просто заглянуть внутрь.

Проще тем, у кого в авто имеются специальные указатели давления и температуры на приборной панели. Нужно проследить за их показаниями. Если температура повышенная, а давление, наоборот, пониженное — это повод для беспокойства.

Эти нюансы особенно важно помнить при покупке автомобиля с турбиной на «вторичке». Понятно, что лазить и ощупывать «улитки» на рынке или в салоне никто не будет. Поэтому лучше заехать в сервис: ремонт или замена турбины — удовольствие не из дешевых.

Ремонт или замена?

В случае неисправности турбины есть три варианта развития событий.

В автосервисах зачастую предпочитают не утруждать себя ремонтом, а просто меняют турбину. В принципе, это не всегда необходимо. Ведь в большинстве случаев из строя выходит картридж, а «улитка» при этом остается вполне живой и работоспособной.

Цена ремонтных работ за замену агрегата — в пределах 4−6 тысяч рублей. Ну а за саму турбину придется заплатить куда больше.

Тут нужно понимать одну тонкость: концерны чрезвычайно редко разрабатывают турбины сами под себя. Как правило, за них это делают специализированные компании Скажем, Borg Warner или Garrett. С последней «конторой» активно сотрудничает, например, Ford.

Так вот, если заказывать «оригинал» с логотипом американской фирмы, стоимость турбины волшебным образом увеличится чуть ли не вдвое. Поэтому прежде чем покупать «оригинал», лучше выяснить, турбина какой фирмы в действительности стоит на машине, заказать нужную. Это позволит сэкономить приличную сумму.

В «продвинутых» сервисах могут замахнуться на «среднюю высоту»:заменить неисправный картридж, — другими словами, центральную часть турбины с валом и крыльчатками.

По идее, справиться с этой работой может не только мастер по турбинам, но и любой слесарь. Ведь нужно лишь раскрутить гайки, поменять элемент и закрутить гайки обратно.

Затраты на эту процедуру будет меньше, если сравнивать с покупкой новой турбины. Можно уложиться примерно в 20 тысяч (работа + картридж).

Ну а «высший пилотаж» — это ремонт картриджа. Занимаются этим только специализированные сервисы. Цена вопроса варьирует от 8 до 25 тысяч рублей. Стоимость зависит от статуса самого автосервиса, жадности мастеров, трудности работы и некоторых других факторов. Иногда сервисмены могут заломить сумму и гораздо выше 25 тысяч — тогда стоит задуматься либо о смене самого сервиса, либо о покупке новой турбины.

Работа заключается в полном разборе турбины, дефектовке изношенных или неисправных деталей конструкции и их замене.

На токарном станке растачивается корпус картриджа, а подгонка осуществляется в два приема. Это необходимо, чтобы не появилась вибрация при оборах 150−200 тысяч в минуту.

Проверяется картридж и на герметичность — для этого в него заливают масло под давлением.

Турбина-долгожитель

Чтобы турбина жила долго и счастливо, ее необходимо охлаждать. Это не значит, что нужно направлять на «улитку» поток холодного воздуха из портативного вентилятора. Просто после езды необходимо дать мотору поработать на холостых оборотах 3−5 минут. За это время масло, которое продолжит свое «путешествие» по узлам, ликвидирует избыточное количества тепла.

В пробке сильно нагревается и двигатель, и турбина. Поэтому, как только появилась возможность «вырваться на свободу», лучше попридержать коней под капотом. Ведь если рвануть с места в карьер, узлы нагреются еще больше, что приводит к преждевременной «смерти» турбины.

Кроме того, необходимо тщательно контролировать температуру масла и антифриза. Менять их желательно не по регламенту, а чаще — ведь загрязнение этих жидкостей тоже приходит к появлению избыточного тепла…

Фото: YAY/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня