18+
вторник, 17 октября
Авто / Эволюция авто

Русский беспилотник: в погоне за Volvo и Bosch

Автопроизводители РФ объединились, чтобы создать технологии автономного управления

  
2974
Генеральный директор ПАО "Камаз" Сергей Когогин и исполнительный директор ассоциации "Автонет" Владимир Колмаков (слева направо)
Генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин и исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков (слева направо) (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Ассоциация «Автонет», созданная при поддержке Минпромторга, объединила в себе отечественные компании, заинтересованные в разработке беспилотных технологий. В нее вошли КамАЗ, НАМИ, «Соллерс», «Волгабас», на подходе ГАЗ и ВАЗ. Совместно они будут превращать инновационные идеи в реальность.

Зачем это нужно?

На пресс-конференции, которая состоялась в декабре 2016 года, гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин подробно рассказал, для чего потребовался «Автонет».

По его словам, процесс глобальной оптимизации докатился до грузоперевозок. И сейчас остро стоит вопрос об улучшении их эффективности. Понятно, что водитель физически не может работать круглые сутки. Усталость ведет к ошибкам, а это чревато не только выходом из строя техники, но и гибелью людей.

Оптимальным выходом было бы создание автономных грузовиков, способных работать ровно столько, сколько требуется. При этом отсутствие человеческого фактора сведет риск возникновения фатальной ошибки практически к нулю. В США и западноевропейских странах над разработкой автономных автомобилей занимаются давно. В беспилотные технологии вкладываются огромные деньги, и результат уже начал проклевываться.

В России с этим все гораздо сложнее. Ни одна из отечественных автомобильных компаний не может похвастаться бюджетом, сопоставимым с «золотым фондом» условного американского или европейского концерна. В одиночку российским заводам просто не потянуть разработку беспилотника. Поэтому и решено объединить усилия в рамках «Автонета».

Причем, работа будет вестись по двум направлениям. Во-первых, начнется активная разработка грузовых автономных машин. Во-вторых, не останутся без внимания пассажирские беспилотники.

Основные проблемы

Их, по мнению Сергея Когогина, на сегодняшний день тоже две. Первая — это человеческое восприятие. Хотя в фантастических фильмах и книгах давно пользуются беспилотными транспортными средствами, общественность психологически не готова увидеть на дорогах условные КамАЗы без человека за рулем (не говоря о том, чтобы доверить свою жизнь компьютеру). Даже если на тысячу аварий одна придется на беспилотный автомобиль, это гарантированно вызовет шквал критики.

Вторая проблема — деньги. На разработку и усовершенствование автономных технологий нужно немало средств. Государство разработало «дорожную карту» и определило рамки такого финансирования. Так, в 2017 году «Автонет» — в теории — может получить 3,5 миллиарда рублей. До этого, в прошлом году, на исследования был «забронирован» 1 миллиард, но он так никому и не достался: сказались жесткие условия, на которых предоставляется эта субсидия.

Поэтому пока компании «опыты» оплачивают из своего кармана, надеясь через какое-то время компенсировать затраты. В числе желающих получить поддержку государства — КамАЗ, НАМИ, «Волгабас», «Соллерс», АвтоВАЗ.

А пока бюджетные деньги никому не достались, ассоциация решает стратегически важный вопрос — где возвести полигон для испытания беспилотных автомобилей.

Вариантов тут несколько. Изначально члены ассоциации склонялись к тому, чтобы под эти цели реконструировать Дмитровский полигон. Но потом пришли к выводу, что проще и дешевле простроить трассу «с нуля».

На данный момент одним из самых перспективных вариантов считается возведение полигона в Татарстане. Огромный плюс этого проекта в том, что власти республики готовы бесплатно выделить землю под полигон. Но проект еще находится на стадии рассмотрения, и будет ли утвержден — неизвестно.

Первым делом — грузовики

Почему главная роль досталась именно грузовым беспилотникам, понять несложно. Ведь именно в коммерческих перевозках проще просчитать и убытки, и прибыль.

Когогин сообщил, что первые автономные «КамАЗы» должны увидеть свет уже в 2018 году. А в 2021-м они, по идее, будут оснащены самыми продвинутыми электронными помощниками, которые сильно упростят водительский труд. Правда, о полной автоматизации транспортных средств раньше 2031 года говорить рано. Что касается водителей как профессии, до 2035 года они еще точно будут востребованы.

Но все это — приблизительные расчеты. Сроки могут как резко сократиться, так и существенно возрасти, ведь темп развития технологий предсказать сложно.

А пока будет строиться полигон, первый беспилотный грузовик, когда он официально появится, будут тестироваться на территории «КамАЗа».

Вообще, как показал Московский автосалон, работа над беспилотниками в России идет полным ходом. Там, например, на автосалоне было показано беспилотное маршрутное такси (проект «Шаттл»), созданное специалистами НАМИ. А еще — автономный модульный мини-автобус MatrEshka, способный трансформироваться в грузовичок.

Главным ориентиром в данном направлении служат шведские беспилотные грузовики Volvo, которые уже проходят активное тестирование, а также продукция компании Bosch, которая на выставке коммерческих авто IAA-2016 в Ганновере продемонстрировала свое видение грузовиков к 2026 году.

Словом, отставать от мировых лидеров в разработке беспилотников Россия не намерена. И тот факт, что работу возглавил «КамАЗ», дает хорошие шансы, что результат будет достигнут.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня