Авто / Обзор рынка

Классовая борьба машин

Изучаем правила автомобильной иерархии

  
6682
Классовая борьба машин

Один из любимых споров на автомобильных интернет-ресурсах — к какому классу относится та или иная машина. Ford Mondeo — D-класс или Е? «Приора» еще в В-классе, или уже в С? Откуда берется классификация машин и почему она столь неконкретна?

Размер имеет значение

Изначально европейская классификация машин учитывала в основном размер автомобиля. Скажем, машины с длиной кузова от 4 до 4,5 метра считались С-классом. Этот класс, кстати, единственным из всех получил имя собственное в честь его формального основателя — Volkswagen Golf, поэтому частенько его называют «гольф-классом». В этом классе конкурируют друг с другом Toyota Corolla, Ford Focus, Opel Astra, Peugeot 308 и другие соразмерные автомобили.

Соответственно, есть также А-класс (Daewoo Matiz), В-класс (Kia Rio), а выше «гольфа» — D-класс (Volkswagen Passat), E-класс (Toyota Camry), F-класс (BMW 7-серии).

Казалось бы, все это чистое буквоедство: какая разница, к какому классу относится автомобиль? Однако для маркетологов и инженеров это все не пустые звуки, и классификация автомобилей — это что дорожная разметка. Она позволяет не запутаться в многообразии моделей и понять, какие машины корректно сравнивать между собой.

Пределы роста

Европейская «литерная» классификация оказалась достаточно удобной и применяется до сих пор. Правда, есть одна проблема: от поколения к поколению машины увеличиваются в размерах и порой переходят формальные границы своих классов. Чтобы было понятнее, современный Peugeot 408 относится к С-классу, но он настолько велик, что по длине превосходит VW Passat 20-летней давности, который в то время относился к D-сегменту. При этом современный «Пассат» в старые времена можно было бы уже отнести к Е-классу.

Гормональный рост машин нужен, прежде всего, маркетологам, чтобы при выходе нового поколения можно было написать в релизе: багажник увеличился настолько-то, а место на втором ряду стало рекордным для класса.

Вот только возник вопрос: к какому классу отнести машину-переросток? Именно поэтому и возникают упомянутые интернет-споры: сегодня размерная классификация утратила свою геометрическую строгость. Скажем, большинство седанов С-класса уже перешли границу в 4,5 метра, которая когда-то размежевывала С и D классы.

Иногда используют классификацию машин с добавлению «плюсика»: под классом С+ сегодня подразумевают машины, предки которых были в С-классе, но сами они по размеру уже за границей соседнего класса. Но на самом деле, вопрос несколько тоньше.

Сегодня машины относят к тому или иному классу не строго по габаритам, а учитывая всю совокупность их технических характеристик. Если хотите, современные классы авто — это отметки на шкале качеств, к которым тяготеют машины. Помимо размера они включают наборы моторов, технические особенности, ценовое позиционирование и т. д. Класс — это некий «абрис» автомобиля, определяющий его самые значимые характеристики.

Скажем, если в В-классе объемы безнаддувных двигателей чаще всего укладываются в диапазон 1.0−1.6 л, то для С-класса в основном в ходу 1.4−2.0 л, а D-класс обычно идет с мотором 2.0 или выше (наддувные аналоги обычно имеют меньший объем).

Или тип задней подвески: в В-классе львиная доля машин имеет заднюю полузависимую (скручивающаяся балка), тогда как автомобиль Е-класса почти немыслим без независимой многорычажки.

В результате, сам по себе прирост в длине кузова, как в случае Peugeot 408, еще не означает переход машины в более высокий класс. 408-ой построен на базе 308-го и делит с ним большинство технических решений, поэтому, несмотря на растянутость, остается С-классником.

Помеси и полукровки

В последние 20 лет классификация автомобилей усложнилась еще сильнее из-за появления большого количества моделей, объединяющих свойства машин разных классов. Скажем, кроссоверы — помеси легковых универсалов и внедорожников. С их классификацией проблем еще больше, ведь когда появилась буквенная система обозначений, кроссоверов как таковых еще не было.

Так, Skoda Yeti по размерам укладывается в В-класс, хотя построен на платформе С-классника VW Golf, имеет сходный с ним набор моторов и независимую заднюю подвеску. «Йети» и по практичности сравним с «Гольфом» — спасибо вертикальной компоновке салона, увеличивающей продольную вместимость при заданных габаритах. Поэтому хоть сам производитель формально относит Yeti к В-классу, если вы будете настаивать на его С-классности, спорить бесполезно: по большинству характеристик «Йети» вполне может потягаться с хетчами «гольф-класса».

Кстати, очень часто принадлежность «промежуточной» машины к тому или иному классу определяет сам производитель. И ошибочно считать, что все стремятся запихать свое творения в высший класс — напротив, зачастую выгоднее позиционировать машину на класс ниже, чтобы она не стала «бедным родственником» в старшем сегменте.

А скоро проблем с классификацией добавят универсальные платформы, вроде «фольцвагеновской» MQB. Здесь единый набор компонентов используется для автомобилей размером от В-класса до полноразмерных кроссоверов, и грань между соседними классами станет еще более призрачной. И, тем не менее, она не исчезнет никогда.

А нам-то что?

Какой прок автомобилистам от всей этой классовой чехарды? На самом деле, знание классификации существенно облегчает выбор автомобиля среди многообразия марок, моделей и типов кузов.

Сегодня машины одного класса изрядно похожи друг на друга: не только внешне, но и по техническим характеристикам. Понимание того, к какому классу относится машина, позволяет понять, чего от нее ждать.

Скажем, Kia Venga, построенная на В-платформе концерна Hyundai-Kia имеет все признаки В-класса с поправкой на высокий кузов. Volkswagen Polo Sedan сделан на базе обычного «Поло», поэтому при заметно большей длине все равно относится к В-классу: это, например, чувствуется по узости его салона.

А если подытожить, то нынешняя классовая субординация такова. А-класс — это сугубо городские машины для «экономистов»: они занимают минимум места на парковке, мало «пьют», «платят» меньше налогов. В-класс — это городские машины «широкого профиля», которые не прочь отвезти вас, например, в сад (особенно, если речь о седанах).

С-класс — самый распространенный среди российских иномарок и самый универсальный. Это удачный компромисс качеств для среднего класса потребителей, которым нужна машина не ущербная, но и не слишком пафосная.

D-класс обычно делает акцент на лучшую управляемость и некоторую представительность. E-класс больше сосредоточен на комфорте.

F-класс за редким исключением оккупирован премиум-брендами. Это средоточие лучших технических решений, заключенных в кузов длиной пять с лишним метров, где отдельный упор сделан на представительскую функцию машины.

И все-таки любая классификация условна. Хотя бы потому, что усилия производителей направлены как раз на то, чтобы смещать и раздвигать границы классов. Иначе ведь неинтересно, верно?

Фото: EPA/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня