Авто / Эволюция авто

XC90: Киборг среди нас

Что умеет современный автопилот Volvo

  
3996
Volvo XC90
Volvo XC90 (Фото: автора)

Я стою в пробке. Вернее, сижу в пробке. Сижу и ничего не делаю и даже за руль держусь едва, предаваясь праздным мыслям. Volvo, по-моему, переводится с латыни как «оно катится», и оно действительно катится, самостоятельно трогаясь с места, тормозя и удерживаясь в полосе. От меня требуется лишь нажать кнопку на руле, если остановка на светофоре продлилась более 10 секунд — за это время машина встает на паузу.

Половинчатый автопилот

Но дело было зимой, по асфальту мело, и постепенно замело разметку. Секунда, и умный автопилот растерялся, чуть не затащив нас на бруствер, ведь без разметки он мгновенно ослеп. Volvo XC90 умеет многое, но последнее слово остается за водителем, и в этой двойственности — главная проблема.

Взять активный круиз-контроль. В целом, отличная вещь, позволяющая не только выдерживать заданную скорость, но и автоматически тормозить, если замедляется машина впереди. Причем тормозить вплоть до полной остановки! А скоро появится функция учета дорожных знаков ограничения скорости: едете вы, допустим, 90 км/час, а впереди знаки ограничения «70» и «50» — машина замедлится автоматически.

Первый раз доверить торможение автоматике сложно: ты видишь, что машина впереди встала и силком заставляешь себя не предпринимать ничего (о том, что «круиз» включен, сообщает инфографика на приборной панели). Затормозив «автоматом» раз, проникаешься к машине доверием, расслабляешься, а потом вдруг забываешь остановиться на красный — привычка тормозить притупилась! И перед крутым поворотом сбрасывать скорость уже вроде как лень, а между тем, автопилот еще не готов исправить любую ошибку пилота.

В итоге, прежде чем с головой окунаться в чудесный мир автопилотирования, необходимо до запятой изучить увесистую инструкцию к автомобилю, чтобы отчетливо представлять границы возможностей «киборга».

Средство от сонливости

Если активный круиз-контроль можно выключить, то система City Safety третьего поколения у Volvo XC90 активна всегда. Она вмешивается в управления только в критических ситуациях, когда водитель откровенно проспал угрозу, будь то резко замедлившийся автомобиль впереди или выскочивший сбоку пешеход (его распознают камеры). Умеет она и оценивать набегающий встречный поток, и если водитель задумал повернуть налево, предотвратит опасный выезд в лоб другой машине.

Что касается популярных в городе наездов сзади, то City Safety позволяет полностью исключить их при движении со скоростью до 50 км/час, а при более высоких скоростях снижает последствия. Но и здесь есть нюансы: так, один из потенциальных клиентов решил проверить систему, однако довериться ей полностью не смог и инстинктивно коснулся педали тормоза, после чего отпустил ее. Система же посчитала, будто водитель взял бразды правления, и некоторое время бездействовала. Да, в последнюю секунду она все же проснулась, удар был отчасти смягчен, но все же случился. Короче говоря, CitySafety не стоит провоцировать специально, и ездить с ней нужно точно так же, как без нее.

Цель 2020

Сложная «кибернетика» нужна Volvo в том числе для выполнения амбициозной задачи: исключения смертности в своих автомобилях уже к 2020 году. Впрочем, одной лишь активной безопасностью дело не ограничивается: новый XC90 построен на разработанной с нуля платформе SPA, которая обошлась шведам в 11 млрд евро и является первой глобальной разработкой «пост-фордовской» эры.

Широкое использование сверхпрочных сталей и большой опыт шведов в области пассивной безопасности позволили сделать очередной шаг вперед: так, недавний крэш-тест по системе EuroNCAP показал, что XC90 имеет рекордный балл за безопасность фронтального столкновения. При этом в отличие от многих компаний Volvo не ориентируется только на европейскую процедуру «бития»: например, Volvo демонстрирует хорошие результаты в крэш-тестах с малым перекрытием по американской системе IIHS, тогда как ряд европейских премиум-классников этот тест завалили.

Новая платформа сделала XC90 крупнее, что заметно на втором ряду, где три раздельных сиденья позволяют разместиться с достаточным комфортом, хотя процесс посадки неудобен из-за широкого, пачкающего брюки порога. Велик и багажник, который имеет две подпольные ниши и докатку, правда, уровень пола получился высоким. Зато задние сиденья складываются в ровный пол, а за доплату доступен третий ряд сидений.

Смартфонофилия

Интерьер, кстати, тоже имеет изюминку: проблему усложнения интерфейсов современных машин Volvo решила по-своему: пока немцы экспериментируют с кругляшами-джойстиками (MMI, iDrive, Command), шведы установили на центральную консоль… подобие огромного смартфона: сенсорный экран заменяет почти все второстепенные органы управления, включая регулировку климат-контроля.

Удобно? С одной стороны, разобраться в таком интерфейсе действительно несложно: четыре основные меню вкупе с инструкцией позволяют быстро найти нужный пункт. Но вот пользоваться им в движении не всегда удобно: скажем, чтобы отрегулировать температуру, нужно сначала ткнуть в определенное место экрана, вызвав шкалу с ползунком, и затем переместить его в нужное место. Сделать это вслепую сложно — отвлекает.

Равнение на Q7

Если в области безопасности Volvo по всем признакам является законодателем моды, то в области ездовых качеств XC90 оставил впечатление автомобиля, который не стремится завладеть водительским вниманием и чем-то его возбудить. Впрочем, чего мы ждали от крупного кроссовера, ведь его главный конкурент — Audi Q7 — по характеру такой же?

Он предсказуемо рулится, а за счет хваткой муфты полного привода Haldex может исполнить силовое скольжение при отключенной системе стабилизации, но подобные пируэты — не в его характере. Может, но не хочет. На Volvo XC90 нужно ехать степенно, а если и гнать, то лишь ради какой-то острой нужды, большой или малой. В остальном он — само спокойствие.

В этой связи слегка удивила чрезмерная чувствительность автомобиля к мелочевке, ибо поперечные стыки асфальта и рельсы он простукивает очень уж отчетливо. Говорят, что доступная теперь пневмоподвеска решает проблему, да и стоит не слишком дорого (120 тысяч рублей), но мы пробовали автомобиль с «механической» ходовой частью. Которая, к слову, щеголяет поперечной композитной рессорой вместо задних пружин.

Ездовые качества XC90 лучше всего определяет такой нюанс: пока мы ехали и пытались отыскать в его повадках что-то яркое, особенное, выдающееся, то пребывали в недоумении: он едет не хуже, чем прямые конкуренты, но и не запоминается. А вот когда отбросили попытки его классифицировать и просто поехали, XC90 проявил себя. У него все в меру: в меру бодрый разгон, в меру острый руль, в меру точные педали, поэтому едешь себе, говоришь, слушаешь музыку, летят километры… Ничего не происходит, а нам и надо, ведь цель-то у водителя Volvo одна: довезти до дома себя и близких с минимумом стресса.

Главное — предсказуемость

Новая платформа SPA подразумевает использование четырехцилиндровых моторов, поэтому XC90 не может похвастаться спортивными версиями, которые нужны не только для пополнения корпоративной кассы, но и ради имиджа. Volvo ограничился мощной гибридной версией, в России пока недоступной, а также мотором T6 мощностью 320 л.с.

Мы же ездили на дизеле D5 мощностью 225 л.с., характер которого в паре с восьмиступенчатым автоматом Aisin очень подходит Volvo: динамика достаточная и предсказуемая, но ярких эмоций не дарит. Зато и расход умеренный: в городе мы без труда уложились в 10 л/100 км.

Ценовая эскалация

Volvo XC90 первого поколения был популярен в России: так, перед прошлым кризисом 2008/2009 года он расходился большим тиражом, чем современный ему Audi Q7 и BMW X5. Перед кризисом 2015 года первый XC90 поддержал реноме самого доступного из премиальных, а потом уступил место новинке. Новинке, которая оказался существенно дороже: базовый XC90 с дизелем D4 (190 л.с.) обойдется минимум в 3.26 млн рублей. Для сравнения, 306-сильный BMW X5 стоит от 3.33 млн.

При этом глобальный спрос на XC90 оказался даже выше ожиданий, и шведам пришлось думать о расширении производства модели, но в России ее вряд ли ждет столь блестящая судьба. Для россиян репутация бренда зачастую важнее таких козырей, как безопасность или приспособленность к холодной эксплуатации — еще одна область, на которую Volvo делает особую ставку.

Некичливый имидж Volvo XC90 отпугнет часть клиентуры, но другую часть, напротив, привлечет. Это в хорошем смысле обывательский автомобиль, для которого удобство и безопасность седоков важнее разгона до 100 км/час. Наверное, его не стоит покупать тем, кто еще не напробовался мощных заднеприводных седанов или 500-сильных кроссоверов-зажигалок. XC90 апеллирует к публике повзрослее, которая рассматривает автомобиль как продолжение своего жилища, где можно просто сесть, включить «полу-автопилот» и расслабиться.

Впрочем, даже расслабившись, помнить — возможности электроники пока не безграничны.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Федор Бирюков
Федор Бирюков

10 лет — немалый срок жизни для современного СМИ. «Свободная пресса» успешно преодолела свое первое десятилетие и, очевидно, только лишь набирает обороты. Среди множества информационных агентств и новостных сайтов «СП» выделяется как широким охватом освещаемых вопросов, так и нестандартным, даже зачастую неполиткорретным подходом к раскрытию тем. Это действительно свободная трибуна, работающая на стыке публицистики и экспертного анализа и рассчитанная на самую разнообразную аудиторию — как в плане возраста, так и политической позиции. Именно в силу своего универсализма и дерзости «СП» выгодно выделяется на фоне множества интернет-изданий, зачастую просто дублирующих информацию. У «Свободной прессы» свой фирменный подход к созданию контента, а также своя аудитория, и довольно обширная.

В сумме мы получаем именно то, что надо — пространство свободной, но и ответственной информации со своим уникальным стилем, узнаваемыми лицами и готовностью обсуждать любые, самые острые и противоречивые проблемы. Поздравляю издание с первым десятилетним юбилеем и желаю держаться выбранного курса и дальше! «Свободной прессе» — ура!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня