Авто / Моторный отсек

По дороге «роботизации»

Почему автоконцерны выбирают трансмиссии с двумя сцеплениями?

  
3108
Салон автомобиля KIA сee'd GT Line
Салон автомобиля KIA сee’d GT Line (Фото: kia.com)

Недавно Kia вслед за Volkswagen и Ford решила вступить на скользкую дорожку «роботизации». Пионером стал сee’d GT Line. Этот авто оснащен 1-литровым двигателем T-GDI, мощностью 120 «лошадок», работающим вместе с преселективной коробкой DCT.

Я — робот

По сути, DCT — это корейский вариант всем известной «фольцовской» DSG. Полное название Dual Clutch Transmission переводится как «трансмиссия с двумя сцеплениями». Интересно, что эта «штука» является именно корейской разработкой, которую воплотили в жизнь в Центре исследований и разработок, который находится в Намьянге.

Если коротко, то DCT — это «механика», в которой находятся блок управления и актуаторы. Они-то и перещелкивают передачи, не нуждаясь в помощи водителя. Что же касается сцеплений, то здесь сложней. Можно сказать, что сцепление в коробке одно, а вот дисков сцепления — два. При этом первый отвечает за передачу крутящего момента на нечетный ряд передач, ну а второй контролирует четный.

Быстрое переключение обеспечивается за счет электромеханического сцепления. То есть, пока в работе находится первая передача (нечетный ряд), вторая (четный) уже готова подхватить «эстафету» как только это понадобится. Когда час «Х» наступает, то диск «отлепляется» от маховика, а его место тут же занимает второй.

При этом блок управления следит за манерой езды и делает соответствующие «выводы». Он предугадывает грядущее событие (ускорение или торможение), поэтому смена дисков происходит мгновенно и в нужное время.

В общем, конструкция, конечно, не из простых. Малейший «косяк» в работе (пусть даже на какие-нибудь доли секунды) — и диски получают чрезмерную нагрузку, что приходит к их износу. А сама коробка начинает «толкаться» при переключении передач. Этим-то и грешила немецкая DSG, чьи настройки (особенно в первое время) были далеки от идеальных.

Немного истории

Свое начало история использования нескольких дисков берет в 1935 году. Тогда француз Адольф Кегресс запатентовал то, что через несколько десятков лет станет носить имя DCT. Но в то время инженеру не хватило технического арсенала, из-за чего его разработка не смогла перекочевать с бумаги на конвейер.

Лишь в 1980-х мастера из Porsche сумели оживить идею француза. Вот только излишний вес трансмиссии, «ломучесть» и чрезмерные размеры не позволили ей шагнуть дальше прототипа. Хотя на кольцевых гонках коробка показывала себя вполне достойно.

Хватались за идею Кегресса и его соотечественники из Peugeot. Но у них также не хватило возможностей все довести до ума. Та же участь постигла и представителей Audi.

В 1990-х годах концерн Volkswagen решил пойти собственным путем. Итог — многодисковая АКПП, которую нарекли Direct Speed Gearbox (DSG). Уже в 2003 году она превратилась в серийную и «прописалась» на Golf Mk4 R32.

В автомобильном мире это событие приняли как грандиозный прорыв. И многие другие автопроизводители направились по тому же «роботизированному» пути.

Несмотря на многие недочеты, DSG сейчас ставят, чуть ли не весь модельный ряд Volkswagen. Хотя, надо отдать должное, в концерне работу над ошибками все же проводят.

Кстати сказать, преселективные коробки бывают двух типов — «сухие» и «мокрые». В первых все точно так же, как и в обычной «механике». Во вторых диски находятся в специальной масляной среде, чтобы проходил процесс охлаждения. Ставят «мокрые» DSG на мощные бензиновые моторы и дизели.

Два представителя семейства

Audi S-Tronic

Первоначально эту коробку затачивали под чрезмерные нагрузки. По замыслу создателей, она должна была «держаться» до 550 Нм и до 9 тысяч оборотов в минуту. Чтобы это стало возможным, пришлось нагромождать два «контейнера» смазки. Первый должен держать под контролем сцепление и гидравлику, а второй — шестерни трансмиссии. Кстати, масло в контейнерах применяется разное.

Интересно и то, что межосевой дифференциал находится непосредственно в коробке. По умолчанию, на заднюю ось идет 60% крутящего момента, но благодаря настройкам эта величина может меняться в пределах 35−85%.

Ford PowerShift

Эта 6-ступенчатая трансмиссия бывает как в «сухом» исполнении, так и в «мокром». Причем второй вариант отличается большей плавностью и передачей большего крутящего момента. И все бы хорошо, но цена. Из-за того, что она превышает допустимые психологические отметки, турбодизельный Focus третьего поколения в России так и не появился.

А вот его бензиновый собрат, оснащенный «сухой» коробкой, уступал в разгоне до «сотни» мощной дизельной версии всего 0,5 секунды, и цена у него была более комфортной. Но без минусов обойтись не удалось. На переключение передач коробка реагировала ощутимыми рывками. В ходу эта трансмиссия с 2008 года. Кроме Ford, ею комплектовались некоторое время и автомобили Volvo. До тех пор, пока «шведы» не перешли под контроль китайцев.

Что сейчас?

Постепенно «роботы» с двумя сцеплениями становятся все популярней у автопроизводителей. На этот путь вступил, например, Mercedes. SLS оснащаются именно 7-ступенчатыми преселективными коробками SpeedShift. Сама трансмиссия находится в задней части авто, а с мотором соединяется карданным валом, выполненным из карбона.

7 лет назад BMW оснастила свою М3 преселективной трансмиссией BorgWarner. Немного позже «робот» с двумя сцеплениями «поселился» на Z4, а по желанию клиента им могут оснастить и купе 335i.

Не остался в стороне и концерн FIAT/Chrysler. Их двухдисковая коробка идет на AlfaRomeo MiTo. Следом пустились в погоню PSA (Peugeot 4007) и Mitshubishi (Outlander). Даже китайцы не отстают — преселективные коробки пойдут в арсенал QOROS и BYD.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня