Авто / Правовым курсом

Тебя штрафуют? А ты не гоняй!

Как ГИБДД борется с нарушителями ПДД

  
9992
Тебя штрафуют? А ты не гоняй!
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Еду по городу, ни о чем плохом не думая. Не вступая на дороге ни в какие споры. Лучше, считаю, перестроиться, отъехать, притормозить, чем конфликтовать. Скорость небольшая, подъезжаем к непростому перекрестку. Как вдруг прямо перед моим капотом вырастает фигура дорожного инспектора. Тот решительно тычет жезлом в лобовое стекло: пожалуйте-ка в сторонку, да-да, женщина, именно вы!

Пока выруливала на стоянку у поста ГИБДД сразу за перекрестком, инспектора сменил дяденька в штатском. Вместо жезла в руках у него удостоверение судебного пристава. Предлагает мне пройти к стоящей неподалеку машине с его коллегами. Я в полном недоумении: ни с кем не сужусь, никому ничего не должна. «Ну как же, — улыбается он, как показалось, с ехидцей, — что-то все-таки задолжали, раз попали в базу приставов».

Не приходя в себя, иду к приставам. В машине с соответствующей маркировкой их двое. На коленях у обоих открытые ноутбуки. Сажусь, как предложено, сзади. Там уже есть пассажир. Тот нехотя двигается, продолжая о чем-то горячо спорить с одним из приставов. Другой поворачивается ко мне, называя мою фамилию, адрес, марку и номер машины. Подтверждаю: всё точно. «У вас неоплаченный штраф, — говорит он. — За превышение скорости. Датирован сентябрем 2014 года».

Пытаюсь сообразить: сентябрь? Какого числа? Куда я ездила в тот день? Ах, это было в прошлом сентябре… Пристав продолжает объяснять: либо вы платите здесь и сейчас, либо выйдет на порядок дороже. Что-то там про дополнительную тысячу рублей, новые разбирательства.

Сумма неоплаченного мной неизвестного штрафа — 500 рублей. Плачу, получаю квитанцию, уезжаю всё в том же недоумении. Одно утешает: что остановили в центре города, недалеко от метро, а не посреди какой-нибудь отдаленной загородной трассы.

Но почему я ничего о своем нарушении не знаю? Прошел ни месяц, ни два — целый год! Не было за это время ни одной квитанции. Как я могла узнать о нарушении? Тем более что к числу «автогонщиков» отнести себя никак не могу, скоростной режим стараюсь соблюдать.

«Узнать всегда можно у нас на сайте в разделе „штрафы“, — объяснила мне старший лейтенант Полина Александрова из районного отдела ГИБДД, куда я отправилась сразу после общения с приставами. Она открывает на своем компьютере нужную страницу, вводит данные моего авто. — Да у вас не один, а пять неоплаченных штрафов!».

Присаживаюсь на стул рядом с ней. Что-то мне «поплохело». Какие ещё «пять неоплаченных»? Выясняется: все они — результат так называемой автофиксации камер видеонаблюдения, установленных в разных точках города, а также на кольцевой автодороге (КАД). Надо ехать разбираться в специальный центр в главном управлении ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области.

Тот был создан пять лет назад. Именно тогда стали появляться передвижные видеокамеры на кольцевой автотрассе, на некоторых участках дорог в самом Питере. Но в полную свою техническую силу заработал центр лишь в прошлом году с появление современных стационарных камер. Они отличаются высоким разрешением и долгими сроками бесперебойной службы. Практически безошибочно определяют номера мчащихся мимо автомобилей всех марок, независимо от скорости, с которой те несутся.

Есть лихачи, считающие, что если на спидометре их «болидов» не менее 200 км/час, то камера не успеет заснять авто, запечатлеется на ней лишь смазанное пятно. Стало быть, и нарушение останется незафиксированным. Ошибаются — не знаю, к счастью, или наоборот. Приобретают наши ГИБДД нынче качественную технику.

«Все фотоматериалы, а с ним сведения о скоростном режиме участников дорожного движения, поступают в наш центр в течение первых пяти минут после события (то есть, фотофиксации — авт.), — сказал корреспонденту „СП“ подполковник Дмитрий Василенко, начальник центра автофиксации Управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. —  Такая оперативность необходима для быстрой организации поиска похищенных автомобилей. Но, конечно, важно это и для контроля за скоростным режимом на трассах города и области. В течение первых трех дней сотрудники центра сверяют с базой данных „биографию“ автомобилей, их принадлежность владельцам, и принимают решение о наказании. Делается это одним нажатием кнопки на компьютере. После чего соответствующее постановление распечатывается, запаковывается в конверт и отправляется нарушителю по почте заказным письмом».

«СП»: — Всё просто и понятно. За исключением пустяка: мне вот ваше уведомление о штрафе так и не пришло. А ведь если оно было заказным, то я должна была, при получении расписаться, и, значит, никак не могла выбросить, сослаться на то, что оно не дошло…

— Все претензии такого рода — к «Почте России». Мы же действуем согласно разъяснениям Верховного Суда, установившим, что не получив такого письма, вы от его получения уклонились. И через 10 дней после его возвращения к отправителю, то есть, в наш центр, постановление о наказании вступает в силу. И то, что вы о нем знать не знаете, уже ваша личная проблема. В конце концов, есть интернет-сайт госуслуг, созданный специально для того, чтобы не попадать в такое положение.

Хотя я с вами согласен: налицо очевидная недоработка законодателей. Не у всех в нашей стране есть возможность выхода в интернет, даже в таком большом и «продвинутом» городе, как Петербург, это надо учитывать. Безусловно, должна быть надежная система уведомления. Для чего необходимо внести изменения в действующее законодательство. Мы регулярно обращаемся с соответствующим предложением в наш питерский парламент. Постоянно озвучиваем данную проблему на городской комиссии по безопасности дорожного движения, но … Если бы всё от нас зависело! Слишком много ступенек, до всех не достучаться, и у всех свое понимание".

«СП»: — Много жалоб поступает от водителей на автофиксацию, Дмитрий Александрович?

 — Очень много. Ежедневно от 50 до 70. Среди основных претензий (до 40% всех жалоб): машина давно продана, не мог её бывший хозяин, на которого выписан штраф, сидеть за рулем. Сейчас ведь разрешена продажа без снятия номеров. Переоформление соответствующих документов возложено на нового собственника, а тот нередко не спешит с этим. Ещё одна частая причина жалоб: на автофиксации похожая машина, а номера — поддельные. Да, есть такие жулики, которые подделывают номера, пользуясь схожестью автомобилей, и гоняют на них, не боясь ничего.

«СП»: — Как от этого защититься?

 — Пострадавший пишет жалобу, мы приглашаем его с машиной к себе. Как бы автомобили не были похожи, всегда хоть какое-то отличие, да найдется — в колесах, фарах, и т. п. А данные на жуликов мы отправляем в ДПС, их вылавливают.

Очень много нюансов. Не все и не всегда удается своевременно учесть. Мы, в сущности, тоже ведь только учимся. В том числе, у самих водителей. Даже завели блог в соцсетях, чтобы, с одной стороны, доступно объяснять людям те или иные «дорожные моменты», с другой — учитывать их замечания. Последние касаются чаще всего дорожных знаков. Скажем, человека штрафуют за превышение скорости на каком-то участке, а знака об ограничении там нет. Едем, проверяем, устанавливаем.

«СП»: — Вот так же и со знаком «ведется видеонаблюдение». Я посмотрела те адреса, где, вроде, нарушала скоростной режим. Четыре из пяти — на одном и том же небольшом участке центра города, где про камеры ни полслова! И моя скорость там составила, согласно автофиксатору, 82 -83 км/час. Если учесть, что за превышение на 20 км не штрафуют, превысила всего-то на 2−3 км! Справедливо?

— Те или иные знаки должны устанавливать собственники дорог, то есть, в нашем случае, городская администрация. Мы регулярно подаем им необходимые сведения. В том, что касается камер видеонаблюдения, то соответствующая табличка (8−23) должна устанавливаться рядом с дорожным знаком, а не сама по себе. Но конкретно в Петербурге скорость движения установлена не дорожными знаками, а правилам и равна 60 км/час. Это — аксиома. И при всем желании мы не можем тут повлиять на собственника. Тогда придется весь город уставить знаками «60». Что и дорого, и нелогично.

Другое дело, если бы вы нарушили скоростной режим на трассе с разрешенной скоростью от 80 км/час и выше, где были бы нужные знаки, а табличка с предупреждением о камере отсутствовала. Тогда можно было бы смело подавать в суд и выигрывать, как это сделал недавно водитель из Перми.

«СП»: — Второй год пошел после активного внедрения питерским управлением ГИБДД видеокамер. Улучшилась ситуация на дорогах?

 — Сравните. В Петербурге по итогам 2014 года количество ДТП со смертельным исходом из-за нарушения скоростного режима снизилось на треть. А число ДТП в целом — на 60%. Ещё две цифры: раньше количество грубых нарушений с превышением скорости более чем на 40 км/час составляло 60% всех ДТП, сейчас — 11%.То есть, видеокамеры своё дело делают, дисциплинируют водителей.

«СП»: — А сколько видеокамер действует сейчас в городе и области?

 — В Петербурге — 134 камеры, расположены они по 60 адресам, из них 10 адресов — на КАД, в той его части, что относится к городу. В Ленобласти — 75, из них на КАД - 40. Это очень мало. Мы за то, чтобы охватить камерами все районы мегаполиса и как можно больше населенных пунктов области. Тогда ездить станет, уверен, легче. И — безопасней.

Санкт-Петербург

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Александр Перенджиев
Александр Перенджиев

«Свободная Пресса» вносит большой вклад в формирование общественного мнения в России. И я не побоюсь сказать, что к материалам вашего издания вынуждена прислушиваться власть. Самый свежий пример — недавно мы с журналистом издания обсуждали трагедию сбитого в Сирии российского Ил-20. Мы говорили, что Россия испугается адекватно ответить Израилю, спровоцировавшему трагедию. И таким образом мы подначивали руководство России, чтобы ответ страны был более жёстким. И вот мы видим, что в Сирию поставлены российские комплексы ПВО С-300, что явилось достойным ответом Израилю. И подобных примеров можно привести немало — через публичное пространство журналисты издания воздействуют на власть, чтобы она действовала в том ключе, который отвечал бы национальным интересам страны.

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня