Авто / Эволюция авто

XC90: Киборг среди нас

Что умеет современный автопилот Volvo

  
3994
Volvo XC90
Volvo XC90 (Фото: автора)

Я стою в пробке. Вернее, сижу в пробке. Сижу и ничего не делаю и даже за руль держусь едва, предаваясь праздным мыслям. Volvo, по-моему, переводится с латыни как «оно катится», и оно действительно катится, самостоятельно трогаясь с места, тормозя и удерживаясь в полосе. От меня требуется лишь нажать кнопку на руле, если остановка на светофоре продлилась более 10 секунд — за это время машина встает на паузу.

Половинчатый автопилот

Но дело было зимой, по асфальту мело, и постепенно замело разметку. Секунда, и умный автопилот растерялся, чуть не затащив нас на бруствер, ведь без разметки он мгновенно ослеп. Volvo XC90 умеет многое, но последнее слово остается за водителем, и в этой двойственности — главная проблема.

Взять активный круиз-контроль. В целом, отличная вещь, позволяющая не только выдерживать заданную скорость, но и автоматически тормозить, если замедляется машина впереди. Причем тормозить вплоть до полной остановки! А скоро появится функция учета дорожных знаков ограничения скорости: едете вы, допустим, 90 км/час, а впереди знаки ограничения «70» и «50» — машина замедлится автоматически.

Первый раз доверить торможение автоматике сложно: ты видишь, что машина впереди встала и силком заставляешь себя не предпринимать ничего (о том, что «круиз» включен, сообщает инфографика на приборной панели). Затормозив «автоматом» раз, проникаешься к машине доверием, расслабляешься, а потом вдруг забываешь остановиться на красный — привычка тормозить притупилась! И перед крутым поворотом сбрасывать скорость уже вроде как лень, а между тем, автопилот еще не готов исправить любую ошибку пилота.

В итоге, прежде чем с головой окунаться в чудесный мир автопилотирования, необходимо до запятой изучить увесистую инструкцию к автомобилю, чтобы отчетливо представлять границы возможностей «киборга».

Средство от сонливости

Если активный круиз-контроль можно выключить, то система City Safety третьего поколения у Volvo XC90 активна всегда. Она вмешивается в управления только в критических ситуациях, когда водитель откровенно проспал угрозу, будь то резко замедлившийся автомобиль впереди или выскочивший сбоку пешеход (его распознают камеры). Умеет она и оценивать набегающий встречный поток, и если водитель задумал повернуть налево, предотвратит опасный выезд в лоб другой машине.

Что касается популярных в городе наездов сзади, то City Safety позволяет полностью исключить их при движении со скоростью до 50 км/час, а при более высоких скоростях снижает последствия. Но и здесь есть нюансы: так, один из потенциальных клиентов решил проверить систему, однако довериться ей полностью не смог и инстинктивно коснулся педали тормоза, после чего отпустил ее. Система же посчитала, будто водитель взял бразды правления, и некоторое время бездействовала. Да, в последнюю секунду она все же проснулась, удар был отчасти смягчен, но все же случился. Короче говоря, CitySafety не стоит провоцировать специально, и ездить с ней нужно точно так же, как без нее.

Цель 2020

Сложная «кибернетика» нужна Volvo в том числе для выполнения амбициозной задачи: исключения смертности в своих автомобилях уже к 2020 году. Впрочем, одной лишь активной безопасностью дело не ограничивается: новый XC90 построен на разработанной с нуля платформе SPA, которая обошлась шведам в 11 млрд евро и является первой глобальной разработкой «пост-фордовской» эры.

Широкое использование сверхпрочных сталей и большой опыт шведов в области пассивной безопасности позволили сделать очередной шаг вперед: так, недавний крэш-тест по системе EuroNCAP показал, что XC90 имеет рекордный балл за безопасность фронтального столкновения. При этом в отличие от многих компаний Volvo не ориентируется только на европейскую процедуру «бития»: например, Volvo демонстрирует хорошие результаты в крэш-тестах с малым перекрытием по американской системе IIHS, тогда как ряд европейских премиум-классников этот тест завалили.

Новая платформа сделала XC90 крупнее, что заметно на втором ряду, где три раздельных сиденья позволяют разместиться с достаточным комфортом, хотя процесс посадки неудобен из-за широкого, пачкающего брюки порога. Велик и багажник, который имеет две подпольные ниши и докатку, правда, уровень пола получился высоким. Зато задние сиденья складываются в ровный пол, а за доплату доступен третий ряд сидений.

Смартфонофилия

Интерьер, кстати, тоже имеет изюминку: проблему усложнения интерфейсов современных машин Volvo решила по-своему: пока немцы экспериментируют с кругляшами-джойстиками (MMI, iDrive, Command), шведы установили на центральную консоль… подобие огромного смартфона: сенсорный экран заменяет почти все второстепенные органы управления, включая регулировку климат-контроля.

Удобно? С одной стороны, разобраться в таком интерфейсе действительно несложно: четыре основные меню вкупе с инструкцией позволяют быстро найти нужный пункт. Но вот пользоваться им в движении не всегда удобно: скажем, чтобы отрегулировать температуру, нужно сначала ткнуть в определенное место экрана, вызвав шкалу с ползунком, и затем переместить его в нужное место. Сделать это вслепую сложно — отвлекает.

Равнение на Q7

Если в области безопасности Volvo по всем признакам является законодателем моды, то в области ездовых качеств XC90 оставил впечатление автомобиля, который не стремится завладеть водительским вниманием и чем-то его возбудить. Впрочем, чего мы ждали от крупного кроссовера, ведь его главный конкурент — Audi Q7 — по характеру такой же?

Он предсказуемо рулится, а за счет хваткой муфты полного привода Haldex может исполнить силовое скольжение при отключенной системе стабилизации, но подобные пируэты — не в его характере. Может, но не хочет. На Volvo XC90 нужно ехать степенно, а если и гнать, то лишь ради какой-то острой нужды, большой или малой. В остальном он — само спокойствие.

В этой связи слегка удивила чрезмерная чувствительность автомобиля к мелочевке, ибо поперечные стыки асфальта и рельсы он простукивает очень уж отчетливо. Говорят, что доступная теперь пневмоподвеска решает проблему, да и стоит не слишком дорого (120 тысяч рублей), но мы пробовали автомобиль с «механической» ходовой частью. Которая, к слову, щеголяет поперечной композитной рессорой вместо задних пружин.

Ездовые качества XC90 лучше всего определяет такой нюанс: пока мы ехали и пытались отыскать в его повадках что-то яркое, особенное, выдающееся, то пребывали в недоумении: он едет не хуже, чем прямые конкуренты, но и не запоминается. А вот когда отбросили попытки его классифицировать и просто поехали, XC90 проявил себя. У него все в меру: в меру бодрый разгон, в меру острый руль, в меру точные педали, поэтому едешь себе, говоришь, слушаешь музыку, летят километры… Ничего не происходит, а нам и надо, ведь цель-то у водителя Volvo одна: довезти до дома себя и близких с минимумом стресса.

Главное — предсказуемость

Новая платформа SPA подразумевает использование четырехцилиндровых моторов, поэтому XC90 не может похвастаться спортивными версиями, которые нужны не только для пополнения корпоративной кассы, но и ради имиджа. Volvo ограничился мощной гибридной версией, в России пока недоступной, а также мотором T6 мощностью 320 л.с.

Мы же ездили на дизеле D5 мощностью 225 л.с., характер которого в паре с восьмиступенчатым автоматом Aisin очень подходит Volvo: динамика достаточная и предсказуемая, но ярких эмоций не дарит. Зато и расход умеренный: в городе мы без труда уложились в 10 л/100 км.

Ценовая эскалация

Volvo XC90 первого поколения был популярен в России: так, перед прошлым кризисом 2008/2009 года он расходился большим тиражом, чем современный ему Audi Q7 и BMW X5. Перед кризисом 2015 года первый XC90 поддержал реноме самого доступного из премиальных, а потом уступил место новинке. Новинке, которая оказался существенно дороже: базовый XC90 с дизелем D4 (190 л.с.) обойдется минимум в 3.26 млн рублей. Для сравнения, 306-сильный BMW X5 стоит от 3.33 млн.

При этом глобальный спрос на XC90 оказался даже выше ожиданий, и шведам пришлось думать о расширении производства модели, но в России ее вряд ли ждет столь блестящая судьба. Для россиян репутация бренда зачастую важнее таких козырей, как безопасность или приспособленность к холодной эксплуатации — еще одна область, на которую Volvo делает особую ставку.

Некичливый имидж Volvo XC90 отпугнет часть клиентуры, но другую часть, напротив, привлечет. Это в хорошем смысле обывательский автомобиль, для которого удобство и безопасность седоков важнее разгона до 100 км/час. Наверное, его не стоит покупать тем, кто еще не напробовался мощных заднеприводных седанов или 500-сильных кроссоверов-зажигалок. XC90 апеллирует к публике повзрослее, которая рассматривает автомобиль как продолжение своего жилища, где можно просто сесть, включить «полу-автопилот» и расслабиться.

Впрочем, даже расслабившись, помнить — возможности электроники пока не безграничны.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня