Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Страна советов
19 августа 2015 08:44

Музыка подсела на колеса

4 способа улучшить звук в салоне автомобиля

6479

Индустрия car-audio переживает нелёгкие времена. Подавляющее большинство современных автомобилей избавились от стандартных ниш под «магнитолы» и оснащаются «музыкой» с завода. Причем форма этой «музыки» ставит крест на простом апгрейте системы путём замены головного устройства. Но не всё так безнадёжно.

Немного теории с элементами маркетинга

Салон автомобиля, наверное, самое неудачное место для прослушивания музыки. Во-первых, объём салона очень мал, и в нём возникают так называемые «стоячие волны» и прочие неприятности, связанные с передаточной функцией малых замкнутых объёмов. Во-вторых, мягкая обивка сидений поглощает звуковые волны, а стёкла хаотично отражают их, привнося дикие фазовые искажения. В-третьих, крыша и прочие элементы, образующие клетку салона, подвержены упругой деформации, что приводит к возникновению вторичных звуковых колебаний, не имеющих к музыке никакого отношения. В-четвёртых, многочисленные пластиковые (и не только) детали салона на определённых частотах начинают резонировать, внося в музыкальный сигнал очень хорошо слышимые и раздражающие помехи. В пятых… На самом деле этот список можно продолжать почти бесконечно. Тем не менее, музыку в салоне автомобиля мы таки слушаем. И редко когда имеем к ней вышеизложенные претензии. Одна из причин этого — обилие окружающего шума, который нивелирует искажения.

Читайте также

С другой стороны, мы находимся под жесточайшим прессингом маркетологов. Именно маркетологи постоянно убеждают нас в необходимости второстепенных функций той же «музыки», уводя от главного — качества звучания. Ну и автопроизводители тоже не дураки. Экономия одного-двух-трёх долларов на каждом из миллионов устанавливаемых компонентов неплохо сказывается на благосостоянии владельцев автоконцернов. Поэтому все детали штатного звукового тракта автомобиля заказываются по принципу «лишь бы подешевле». Тем не менее, звук в салоне автомобиля улучшить можно. И начнём с самого бесплатного способа.

Способ первый. Настройка

Могу спорить, что в девяти автомобилей из десяти настройки звука выглядят примерно так: тембр верхних частот — на максимум, тембр «низов» — почти на максимум, распределение между «фронтом» и «тылом», и между левым и правым каналами — посередине. Такой набор регулировок гарантированно даёт «кашу» из звуков, которые к музыке не имеют никакого отношения. Если в вашем автомобиле передние «колонки» разнесены на «дверные» и «пищалки», то попробуйте тембр верхних частот выставить в «0» (максимум «+1»), тембр «низов» прибавляйте до момента возникновения заметных паразитных резонансов в дверях, а регулировку «фронт — тыл» ощутимо сдвиньте к «фронту». Ну и баланс нужно поставить «+1» по отношению к дальнему от вас динамику (для леворульных автомобилей это «+1» для правой стороны). Поначалу вы будете морщиться и недоумевать — что за ерунда? Потерпите. И на второй-третий день использования таких регулировок попробуйте задрать «верхА» так, как у вас было раньше. Ужаснулись от адского пронзительного свиста высокочастотных искажений? Уверен, что да.

Способ второй

Этот способ потребует некоторых денежных вливаний, которые, тем не менее, уже позволят радикально улучшить звук. Нужно просто поменять мидбасовые динамики в дверях на что-нибудь поприличнее того, что установили на заводе. Причём «поприличнее» начинается уже с самых бюджетных решений более-менее именитых производителей автозвуковых компонентов. Главное — чтобы динамики подошли по размерам.

На этом этапе «пищалки» оставляем штатные, так как их замена потребует уже довольно больших объёмов работ. А вот вместе с установкой новых мидбасовых динамиков имеет смысл сделать шумоизоляцию дверей. Нет, не так, не «имеет смысл», а обязательно сделать. Эта услуга относительно недорогая, но эффект от её применения превзойдёт любые ожидания.

Способ третий. Умеренно радикальный

На этом этапе мы улучшаем звучание низких частот, подразумевая, что предыдущий этап уже проделан. Самый простой из «умеренно радикальных» способов это сделать — установить ЛЮБОЙ активный сабвуфер. Да, именно так — ЛЮБОЙ. Активный сабвуфер — это низкочастотный динамик в корпусе и интегрированный туда же усилитель. И нужен он вовсе не для того, чтобы «очаровывать» проходящих мимо и потенциально легкодоступных девушек. И не для того, чтобы «бУхало». Просто штатная система не воспроизводит низкие частоты СОВСЕМ, потому что динамики диаметром 13 и даже 16 см принципиально не способны их воспроизвести. А любой сабвуфер их воспроизводить будет. А вот паразитные для крупного динамика средние и высокие частоты не будет.

Способ четвёртый. Радикальный

Если денег много, то проще всего явиться в первую попавшуюся приличную автозвуковую студию и сказать: «Хочу хорошую музыку в автомобиль. Денег — много». В приличной автозвуковой студии вас тут же начнут расспрашивать о ваших музыкальных предпочтениях и заодно впаривать давно залежавшиеся у них дорогущие динамики, усилители и посеребрённые межблочные провода из бескислородной меди. Примерно через две недели вы явитесь в эту студию забрать машину, сядете в салон, включите что-нибудь вроде «Money» от Pink Floyd или 12-й трек «Юноны и Авось» и выпадете в осадок от нахлынувшего на вас чувства, что все предыдущие годы вашей жизни были прожиты зря. Потому что колокольчики из 12-го трека «Юноны и Авось» будут волшебно звучать у вас прямо над передней панелью и вы захотите потрогать их руками.

Читайте также

Если денег немного, а трогать руками колокольчики из 12-го трека «Юноны и Авось» хочется, то придётся примерно полгода, а то и год, потратить на изучение специализированной литературы и посещать специализированные автозвуковые интернет-форумы. И уже после этого идти в приличную автозвуковую студию и оставить там в 2−3-5 раз меньше денег, чем изложено абзацем выше.

Лично я этот путь прошёл лет десять тому назад. И в моей тогдашней машине звук был изумительным — поканальное усиление с временными задержками и выравниванием АЧХ (амплитудно-частотных характеристик), купольные среднечастотники, сабвуфер на базе байпаса 4-го порядка с раструбом в заднюю полку и ещё много чего.

Но в моей сегодняшней машине стоит китайское «штатное головное устройство» на «Андроиде» и нормальные динамики в передних дверях с их шумоизоляцией. И мне… хватает. Те самые колокольчики звучат, конечно, не так, что их хочется потрогать руками. Но зато есть навигация с самыми последними картами и «пробками», интернет, возможность проигрывать видео и так далее. Старею, наверное.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня