Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / На колесах
28 апреля 2017 16:09

Великое московское стояние

Пока жители столицы проводят полдня в пробках, чиновники рапортуют об улучшении ситуации на дорогах

5122

В последнюю неделю апреля Москва встала в пробках (хотя по желанию тут можно подставить практически любую другую неделю). В четверг, 27 апреля заторы в столице достигали 9 из 10 баллов по оценкам сервиса «Яндекс. Пробки». В течение всего дня загруженность дорог превышала норму на 1−2 балла, а к вечеру заторы начали образовываться на два часа раньше обычного — уже к 15:40. В службе отметили, что самая сложная ситуация сложилась в центре города внутри Третьего транспортного кольца, в особенности от Нижегородской улицы до проспекта Мира. Там было зафиксировано рекордное, точнее, антирекордное время проезда — три часа 51 минута. Почти максимально были загружены Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе, участок от Ленинского проспекта до Волоколамского шоссе на внутренней стороне МКАД.

Такую загруженность связали, в первую очередь, с репетицией Парада Победы, из-за которой был перекрыт ряд улиц в центре города. Но проблема в том, что подобная ситуация наблюдается на московских улицах и в другие дни, и даже в «мертвое время», в середине выходных можно часами тащиться по ТТК.

Дорожная ситуация традиционно порождает в соцсетях волну гнева и проклятий в адрес городских властей в целом и дептранса в частности со стороны москвичей, которые из-за пробок вынуждены часами добираться на работу, опаздывать или срывать важные встречи и вообще проводить полжизни, сидя в тесном пространстве своего авто. Естественно, в соцсетях всегда найдутся сторонники руководства города, которые начнут обвинять «зажравшихся москвичей» в том, что они понакупали себе машин, а на метро (велосипедах, самокатах, гироскутерах — выбрать нужное), ездить не хотят.

Читайте также

Отчасти это так, признаем честно. Но «защитники» не учитывают, что обстоятельства у всех бывают разные — кто-то не хочет спускаться в подземку с маленьким ребенком, кто-то везет пожилую мать к врачу, кто-то повредил ногу, кто-то, в конце концов, любит личное пространство и предпочитает пользоваться собственным транспортом. Да, как ни прискорбно, право ездить на своем авто еще никто не отменял, и нигде не сказано, что городские власти должны сделать этот процесс максимально неприятным.

Что касается метро, это, безусловно, прекрасный вид транспорта. Но и в нем случается такой час-пик, что невольно задаешься экзистенциальным вопросом, что лучше — стоять два часа в пробке, но в своем автомобиле, или же доехать за 40 минут, но при этом почувствовать себя сардиной в банке, заполучить отдавленные ноги, парочку синяков, а если повезет, то и трещину в ребрах. К тому же, не все могут похвастать такой роскошью, как проживание возле станции метро. Некоторым до этой земли обетованной нужно добираться все на том же наземном транспорте. В четверг, к примеру, моя знакомая ехала на автобусе от улицы Кубинки до станции метро «Молодежная» ровно час, причем репетиция парада к тому времени уже закончилась.

А между тем, Центр организации дорожного движения правительства Москвы официально сообщает, что это еще не предел, и ситуация может ухудшиться. По словам руководителя ЦОДД Вадима Юрьева пробки в центре столицы могут вырасти до 9−10 баллов (особенно на Тверской, Садовом и Бульварном кольцах) из-за благоустройства улиц, а часы пик могут увеличиться на 1,5 часа. «Протяженность участков, где пройдут работы, внутри ТТК в этом году составит почти 53 километра, что на 40% больше по сравнению с прошлым годом», — сообщил Юрьев на пресс-конференции. Когда же ситуация улучшится? Не раньше, чем к середине июня, да и то не благодаря тому, что ремонт закончится или дептранс придумает хитрый план по борьбе с пробками, а потому, что москвичи традиционно разъедутся кто на дачи, кто в отпуск.

«По наблюдениям „Яндекса“ за прошлые годы пробки в столице подчиняются определенному расписанию, которое не меняется из года в год, — прокомментировал ситуация для „СП“ аналитик сервиса „Яндекс. Пробки“ Леонид Медников. — Уровень пробок достаточно стабильно держится до начала июня и лишь к концу месяца начинается спад». По словам эксперта, только в начале июля многие москвичи видят заметное улучшение на дорогах, и до середины августа становится свободно. Это связано с отпускным сезоном, так как именно в это время большинство жителей столицы выезжают из города, снижается деловая активность и, как следствие, нагрузки на дороги.

«Но к 1 сентября пробки резко возвращаются, как правило, за 1−2 недели. Поэтому очевидно, что наилучшее время для дорожных работ — это июлю и первая половина августа. Крайне важно успеть завершит их до 1 сентября, чтобы вернувшиеся автомобилисты, которые обеспечат рост заторов, не встали в дополнительные пробки, связанные с дорожными работами», — говорит Леонид Медников.

Как сообщают СМИ, масштабный проект благоустройства «Моя улица» первоначально подразумевал реконструкцию почти всех московских улиц (около трех с половиной тысяч). В 2015 году власти привели в порядок 47 улиц, в 2016 году — 59. В 2017 году в программу вошло более 80 городских территорий. Планируется облагородить район строящегося парка «Зарядье», завершить реконструкцию Садового и Бульварного колец и Тверской улицы.

Благоустройство улиц и ремонтные работы — дело нужное и полезное, но разве не входит в обязанности дептранса и городских властей так организовывать этот процесс, чтобы не вызывать Армагеддон на дорогах? Для этого, в частности, и нужны различные службы и департаменты.

«Понимаю, что город надо облагораживать, с большим желанием отстаивал посадку деревьев в центре, не против велодорожек, за то, чтобы по Столице можно было гулять пешком по широким тротуарам, — пишет на своей странице в Facebook известный журналист Андрей Малосолов. —  Вопрос в другом. Я за рулем уже 25 лет. И все это время Москва что-то ремонтирует, достраивает, перекраивает, внедряет, устанавливает, перекапывает, дрючит дорожное полотно. Я когда-нибудь доживу до того времени, когда проеду по родному городу без ада и заторов?»

А дальше упоминает, как перекрывают Автозаводской мост, из-за чего стоит все Третье транспортное кольцо, уже год ремонтируется часть дороги у метро «Рязанский проспект», как не работает развязка у Белорусского вокзала и многое другое, что нельзя дословно процитировать на наших страницах в виду сильных эмоций журналиста и не менее сильной лексики.

Между тем, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов регулярно рапортует о том, как улучшается дорожная ситуация в столице и каких успехов удалось добиться на этом направлении. Так, от него регулярно звучат цифры, что скорость движения по столичным улицам выросла на 12%. Причем не всегда эти цифр сходятся. Например, в конце 2015 года Максим Станиславович заявил, что скорость движения транспорта в Москве увеличилась на 12% за 9 месяцев 2015. А в начале 2016 - что на те же 12% она увеличилась с 2010 года. В общем, годы разные, только магические 12% неизменны.

По данным ЦОДД последнее утверждение верно, правда, в 2010-м этой организации еще не существовало, значит, не существовало и ее статистики. Но в центре говорят, что пользовались данными «Яндекс. Пробки». Сегодня этот сервис, кстати, среднюю скорость движения в городе больше не подсчитывает.

Зато подсчитывают разные международные организации. Например, по версии компании INRIX, которая занимается мировой дорожной статистикой, Москва стала вторым городом мира по времени, которое его жители проводят в пробках. На первом месте — Лос-Анджелес, на третьем — Нью-Йорк (правда, ситуацию в китайских городах служба не мониторит). По статистике INRIX, в год москвичи проводят 91,4 часа в пробках. В Лос-Анджелесе этот показатель составляет 104,1 часа. Но при этом от общего времени вождения жители российской столицы тратят на заторы 30%, а обитатели «города ангелов» — только 13%. Гораздо выше московские показатели не только в пиковое, но и в дневное время — 30% против 12%.

По данным нидерландской компании TomTom, которая занимается поставкой устройств автомобильной GPS-навигации, ситуация в Москве немного лучше. По перегруженности дорог наша столица занимает 13-е место в мире, уступая Мехико, Бангкоку, Стамбулу, Джакарте и другим городам. Лос-Анджелес в этом рейтинге на 12-м месте, а вот Нью-Йорк — только на 49-м. Отдадим должное — TomTom присудил Москве свою награду за парковки.

Тем не менее, очевидно, что платные паркинги, внедрением которых так активно занимается дептранс, проблему пробок не решают, а эвакуаторы по-прежнему используются больше в коммерческих интересах, а не ради общественной пользы. В то же время, перехватывающих парковок у метро катастрофически мало, и для огромного московского трафика имеющихся мест не хватает на порядок.

О московских пробках сказал даже пилот «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, который побывал в столице перед тем, как отправиться на гонку в Сочи. «Три часа после приземления мы ехали из аэропорта в центр Москвы. Пробки в России и, в частности, столице — это просто ужас», — пожаловался он.

Да, пробки — это действительно проблема всех мегаполисов, и зачастую с ними нужно просто смириться. Но никто в здравом уме и не требует, чтобы заторы полностью исчезли с московских дорог, как явление. Просто это не значит, что нужно опустить руки и перестать пытаться решить проблему в принципе. Мы готовы стоять в пробках, но не по четыре же часа.

Нельзя сказать, что ничего хорошего в сфере московского транспорта не делается. Строятся и открываются новые станции метро, заработало Московское центральное кольцо, расширяются улицы в центре города, увеличивается количество пешеходных улиц, появляются пресловутые велодорожки. Все это стильно, модно, молодежно, а в случае с метро и МЦК и реально полезно, вот только дорожную ситуацию, почему-то, никак не улучшает.

Читайте также

Можно, конечно, продолжать валить все на несознательных москвичей, которые, понимаешь ли, «понакупали машин и ездят везде» (произносить это желательно голосом бабушки у подъезда), а также надеяться, что пробки окончательно их доконают, и они массово откажутся от автомобилей и пересядут на «сигвеи». Это гораздо проще, чем выстраивать грамотную транспортную стратегию, планировать и ускорять ремонтные работы и вообще заниматься прямыми своими обязанностями. Однако прошедшие годы показали, что эти надежды городских властей вряд ли оправдаются. Ведь если машины существуют, на них могут ездить не только чиновники дептранса и мэрии, но и простые смертные.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня