Авто / Моторный отсек

По дороге «роботизации»

Почему автоконцерны выбирают трансмиссии с двумя сцеплениями?

  
3108
Салон автомобиля KIA сee'd GT Line
Салон автомобиля KIA сee’d GT Line (Фото: kia.com)

Недавно Kia вслед за Volkswagen и Ford решила вступить на скользкую дорожку «роботизации». Пионером стал сee’d GT Line. Этот авто оснащен 1-литровым двигателем T-GDI, мощностью 120 «лошадок», работающим вместе с преселективной коробкой DCT.

Я — робот

По сути, DCT — это корейский вариант всем известной «фольцовской» DSG. Полное название Dual Clutch Transmission переводится как «трансмиссия с двумя сцеплениями». Интересно, что эта «штука» является именно корейской разработкой, которую воплотили в жизнь в Центре исследований и разработок, который находится в Намьянге.

Если коротко, то DCT — это «механика», в которой находятся блок управления и актуаторы. Они-то и перещелкивают передачи, не нуждаясь в помощи водителя. Что же касается сцеплений, то здесь сложней. Можно сказать, что сцепление в коробке одно, а вот дисков сцепления — два. При этом первый отвечает за передачу крутящего момента на нечетный ряд передач, ну а второй контролирует четный.

Быстрое переключение обеспечивается за счет электромеханического сцепления. То есть, пока в работе находится первая передача (нечетный ряд), вторая (четный) уже готова подхватить «эстафету» как только это понадобится. Когда час «Х» наступает, то диск «отлепляется» от маховика, а его место тут же занимает второй.

При этом блок управления следит за манерой езды и делает соответствующие «выводы». Он предугадывает грядущее событие (ускорение или торможение), поэтому смена дисков происходит мгновенно и в нужное время.

В общем, конструкция, конечно, не из простых. Малейший «косяк» в работе (пусть даже на какие-нибудь доли секунды) — и диски получают чрезмерную нагрузку, что приходит к их износу. А сама коробка начинает «толкаться» при переключении передач. Этим-то и грешила немецкая DSG, чьи настройки (особенно в первое время) были далеки от идеальных.

Немного истории

Свое начало история использования нескольких дисков берет в 1935 году. Тогда француз Адольф Кегресс запатентовал то, что через несколько десятков лет станет носить имя DCT. Но в то время инженеру не хватило технического арсенала, из-за чего его разработка не смогла перекочевать с бумаги на конвейер.

Лишь в 1980-х мастера из Porsche сумели оживить идею француза. Вот только излишний вес трансмиссии, «ломучесть» и чрезмерные размеры не позволили ей шагнуть дальше прототипа. Хотя на кольцевых гонках коробка показывала себя вполне достойно.

Хватались за идею Кегресса и его соотечественники из Peugeot. Но у них также не хватило возможностей все довести до ума. Та же участь постигла и представителей Audi.

В 1990-х годах концерн Volkswagen решил пойти собственным путем. Итог — многодисковая АКПП, которую нарекли Direct Speed Gearbox (DSG). Уже в 2003 году она превратилась в серийную и «прописалась» на Golf Mk4 R32.

В автомобильном мире это событие приняли как грандиозный прорыв. И многие другие автопроизводители направились по тому же «роботизированному» пути.

Несмотря на многие недочеты, DSG сейчас ставят, чуть ли не весь модельный ряд Volkswagen. Хотя, надо отдать должное, в концерне работу над ошибками все же проводят.

Кстати сказать, преселективные коробки бывают двух типов — «сухие» и «мокрые». В первых все точно так же, как и в обычной «механике». Во вторых диски находятся в специальной масляной среде, чтобы проходил процесс охлаждения. Ставят «мокрые» DSG на мощные бензиновые моторы и дизели.

Два представителя семейства

Audi S-Tronic

Первоначально эту коробку затачивали под чрезмерные нагрузки. По замыслу создателей, она должна была «держаться» до 550 Нм и до 9 тысяч оборотов в минуту. Чтобы это стало возможным, пришлось нагромождать два «контейнера» смазки. Первый должен держать под контролем сцепление и гидравлику, а второй — шестерни трансмиссии. Кстати, масло в контейнерах применяется разное.

Интересно и то, что межосевой дифференциал находится непосредственно в коробке. По умолчанию, на заднюю ось идет 60% крутящего момента, но благодаря настройкам эта величина может меняться в пределах 35−85%.

Ford PowerShift

Эта 6-ступенчатая трансмиссия бывает как в «сухом» исполнении, так и в «мокром». Причем второй вариант отличается большей плавностью и передачей большего крутящего момента. И все бы хорошо, но цена. Из-за того, что она превышает допустимые психологические отметки, турбодизельный Focus третьего поколения в России так и не появился.

А вот его бензиновый собрат, оснащенный «сухой» коробкой, уступал в разгоне до «сотни» мощной дизельной версии всего 0,5 секунды, и цена у него была более комфортной. Но без минусов обойтись не удалось. На переключение передач коробка реагировала ощутимыми рывками. В ходу эта трансмиссия с 2008 года. Кроме Ford, ею комплектовались некоторое время и автомобили Volvo. До тех пор, пока «шведы» не перешли под контроль китайцев.

Что сейчас?

Постепенно «роботы» с двумя сцеплениями становятся все популярней у автопроизводителей. На этот путь вступил, например, Mercedes. SLS оснащаются именно 7-ступенчатыми преселективными коробками SpeedShift. Сама трансмиссия находится в задней части авто, а с мотором соединяется карданным валом, выполненным из карбона.

7 лет назад BMW оснастила свою М3 преселективной трансмиссией BorgWarner. Немного позже «робот» с двумя сцеплениями «поселился» на Z4, а по желанию клиента им могут оснастить и купе 335i.

Не остался в стороне и концерн FIAT/Chrysler. Их двухдисковая коробка идет на AlfaRomeo MiTo. Следом пустились в погоню PSA (Peugeot 4007) и Mitshubishi (Outlander). Даже китайцы не отстают — преселективные коробки пойдут в арсенал QOROS и BYD.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Леонид Ивашов
Леонид Ивашов

Я сотрудничаю только с теми изданиями и информагентствами, которые имеют смелость говорить правду. И особенно уважаю те редакции и тех людей, которые пытаются не поверхностно взглянуть на происходящие события, не бросить в угоду моменту что-то сенсационное, а копают в глубину, добираясь до истины.

«Свободная пресса» — как раз такое издание, не побоюсь этой фразы, любимое мной. И поэтому я всегда с удовольствием и весьма добросовестно сотрудничаю с ней.

Издание — с юбилеем. Моряки говорят: так держать! Это сегодня очень и очень необходимо России — честная, глубокая правда!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня