Авто / Эволюция авто

Турбомоторы: бояться или нет?

Плюсы и минусы продвинутых бензиновых ДВС

  
66522
Турбомоторы: бояться или нет?
Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Бензиновые двигатели с турбонаддувом ворвались в нашу жизнь быстро и нахально. Они отправили на пенсию немалую часть атмосферников, но умудрились при этом завоевать не лучшую репутацию за капризность, а иногда и откровенную «ломучесть». Стоит ли опасаться бензиновых турбомоторов?

Зачем они нужны

Лейтмотив повального увлечения турбомоторами — стремление выполнить жесточайшие экологические нормы, сохранив (или улучшив) динамику автомобилей.

Формально все так и есть. Показывая убедительную паспортную экономичность, которая в иных случаях сопоставима с таковой у дизелей, бензиновые турбомоторы весьма приятны в использовании. Их главный плюс — широкий диапазон, в котором доступен максимальный крутящий момент, благодаря чему при умеренной мощности они обеспечивают очень «вкусный» разгон.

Турбомоторы как правило имеют значительно меньший объем, чем их атмосферные коллеги. Например, в гольф-классе популярные двигатели 1,6 литра активно заменяются на 1,2-литровые турбо. Небольшой объем — это экономия на механических и тепловых потерях, а за счет наддува удается не потерять в отдаче.

Например, Skoda Octavia III поставлялась в Россию с турбомотором 1,2 TSI, который позже специально для россиян поменяли на 1.6 MPI (того же поколения EA211 калужской сборки). Так вот, более объемный атмосферник чуть мощнее — 110 л.с. против 105 л.с. Однако крутящий момент выше у наддувного агрегата, а главное, доступен в диапазоне 1400−4000 об/мин! В результате, турбомотор обеспечивает чуть лучшую динамику, равно как и экономию в 1,5 л/100 км (по среднему расходу).

Субъективно разница между ними еще больше: Octavia 1,2 TSI ехала заметно бодрее, чем 1,6 MPI, а уж автомобиль со 180-сильным мотором 1,8 TSI и вовсе «жарит», почти как горячий хетч.

Ситуация зашла так далеко, что на бензиновые турбоагрегаты стали массово переходить компании, для которых многоцилиндровые атмосферники были предметом гордости, например, BMW и Porsche. Последняя отныне оснащает турбомоторами даже базовые Porsche 911, снизив объем с 3,6 до 3,0 литра. В Европе атмосферники быстро сходят со сцены, в России процесс несколько тормозится местной спецификой, но, например, Nissan Qasqahi при смене поколений обзавелся базовым мотором объемом 1,2 литра. Конечно, с турбонаддувом.

Турбофобии

Активное пришествие бензиновых турбомоторов-маломерок в Россию началось лет 10 назад, и довольно быстро окрепло мнение, что их плюсы не уравновешивают их минусов: невысокую надежность и долговечность, а также чрезмерную чувствительность к топливу.

В целом, изучение форумов и аналитических отчетов, например, компании WarantyDirect, позволяет сделать вывод, что с началом турбоэры многие авторитетные компании в самом деле столкнулись со шквалом недовольства клиентов их двигателями, хотя связь между наличием проблем и типом мотора не всегда однозначна.

Турбомоторы сложны — это их главный бич. Зоной риска является сам турбокомпрессор, который, например, чувствителен к качеству моторного масла и со временем начинает его «травить» из-за износа подшипников или уплотнителей. Но помимо агрегата наддува, турбодвигатель как правило имеет перепускные клапана, охладитель наддувочного воздуха, прямой впрыск топлива, сложную систему патрубков с заслонками, управляемыми электроникой — все это также создает зоны риска.

В отличие от дизелей, выхлопные газы бензинового турбомотора имеют гораздо более высокую температуру — это одна из причин, почему такие двигатели не получили распространения до недавнего времени, пока электронные системы и новые материалы позволили нивелировать проблему. Соответственно, и форсунки прямого впрыска, и турбина работают в весьма экстремальных условиях.

Высокая форсировка создает предпосылки для перегрева, детонации и повышенного износа при нарушении условий эксплуатации. Поэтому, например, турбомоторы чувствительны к качеству топлива и масла, и если атмосферник простит вам единичную заправку «паленым» топливом, то турбоаграгат — не факт.

Бывали и совсем уж казусы. По сути, турбоагрегаты проектировались с чистого листа, и сжатые сроки, видимо, вынудили производителей ошибаться в областях, где, казалось бы, все давно изучено и отработано. Например, поколение EA111 турбомоторов VW известно проблемами с цепным приводом ГРМ, который, в целом, считается куда более надежным, чем ременный. При смене поколений двигателей компания перешла на менее долговечный, но более «предсказуемый» ременный привод.

А ряд турбодвигателей получил обидную кличку «масложор», причем повышенный расход масла зачастую объяснялся не только наличием турбокомпрессора, но и не всегда удачной формой и конструкцией маслосъемных колец. Постепенно производители устраняют «детские болячки», но репутация уже создана.

Турбодвигатель — табу?

Вовсе нет. Во-первых, как мы уже сказали, объективных данных о количестве отказов турбомоторов нет: основная часть «боящихся» опирается на отзывы друзей, интернет-форумы или слухи. То, что турбомоторы в целом более капризные — факт почти общепризнанный, однако масштабы оценить сложно. Есть примеры владельцев, которые используют бензиновые турбомоторы без явных проблем, и каково количественное соотношение «проблемных» и «надежных» — не знает, похоже, никто.

Во-вторых, компании стараются устранить ряд типичных проблем, поэтому новые поколения турбомоторов, как правило, надежнее предшественников.

И самое главное: немалая часть проблем с турбомоторами связана с небрежной эксплуатацией. Покупая такой агрегат, нужно иметь в виду его восприимчивость к внешним факторам, что требует более вдумчивой эксплуатации.

Первое — заправляйтесь только проверченным топливом с нужным октановым числом, потому что турбомоторы крайне болезненно реагируют как на пониженную детонационную стойкость бензина, так и на его «негостовский» состав. Выходят из строя форсунки, бензонасосы, случаются прогары поршней и клапанов, а причина — в банальном стремлении сэкономить рубль-другой на топливе.

Второе — не забывайте о плановых ТО. В турбомоторах масло зачастую расходуется и теряет свои свойства быстрее, а требования к маслам — выше. Нередко требуется долив в процессе эксплуатации, так что проверка уровня масла должна войти в привычку.

Третье — не испытывайте его возможности на каждом разгоне. Да, наддувный мотор провоцирует активную езду, потому что даже 1.2-литровый агрегат с турбиной зачастую «прет» с явным удовольствием. Однако работа с пиковыми нагрузками ведет к ускорению износа, термическим шокам и увеличивает риск проблем, особенно если вы залили не лучший бензин. Например, тяговитый мотор провоцирует включить высшую передачу и ехать на груженой машине в горку в натяг. Да, крутящий момент позволяет ему реализовать такой сценарий, но в цилиндрах создаются идеальные условия для детонации: низкие обороты, большая нагрузка… И если за окном жара, а бензин слегка не дотягивает до нормативов по октановому числу, разрушить цилиндро-поршневую группу можно за несколько часов.

В остальном, при выборе автомобиля стоит определиться с приоритетами. Если для вас надежность и долговечность мотора все же на первом месте, честно говоря, лучше поискать мотор с невысокой удельной мощностью, пусть даже в ущерб динамике или качеству разгона. Чуть более высокий паспортный расход топлива обычно компенсируется менее зажигательной манерой езды и меньшими расходами на ТО.

А вот тем, кто любит езду с огоньком, турбомоторы наверняка понравятся, тем более, некоторые модели уже даже в России предлагают в основном с ними. И лучшее, что может сделать владелец в этом случае — изучить особенности данного агрегата и эксплуатировать его с умом. В остальном бензиновые турбомоторы и есть двигатели будущего — по крайней мере, ближайшего.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня