Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
9 декабря 2015 08:44

ABS: от самолетов до автомобилей

История развития системы

3261

В наступающем году исполнится 80 лет устройству, которое стало прародителем ABS. За это время антиблокировочная система успела обрасти множеством легенд. Самая популярная — что опытному, матерому водителю ABS только мешает. Но это далеко от истины.

Первым делом самолеты

В 1936 году немецкая компания Bosch запатентовала устройство, которое боролось с блокировкой колес на любых транспортных средствах. Но для начала его было решено опробовать на самолетах. Кстати, устройство называлось «система предотвращения переворачивания». И, надо сказать, оно пришлась ко двору крылатых машин, у которых отсутствовала носовая стойка шасси.

Развитие нужного и полезного устройства поддерживалось большими финансовыми влияниями. Так что постепенно оно смогло предотвращать не только переворачивания, но и выравнивать скорость вращения нескольких шасси.

Британские первопроходцы

В начале 50-х годов прошлого столетия фирма British Road Research Laboratory (RRL) решила применить авиационную систему противоскольжения — она носила название Maxaret — на автомобилях. В качестве «подопытного кролика» был выбран Morris 6, оснащенный барабанными тормозами. А спустя еще несколько лет та же фирма, только в союзе с Dunlop, сумела адаптировать систему для «Ягуаров» с их дисковыми тормозами.

По сути, авто оснащались механико-гидравлической системой, которая контролировала лишь передние колеса. А блокировка задних пресекалась стандартной в то время системой — регулировкой усилия.

Работа устройства основывалась на двух дисках. Первый был жестко связан с колесом, а вот другой мог двигаться по отношению к «собрату» на угол до 90 градусов. Только был один нюанс. Его перемещения держали в рамках допустимого трение в резиновых прокладках, инерция, а также натяжение пружины.

Если возникала опасность блокировки, то второй диск (он был больше, нежели первый) приходил в движение и стопорил гидравлическую линию тормозов, задействуя при этом гидроаккумулятор. Ну а когда колесо вновь начинало вращаться, то вся конструкция возвращалась в первоначальное положение.

Понятное дело, систему постоянно улучшали и дорабатывали. И в 1966 году устройство Dunlop Maxaret Anti-skid system «засветилось» на спортивной полноприводной машине Jenssen FF. А чуть позже — на мотоциклах Royal Enfield Super Meteor

Американский ответ

За океаном в то время тоже усиленно работали над антиблокировочной системой. Первопроходцем стал Lincoln Continental Mark II (принадлежал Ford), который уже в 1954 году мог похвастаться подобным устройством. Но первый блин вышел комом. Стать массовой системе помешала дороговизна и сложность. К тому же, вес некоторых узлов исчислялся в килограммах, что не могло не повлиять отрицательно на управляемость авто. Так что производство свернули менее чем через три года.

Но фордовцы от своей затеи не отказались. И их упорство было вознаграждено. Система Sure Track хотя и «висела» только на задних колесах, но улучшала торможение на 10−15%. К тому же, цена устройства оказалась вполне адекватной. Так что, вскоре оно «прописалось» в арсенале Continental Mark III (1970 год).

Уже через год появилась обновленная система EAL (Kelsey Hayes Electro Anti-lock), вот только она пошла в комплект не какого-то американского автомобиля, а японского — Nissan President.

Не сидели без дела и специалисты Chrysler. В то время у его руководства были амбициозные планы, и концерн всеми силами пытался стать главным генератором автомобильных технических «примочек».

Первый опыт создания АБС (1966 год) тоже был неудачным. Механическая система Sure Brake оказалась невостребованной. Проанализировав ошибки и определившись с вектором развития, Chrysler объединился с компанией Bendix. И в 1971 году совместными усилиями они разработали электронную систему, охватывавшую не две колеса, как раньше, а четыре. Впервые электронный вариант Sure Brake применили на автомобиле Imperial.

Не отставал от конкурентов и GM. Вот только их система Trackmaster хотя и была электронной, но обслуживала лишь задние колеса. Полноценное устройство, отвечающие за обе оси, появилось в арсенале джиэмовцев лишь в 80-х годах.

И вновь Европа

Вслед за Jenssen с 1964 года ABS обзавелся Austin. Правда, у него была система механическая, и контролировала лишь задние колеса.

А затем пришло время Bosch. Их системы были в то время одними из продвинутых и перспективных. Так, в конце 70-х годов прошлого века, компания стала применять электронную трехканальную систему ABS. Но получить ее могли лишь владельцы топовых «штутгартцев» и «баварцев», да и то в качестве опции. Виной тому стала чрезмерно высокая цена. И, надо сказать, руководство Bosch такое положение вещей вполне устраивало. Ведь они во главу угла поставили престиж, а не доступность.

А вот в Tevis (принадлежал Continental) придерживались иных взглядов. Поэтому их устройство Mark II (тоже с электронным управлением) было в несколько раз дешевле. И, соответственно, популярнее.

Появилась система Mark II в середине 80-х годов и быстро завоевала популярность во всем мире. Ее ставили на Porsche, Jaguar, Ford, Mercedes, и на некоторые другие автомобили.

Вскоре в мире ABS образовалось два лагеря, борющихся за пальму первенства — Bosch и Continental. Чтобы не отстать друг от друга и не потерять рынок, им приходилось жестко конкурировать. Поэтому механизмы со временем становились все сложнее, попутно обзаводясь всевозможными функциями. Правда, далеко не все они шли во благо. Так, например, было с электронасосами, расположенными в приводе (они появились в конце 80-х годов). Они ставились на «мерседесы» и ничего, кроме головной боли и частых поломок, своим владельцам не принесли.

В итоге, в современном мире автомобиль без ABS представляет вполне реальную угрозу для других участников движения. Правда, легенда гласит, что опытный водитель справится без нее. Вот только для того, чтобы быть на равных с системой, в авто нужно количество педалей тормоза увеличь до четырех. Это нужно, чтобы держать под контролем все четыре колеса…

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня