Авто

Правый руль: конец эпохи-2

Краткая история автомобилизации России по правую сторону от Урала

  
4934
Правый руль: конец эпохи-2
Фото: PA Images/ ТАСС

До 2008 года ввоз в Россию автомобилей с правым рулём составлял примерно от 200 до 350 тысяч экземпляров в год. И эти автомобили составляли львиную долю парка от Владивостока до Новосибирска. И даже с неожиданными праворульными анклавами в виде Ульяновска, например. Но сейчас ситуация совсем другая.

Чем плох правый руль?

Единственный объективный недостаток праворульных автомобилей, прямо влияющий на безопасность движения — это ближний свет фар. При нашем правостороннем движении необходимо, чтобы ближний свет хорошо освещал обочину и не слепил встречных. У автомобилей же с правым рулём всё наоборот — ближний свет лупит на нашу встречку и не освещает обочину. В середине двухтысячных я довольно много ездил на автомобиле по маршруту «Сибирь — европейская часть России», и с ужасом предвкушал переезд Урала — после него начиналась праворульное царство с очень проблематичной ездой ночью. Спасало только то, что интенсивность движения там не очень высокая.

Некоторые сознательные и ответственные владельцы праворульных автомобилей ближний свет переделывали. Особенно просто это было сделать на фарах с лампами Н4 путем срезания «усов» и поворота лампочки относительно продольной оси. Многие просто опускали свет «вниз», что приводило к катастрофическому недостатку освещённости дороги. Кто-то подрезал и переделывал «потроха» в «ксеноне» и в «линзованных» фарах. Но большинство просто «забивали» на это.

Остальные недостатки не столь очевидны. Основной из них — обгоны на двухполосных дорогах. Да, можно было смонтировать систему зеркал, да, пассажир слева выполнял роль «штурмана». Но всё равно — очень неудобно. Утверждаю это ответственно — тот самый маршрут «Сибирь — Европа» мною был пройден неоднократно и, в основном, на правом руле.

Зато в городе для водителя было, безусловно, удобнее — выход сразу на тротуар или обочину. Но пассажир то выходил на проезжую часть!

Читайте также

Есть и ещё один недостаток правого руля — он породил отношение к себе, как к секте. Но сей дискуссионный момент оставим для исследования специалистам по социальной психологии и прикладной психиатрии. Хотя и чуть позже о нём напомним.

Перемены необратимы

Возьмём для примера Новосибирск. До 2008 года этот третий в России мегаполис ездил на правом руле и искренне считал, что слаще этой морковки нет ничего. И отношение к правому рулю там почти не отличалось от такового во Владивостоке. Но кризис 2008 года и радикальное изменение таможенной политики государства вынудил людей пересмотреть свои праворульные предпочтения. И сибирский народ за 2−3 года узнал, что новый автомобиль от дилера — это не так страшно, как казалось до этого.

Очень быстро пришёл в упадок некогда второй после владивостокского «Зелёного Угла» новосибирский авторынок «Столица». Люди со средним достатком пересаживались на новые бюджетные иномарки типа «Хюндай Солярис» или «Фольксваен Поло Седан», а часто замахивались и на полноценные автомобили сегмента «С». А если достаток был чуть ниже среднего, то в ход пошли и «Калины» в топовых комплектациях, и «дилерские» 3−5-летки с левым рулём из Москвы и остальных городов европейской части.

Народ начал отходить от праворульного оцепенения с пониманием, что левый руль, в целом, не хуже. Что он объективно удобнее для нашего правостороннего движения. Что при нормальном обслуживании (и не обязательно у дилера) машины без проблем ходят 100 и более тысяч километров, а потом их судьба уже не так интересна. Что ближний свет фар светит на правую обочину и не ослепляет встречных. Ну и психологический фактор обладания новым автомобилем тоже нельзя сбрасывать со счетов.

А теперь посмотрите на вот эту фотографию сделанную 23 октября этого года около здания аэропорта города Владивосток.

Фото: автора

Это же «Хюндай Солярис»! А чуть справа виднеется корма «Киа Рио». А чуть ранее проехали «Рено» — «Флюэнс» и «Логан». Таксопарки Приморья массово пересаживаются на новые автомобили с левым рулём! Разве можно было увидеть подобную картину ещё 2−3 года назад? А ведь таксопарки умеют считать деньги — новые бюджетные иномарки сравнялись с ценой 3−5-леток из Японии, а распланировать расходы на 2−3 года вперёд в случае с новым автомобилем гораздо проще. В Новосибирске закат правого руля тоже начинался с «Логанов» в таксопарках, где они ходили по 400 тысяч километров только с плановой заменой расходников.

И ещё один момент. Безусловная и фантастическая надёжность и долговечность «японцев» 80−90-х годов ушла в историю. Двигатели «Тойоты» с буквой Z в маркировке, по сравнению с легендарными моторами серий S или A, — одноразовые, жрущие масло и с ресурсом в 2−3 раза меньшим. Неубиваемые 4-ступенчатые АКПП, ведущие родословную с 80-х годов, кладут на лопатки современные 6-ступки и вариаторы. И осознание этих фактов тоже не способствует сохранению популярности правого руля.

Краткий разбор полётов мысли в комментариях к первой части

После визита на прошлой неделе во Владивосток комментарии к предыдущей статье уже не кажутся столь «острыми» и «искромётными». Потому что отношение дальневосточного люда к «правому рулю» сродни поклонению гуру в какой-нибудь тоталитарной секте. Любые разговоры на автомобильную тему очень быстро скатываются в бесконечное повторение священных речитативов про особое качество автомобилей для внутреннего японского рынка, про разваливающиеся сразу после выезда из автосалона новые леворульные автомобили и так далее. И любая, даже не негативная, а нейтральная (без восхваления) фраза про «правый руль» сразу переклинивает мозг и отрубает способность к восприятию любой информации. Как говорится — всё это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Итак, давайте по порядку. Во-первых, про «Форд», который якобы не европейский. В мире есть несколько разных «Фордов». И европейский «Форд» со штаб-квартирой в Кёльне — это абсолютно самостоятельное подразделение со своей модельной политикой. Которая только в последнее время стала пересекаться с модельной политикой в США. Но лишь в одну сторону — европейские модели начали проникать в Америку.

Во-вторых, во всём мире все профессиональные эксперты и адекватные автомобильные журналисты оценивают практически все европейские модели «Форда» как выдающиеся с точки зрения управляемости и удовольствия от вождения. Когда мои американские коллеги узнавали, что я одно время ездил на «Форде Фиеста» предыдущего поколения, то расплывались в благостной улыбке, цокали языками, завистливо поджимали нижнюю губу, закатывали глаза и кивали головой, как китайские болванчики. Сетуя о том, что в Штатах никто ничего не понимает в правильной езде, а новая «Фиеста», которая начала продаваться там — уже немного не то.

Но даже эта, «немного не та» «Фиеста» по управляемости и «драйву» всё равно кладёт на лопатки так любимый во Владивостоке «Фит» (кузов серии GE). Есть подозрение, что «Фит» всё-таки чуть понадёжнее и повместительнее. Повместительнее — да, бесспорно. Надёжнее? Ну ладно, пускай будут надёжнее, хотя поищите рейтинги надёжности немецкой службы технического надзора TÜV, где вы увидите, что семейство Fiesta/Fusion/Mazda 2 стабильно занимает место в десятке, опережая многих «японцев».

А вот в Штатах дела с надёжностью местных «Фордов» действительно не ахти. Но не настолько радикально, как это хотелось бы видеть апологетам всего японского.

Читайте также

И вообще, повторим — что касается общей технической надёжности, то, да, у «японцев» с этим всегда было чуть лучше. Особенно в 80−90-х годах. Одна из моих «праворулек», «Хонда Аскот» 1991 года выпуска, была продана приятелю с пробегом около 250 тысяч километров, который накатал ещё 200 с лишним тысяч. А из внезапных поломок помню только вырванный шланг ГУР на морозе в минус 38 градусов. Да иногда минус 38 эта «Хонда» сама не заводилась, предельная температура холодного пуска её мотора F20A — минус 28 по Цельсию. А все мои «Форды» спокойно запускались в минус 35.

Особо экспрессивные комментарии к первой части статьи опущу, но Toyota Celica Camry — автомобиль абсолютно реальный и существовавший в модельном ряду «Тойоты» в самом начале 80-х годов прошлого века. Можно сделать вывод, что излишне эмоциональные обличители «ничего не понимающего в праворульках московского автожурналиста» сами немного не в курсе. И какая в таком случае истинная цена их «негодованию»?


А вы уверены, что хорошо знаете ПДД?

Имея стаж, каждый автомобилист считает себя профессионалом. Он уверенно управляет автомобилем! Скорее всего, многие из водителей не задумываются о том, что правила меняются, а память стирает нюансы, полученные во время учебы в автошколе.

«Свободная пресса» предлагает пройти небольшой тест, который позволит оценить уровень Ваших знаний ПДД

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня