Авто

ОСАГО заводят в тупик

В чем коварство «натурализации» выплат по страховке?

  
5738
ОСАГО заводят в тупик
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Проект нового ОСАГО изобилует фразами вроде «возмещение причиненного вреда в натуре». Это означает, что если проект станет законом, то уже в 2017 году пострадавший автомобилист не получит на руки деньги, а будет направлен в один из сервисов, с которым у страховой компании заключен договор.

Нет денег — нет проблем

Трехстороннее противостояние властей, страховщиков и автомобилистов приближается к апофеозу. Компании жалуются на непомерные компенсации по ОСАГО из-за работы так называемых «черных автоюристов», автовладельцы недовольны занижением выплат, власти ищут компромисс.

Компромисс предложен в виде отказа от денежных компенсаций в пользу ремонта автомобиля, что, по замыслу, сделает невозможным занижение выплат с одной стороны, а с другой лишит работы «черных автоюристов». Последние, по мнению страховых, вышибают совершенно абсурдные компенсации и неустойки, чем наносят вред как автомобилистам, для которых ОСАГО становится все менее доступным, так и страховым.

Нет денег — нет проблемы, считают законотворцы. Дескать, клиент не будет вникать в тонкости «хозрасчета» страховой и сервиса, а получит на руки готовый автомобиль. Это же обстоятельство выбьет почву из-под ног автоюристов, поскольку говорить о занижении выплат уже невозможно.

Только один плюс

У новой системы есть только один очевидный плюс. Одной из неприятных особенностей нынешнего ОСАГО является учет износа для подержанных автомобилей, что позволяет страховым вполне законно занижать выплату на величину до 50% (в зависимости от возраста авто). В предлагаемом варианте речь идет о ремонте, и никаких коэффициентов износа в этом случае не применяется — машина должна быть сделана «от и до».

Коэффициент износа предполагал, что при ремонте, допустим, десятилетнего автомобиля будут использоваться запчасти от подобного десятилетнего автомобиля с примерно таким же уровнем износа. И пока ничто не мешает автосервисам идти тем же путем: если машина не новая, они смогут экономить за счет использования «вторичных» запчастей. В теории подобный метод ремонта может быть оправдан, когда сервис ручается за результат, используя б/у компоненты только там, где это уместно. В реальности же автовладелец зачастую не узнает, какие именно за детали установлены на его автомобиль, и был ли в этом смысл.

Денежное возмещение

Возмещение ущерба по старой схеме оставлено для ряда исключительных случаев. Например, если сумма превзошла лимиты выплат, автовладельцу предложат доплатить разницу в автосервисе, и в случае его отказа он получит на руки компенсацию в пределах лимита. Если в списке сервисов-партнеров страховой нет станции, способной выполнить специфический вид ремонта (например, восстановление алюминиевого кузова), то клиент также может претендовать на денежный расчет.

Наконец, он оставлен для случая конструктивной гибели автомобиля либо в ситуациях, когда ущерб причинен не транспортному средству (грузу, допоборудованию).

А сервис кто?

Банк России сформулирует список требований к автосервисам, которые могут стать партнерами страховых. Учитываться будет как уровень их компетенции, так и расположение. Предполагается, что клиенту предложат список станций технического обслуживания, из которого он сможет выбрать наиболее удобную.

Впрочем, вопросов к такому подходу остается масса. Формальные критерии, вроде обеспеченности сервиса подъемниками и количества мастеров, зачастую не коррелируют с качеством работ, которое во многом зависит от компетентности и отношения к работе. Заключив контракт со страховой, иной сервис захочет расслабиться, поскольку ему практически гарантирован приток «невольников». Универсальные сервисы банально не имеют в распоряжении полного ассортимента запасных частей для всех моделей, а поставки иной раз настолько бюрократизированы, что срок простого ремонта «от 1 месяца» не является из ряда вон выходящим событием.

Не меньше сомнений насчет качества ремонта и способов его оценки. Клиенту оставляют возможность выразить недовольство, причем сервис должен давать гарантии на срок аж от двух месяцев. Впрочем, скрытые дефекты могут выплыть позже, а в случае очевидной халтуры клиенту остается лишь обратиться в страховую для проведения экспертизы, по результатам которой ждет работа над ошибками, не исключено, что в том же самом сервисе. И то, если запрос удовлетворят.

Теория и практика

В теории подобная схема может работать. Представим, что страховые компании дорожат репутацией и не хотят лишних скандалов. Представим, что автосервисы дорожат контрактами со страховыми. Представим, что клиенты не придираются к мелочам.

А что в реальности? При работе по ОСАГО страховым компаниям, как сообществу, по большому счету плевать на репутацию — в этом прелесть обязательного страхования. В некоторых регионах страховые не хотят работать по ОСАГО в принципе, так что им до какой-то степени выгоднее прикинуться «плохими парнями». Автосервисы, вероятно, воспримут новый законопроект как способ припасть к кормушке, при котором качество и скорость ремонта являются далеко не первостепенным критерием успеха. Наконец, клиент, чья машина пострадала в ДТП, будет настроен выжать из ситуации максимум, а потому споры о качестве будут случаться сплошь и рядом.

В целом, схема выглядит удобной для страховых, но крайне рискованной для клиента. Формализация процессов является удобной ширмой, за которой можно маскировать проблемы. Скажем, клиент недоволен выбором сервисов, но они подходят под критерии и с ними заключены контракты — какие могут быть претензии? Если раньше человек мог оспорить сумму выплат, то теперь ему придется оспаривать уже качество ремонта, и работа над ошибками может растягиваться на неопределенный срок.

А главное, пока неясно, каким образом предлагаемая система снизит количество споров. Ведь эквивалентом занижению выплат станет занижение качества ремонта, а процедура оспаривания оставит большой простор для сутяжничества, так что «черные автоюристы» без работы не останутся.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня