Авто / На колесах

Великое московское стояние

Пока жители столицы проводят полдня в пробках, чиновники рапортуют об улучшении ситуации на дорогах

  
5098
Великое московское стояние
Фото: Global Look Press

В последнюю неделю апреля Москва встала в пробках (хотя по желанию тут можно подставить практически любую другую неделю). В четверг, 27 апреля заторы в столице достигали 9 из 10 баллов по оценкам сервиса «Яндекс. Пробки». В течение всего дня загруженность дорог превышала норму на 1−2 балла, а к вечеру заторы начали образовываться на два часа раньше обычного — уже к 15:40. В службе отметили, что самая сложная ситуация сложилась в центре города внутри Третьего транспортного кольца, в особенности от Нижегородской улицы до проспекта Мира. Там было зафиксировано рекордное, точнее, антирекордное время проезда — три часа 51 минута. Почти максимально были загружены Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе, участок от Ленинского проспекта до Волоколамского шоссе на внутренней стороне МКАД.

Такую загруженность связали, в первую очередь, с репетицией Парада Победы, из-за которой был перекрыт ряд улиц в центре города. Но проблема в том, что подобная ситуация наблюдается на московских улицах и в другие дни, и даже в «мертвое время», в середине выходных можно часами тащиться по ТТК.

Дорожная ситуация традиционно порождает в соцсетях волну гнева и проклятий в адрес городских властей в целом и дептранса в частности со стороны москвичей, которые из-за пробок вынуждены часами добираться на работу, опаздывать или срывать важные встречи и вообще проводить полжизни, сидя в тесном пространстве своего авто. Естественно, в соцсетях всегда найдутся сторонники руководства города, которые начнут обвинять «зажравшихся москвичей» в том, что они понакупали себе машин, а на метро (велосипедах, самокатах, гироскутерах — выбрать нужное), ездить не хотят.

Читайте также

Отчасти это так, признаем честно. Но «защитники» не учитывают, что обстоятельства у всех бывают разные — кто-то не хочет спускаться в подземку с маленьким ребенком, кто-то везет пожилую мать к врачу, кто-то повредил ногу, кто-то, в конце концов, любит личное пространство и предпочитает пользоваться собственным транспортом. Да, как ни прискорбно, право ездить на своем авто еще никто не отменял, и нигде не сказано, что городские власти должны сделать этот процесс максимально неприятным.

Что касается метро, это, безусловно, прекрасный вид транспорта. Но и в нем случается такой час-пик, что невольно задаешься экзистенциальным вопросом, что лучше — стоять два часа в пробке, но в своем автомобиле, или же доехать за 40 минут, но при этом почувствовать себя сардиной в банке, заполучить отдавленные ноги, парочку синяков, а если повезет, то и трещину в ребрах. К тому же, не все могут похвастать такой роскошью, как проживание возле станции метро. Некоторым до этой земли обетованной нужно добираться все на том же наземном транспорте. В четверг, к примеру, моя знакомая ехала на автобусе от улицы Кубинки до станции метро «Молодежная» ровно час, причем репетиция парада к тому времени уже закончилась.

А между тем, Центр организации дорожного движения правительства Москвы официально сообщает, что это еще не предел, и ситуация может ухудшиться. По словам руководителя ЦОДД Вадима Юрьева пробки в центре столицы могут вырасти до 9−10 баллов (особенно на Тверской, Садовом и Бульварном кольцах) из-за благоустройства улиц, а часы пик могут увеличиться на 1,5 часа. «Протяженность участков, где пройдут работы, внутри ТТК в этом году составит почти 53 километра, что на 40% больше по сравнению с прошлым годом», — сообщил Юрьев на пресс-конференции. Когда же ситуация улучшится? Не раньше, чем к середине июня, да и то не благодаря тому, что ремонт закончится или дептранс придумает хитрый план по борьбе с пробками, а потому, что москвичи традиционно разъедутся кто на дачи, кто в отпуск.

«По наблюдениям „Яндекса“ за прошлые годы пробки в столице подчиняются определенному расписанию, которое не меняется из года в год, — прокомментировал ситуация для „СП“ аналитик сервиса „Яндекс. Пробки“ Леонид Медников. — Уровень пробок достаточно стабильно держится до начала июня и лишь к концу месяца начинается спад». По словам эксперта, только в начале июля многие москвичи видят заметное улучшение на дорогах, и до середины августа становится свободно. Это связано с отпускным сезоном, так как именно в это время большинство жителей столицы выезжают из города, снижается деловая активность и, как следствие, нагрузки на дороги.

«Но к 1 сентября пробки резко возвращаются, как правило, за 1−2 недели. Поэтому очевидно, что наилучшее время для дорожных работ — это июлю и первая половина августа. Крайне важно успеть завершит их до 1 сентября, чтобы вернувшиеся автомобилисты, которые обеспечат рост заторов, не встали в дополнительные пробки, связанные с дорожными работами», — говорит Леонид Медников.

Как сообщают СМИ, масштабный проект благоустройства «Моя улица» первоначально подразумевал реконструкцию почти всех московских улиц (около трех с половиной тысяч). В 2015 году власти привели в порядок 47 улиц, в 2016 году — 59. В 2017 году в программу вошло более 80 городских территорий. Планируется облагородить район строящегося парка «Зарядье», завершить реконструкцию Садового и Бульварного колец и Тверской улицы.

Благоустройство улиц и ремонтные работы — дело нужное и полезное, но разве не входит в обязанности дептранса и городских властей так организовывать этот процесс, чтобы не вызывать Армагеддон на дорогах? Для этого, в частности, и нужны различные службы и департаменты.

«Понимаю, что город надо облагораживать, с большим желанием отстаивал посадку деревьев в центре, не против велодорожек, за то, чтобы по Столице можно было гулять пешком по широким тротуарам, — пишет на своей странице в Facebook известный журналист Андрей Малосолов. —  Вопрос в другом. Я за рулем уже 25 лет. И все это время Москва что-то ремонтирует, достраивает, перекраивает, внедряет, устанавливает, перекапывает, дрючит дорожное полотно. Я когда-нибудь доживу до того времени, когда проеду по родному городу без ада и заторов?»

А дальше упоминает, как перекрывают Автозаводской мост, из-за чего стоит все Третье транспортное кольцо, уже год ремонтируется часть дороги у метро «Рязанский проспект», как не работает развязка у Белорусского вокзала и многое другое, что нельзя дословно процитировать на наших страницах в виду сильных эмоций журналиста и не менее сильной лексики.

Между тем, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов регулярно рапортует о том, как улучшается дорожная ситуация в столице и каких успехов удалось добиться на этом направлении. Так, от него регулярно звучат цифры, что скорость движения по столичным улицам выросла на 12%. Причем не всегда эти цифр сходятся. Например, в конце 2015 года Максим Станиславович заявил, что скорость движения транспорта в Москве увеличилась на 12% за 9 месяцев 2015. А в начале 2016 - что на те же 12% она увеличилась с 2010 года. В общем, годы разные, только магические 12% неизменны.

По данным ЦОДД последнее утверждение верно, правда, в 2010-м этой организации еще не существовало, значит, не существовало и ее статистики. Но в центре говорят, что пользовались данными «Яндекс. Пробки». Сегодня этот сервис, кстати, среднюю скорость движения в городе больше не подсчитывает.

Зато подсчитывают разные международные организации. Например, по версии компании INRIX, которая занимается мировой дорожной статистикой, Москва стала вторым городом мира по времени, которое его жители проводят в пробках. На первом месте — Лос-Анджелес, на третьем — Нью-Йорк (правда, ситуацию в китайских городах служба не мониторит). По статистике INRIX, в год москвичи проводят 91,4 часа в пробках. В Лос-Анджелесе этот показатель составляет 104,1 часа. Но при этом от общего времени вождения жители российской столицы тратят на заторы 30%, а обитатели «города ангелов» — только 13%. Гораздо выше московские показатели не только в пиковое, но и в дневное время — 30% против 12%.

По данным нидерландской компании TomTom, которая занимается поставкой устройств автомобильной GPS-навигации, ситуация в Москве немного лучше. По перегруженности дорог наша столица занимает 13-е место в мире, уступая Мехико, Бангкоку, Стамбулу, Джакарте и другим городам. Лос-Анджелес в этом рейтинге на 12-м месте, а вот Нью-Йорк — только на 49-м. Отдадим должное — TomTom присудил Москве свою награду за парковки.

Тем не менее, очевидно, что платные паркинги, внедрением которых так активно занимается дептранс, проблему пробок не решают, а эвакуаторы по-прежнему используются больше в коммерческих интересах, а не ради общественной пользы. В то же время, перехватывающих парковок у метро катастрофически мало, и для огромного московского трафика имеющихся мест не хватает на порядок.

О московских пробках сказал даже пилот «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, который побывал в столице перед тем, как отправиться на гонку в Сочи. «Три часа после приземления мы ехали из аэропорта в центр Москвы. Пробки в России и, в частности, столице — это просто ужас», — пожаловался он.

Да, пробки — это действительно проблема всех мегаполисов, и зачастую с ними нужно просто смириться. Но никто в здравом уме и не требует, чтобы заторы полностью исчезли с московских дорог, как явление. Просто это не значит, что нужно опустить руки и перестать пытаться решить проблему в принципе. Мы готовы стоять в пробках, но не по четыре же часа.

Нельзя сказать, что ничего хорошего в сфере московского транспорта не делается. Строятся и открываются новые станции метро, заработало Московское центральное кольцо, расширяются улицы в центре города, увеличивается количество пешеходных улиц, появляются пресловутые велодорожки. Все это стильно, модно, молодежно, а в случае с метро и МЦК и реально полезно, вот только дорожную ситуацию, почему-то, никак не улучшает.

Читайте также

Можно, конечно, продолжать валить все на несознательных москвичей, которые, понимаешь ли, «понакупали машин и ездят везде» (произносить это желательно голосом бабушки у подъезда), а также надеяться, что пробки окончательно их доконают, и они массово откажутся от автомобилей и пересядут на «сигвеи». Это гораздо проще, чем выстраивать грамотную транспортную стратегию, планировать и ускорять ремонтные работы и вообще заниматься прямыми своими обязанностями. Однако прошедшие годы показали, что эти надежды городских властей вряд ли оправдаются. Ведь если машины существуют, на них могут ездить не только чиновники дептранса и мэрии, но и простые смертные.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня