Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Налоги и сборы
3 июня 2017 12:41

Страховщики ОСАГО сами вырыли себе яму

Зачем понадобилось увеличивать территориальные коэффициенты при расчете полиса

13618

Как известно, все автовладельцы, которые приобрели полис ОСАГО до вступления в силу с апреля 2017 года поправок в закон об автостраховании, могут рассчитывать на прежний порядок возмещения ущерба. Любые попытки страховщиков навязать им новые правила работы — прямой повод для обращения в судебные инстанции. На первый взгляд, здесь никаких поводов для беспокойства не наблюдается — в том огромном массиве информации, которые поступает в Центробанк в рамках отчетов страховых компаний о своей деятельности, никакой информации о сознательном или случайном нарушении прав держателей полисов не имеется.

При этом председатель АНО по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александр Коваль отмечает интересный факт: количество жалоб граждан на работу страховщиков и число судебных исков к ним из года в год неуклонно повышается. Из чего напрашивается вполне очевидный вывод: подобных нарушений множество.

— Недавно вышла статистика жалоб за 2016 год. Так вот, по ней на весь финансовый рынок пришлось порядка 100 тысяч обращений, из которых претензии к автостраховщикам составили 78%. Если учесть, какую малую долю на рынке занимает эта ниша, рост получается порядка 50%. Получается интересный парадокс, когда число страховых компаний из года в год уменьшается, а количество жалоб на их работу растет. Почему так происходит, ответа пока нет. Сами страховщики говорят, что это из-за огромного количества так называемых автоюристов.

Читайте также

«СП»: — А можете рассказать подробней, кто это? Откуда они взялись? Какие законодательные просчеты помогают им успешно вести свой бизнес, который просто волной накрыл авторынок?

— Начну, пожалуй, с последнего. Никаких просчетов не было. Появились эти люди с юридическим образованием на рынке 4−5 лет назад, к ним обращались страхователи, которым страховые компании либо не выплачивали денег, либо существенно занижали выплату, либо просто грубо себя вели. И это как раз плюс. Я прекрасно помню, как лет 15 назад страховщики говорили о необходимости повышения финансовой грамотности и культуры населения. Вот, собственно, автоюристы и есть эта самая страховая культура.

И страховщики, и надзор пытаются это замолчать, но давайте вспомним, как все начиналось. Любой бизнес работает по принципу «больше заработать, меньше отдать». И когда на рынке возникли проблемы, в целях экономии отдельные страховые компании (в том числе и крупные) решили занижать выплаты в разы, а также как можно дольше затягивать сроки. А особо «продвинутые» сами же и запустили этот процесс появления автоюристов. То есть пострадавшим они не платили, но тут же сотрудники их собственных юридических служб за гораздо меньшие деньги выкупали у граждан право требования в целях экономии средств. Когда же у игроков на рынке «автогражданки» стали отбирать лицензии, потерявшим работу людям нужно было как-то трудоустраиваться. И, прекрасно зная всю эту «кухню», многие из них подались именно в автоюристы. Этот процесс в последние три года стал лавинообразным, так что автостраховщики стали заявлять об убытках, исчисляемых десятками миллиардов рублей. Правда, на мой взгляд, эти цифры не имеют под собой никаких оснований, но о проблеме теперь во всеуслышание говорят и Центробанк, и правительство, и администрация президента.

«СП»: — Теперь, собственно, о «кухне» страховых компаний. Многих наших читателей волнует вопрос — а по каким критериям компании отбирают станции техобслуживания для ремонта?

— Об этом, по-хорошему, должны бы рассказать сами страховщики. Потому что в законе есть только один критерий — СТО должны находиться не далее чем в 50 километрах от места жительства пострадавшего в ДТП. Но можно представить, чем страховщики руководствуются. Как бизнесмены, с одной стороны, они должны стремятся больше получить и меньше вкладывать, а, с другой стороны, они должны соблюдать требования законодательства. Но при этом еще существуют предусмотренные законом об ОСАГО гарантийные обязательства страховщика по качеству ремонта, так что квалификацию сотрудников сервиса и наличие современного оборудования тоже приходится учитывать.

«СП»: — Еще один вопрос, касающийся нововведений в систему продаж полисов ОСАГО. Теперь автомобилисты могут приобрести их и в электронном виде. Скажите, а кому конкретно он выгоден прежде всего?

— Норма об электронном полисе была в законе и ранее, но это было добровольной мерой. Теперь же она стала обязательной с подачи Центробанка. Потому что в ряде регионов, как раз там, где очень качественно работали автоюристы, в последние 3−4 года стали возникать проблемы с продажами полисов. Там автостраховщики пускались на разные уловки: под надуманными причинами отказывали в продажах, переносили свои офисы в труднодоступные места. Доходило до того, что люди делали по ночам переклички в огромной очереди за полисами, чтобы только их получить. И вот теперь мегарегулятор решил бороться с подобной ситуацией, делая полисы более доступными.

Что касается удобства и выгоды, то тут надо смотреть, что удобнее конкретному автолюбителю. Предположим, мне проще взять бумажную версию. Потому что изменения в закон по ОСАГО вносятся в среднем по 2−3 раза в год, а на сайте об этом ничего не рассказывается. Но в беседе с консультантом я могу все это выяснить, поскольку он обязан мне все рассказать.

«СП»: — А рассматривался ли при введении нормы по обязательной продаже электронного полиса автострахования момент, когда купившего цифровую версию гражданина оштрафуют сотрудники ГИБДД за то, что он не сможет подтвердить факт его наличия в местах с отсутствием доступа к интернету?

— Вы абсолютно правы, таких глухих мест у нас в стране достаточно. И, конечно, затруднения будут. И сотрудник ГИБДД будет прав, выписывая штраф, потому что он не увидит вашего полиса ни в бумажном, ни в электронном виде. Но у вас остается возможность обжаловать его штраф в суде. Других путей решения этой проблемы нет. Когда принимался закон, мы, конечно, об этом говорили. Радует лишь то, что таких зон в стране становится все меньше и меньше, а там, где они есть, все же не очень большое движение.

Но интересно другое. Например, я недавно посмотрел статистику продаж электронных полисов за первый квартал 2017 года и выяснил, что в Москве, где везде есть доступ в интернет, почему-то возможностью приобрести «электронку» воспользовались всего 3 или 4 процента автолюбителей. А вот в Краснодарском крае, Ростове-на-Дону, Волгоградской области эти показатели уже другие, от 40 до 50 процентов.

«СП»: — Кстати, об очередных изменениях в система ОСАГО. Как известно, новые поправки вступили в силу еще в апреле. Зачем спустя немного времени вдруг понадобилось увеличивать коэффициенты при расчете страховой суммы?

 — Вопрос, с одной стороны, простой, а с другой — сложный. Понятно, что во всем есть экономическая составляющая. Суммы выплат потихоньку сравниваются с суммой взносов, прибыли уменьшаются. Количество убыточных с точки зрения страховых компаний растет, если раньше их было 5−6, то теперь уже их 15−25. И страховщики видят решение проблемы не в борьбе за страхователя и лояльном к нему отношении, они здесь ничего не делают.

Проще всего, естественно, поднять тариф. Если раньше это делалось по решению Правительства, то теперь аналогично поступает Центробанк. Но в результате полемики выяснилось, что сам тариф поднять сложновато, поэтому было принято решение увеличить территориальные коэффициенты, особенно в «токсичных», проблемных регионах.

«СП»: — Интересно, а рассматривалась при обсуждении этой новации ситуация, когда автолюбители, сочтя полис ОСАГО слишком дорогим, просто массово откажутся его покупать, предпочтя заплатить «гаишникам» на месте 250 рублей за его отсутствие?

— Вывод абсолютно правильный. Еще с 2015 года начали вести такую статистику, и, по данным Банка России и компаний-страховщиков, сейчас в стране порядка 4−5 миллионов водителей разъезжают без ОСАГО. Поэтому, кстати, страховщики и получили возможность вновь заговорить об убыточности бизнеса. Но, позвольте, если компании не изменят линию своего поведения с клиентами, эта проблема будет нарастать как снежный ком, и изменить эту тенденцию будет уже невозможно, это же очевидно. Конечно, чтобы все перестали приобретать полисы, такого не будет, но тем не менее.

«СП»: — А как вы оцениваете постоянно муссирующуюся тему о привязке стоимости полисов ОСАГО к количеству нарушений ПДД?

— В законе об ОСАГО присутствуют слова о том, что автовладелец должен быть экономически заинтересован в безаварийной езде. И с этой точки зрения идея абсолютно здравая. Но следует, все же, разделять нарушения. Какие-то следует учитывать, а какие-то — нет. Я полагаю, дискуссия по этому поводу будет между специалистами, но, думаю, привязывать к стоимости стоит только те нарушения, которые могут повлечь за собой ДТП. Например, проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной, и так далее. А вот мелкие нарушения типа неправильной парковки, не влекущие за собой ДТП, учитывать, думаю, не стоит.

Читайте также

«СП»: — А что касается превышения скорости, одного из самых распространенных нарушений правил дорожного движения в России?

— Ну, смотря на сколько превысить. Депутаты, полагаю, какой-то критерий все же введут. Но, полагаю, если превышение не выходит за рамки погрешности приборов, где-то 10−15 километров в час, то и учитывать его не нужно. Но здесь последнее слово должно все же остаться за сотрудниками ГИБДД. Потому что мы тут с вами теоретизируем, а им на практике лучше видно, с какой частотой то или иное превышение скорости приводит к аварийным ситуациям на дороге.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня