Авто / Обзор рынка

Франкфурт-2017: Будущее, от которого не по себе

Изучаем главные премьеры автосалона, где традиционно доминируют немцы

  
7174
На фото: международный автосалон во Франкфурте
На фото: международный автосалон во Франкфурте (Фото: DPA/TASS)

Франкфуртский салон в этом году отразил два среза современного автопрома. С одной стороны, идейный застой автопрома классического, с другой — появление «дивного нового мира», который пока выглядит сказкой фантастов.

Кризис жанра

Новый Renault Duster трудно отличить от старого, но еще больше проблем будет с идентификацией нового Porsche Cayenne — интернет пестрит инструкциями, как по форме левого скоса правой противотуманки отличить Cayenne III от Cayenne II. Но если Cayenne, как и подобает премиум-немцу, прошел масштабное техническое омоложение, то Renault (Dacia) провела по большому счету работу над ошибками: платформа «Дастера» прежняя, интерьер современнее, вместо устаревшего гидромеханического автомата — новый «робот» с двойным сцеплением. И все равно сложно отделаться от впечатления, что Duster прошел глубокий рестайлинг.

А посмотрите на новый Skoda Karoq, который сменяет в модельном ряду Yeti, но не тождественен ему: «Карок» крупнее и будет конкурировать с Nissan Qashqai. Но главное не в этом. Если Yeti был все же автомобилем самобытным, его дизайн вызывал споры, его «механика» приводила в восторг, то Karoq — это типичный автомобиль-по-рецепту: внешность с цитатами из более крупного Kodiaq, пропорции типичного кроссовера, универсальная платформа MQB… Все это обещает очень практичный и удобный автомобиль, но что до идейной новизны, то как ее найти в мире, где автомобили собирают из кубиков платформ и силовых агрегатов?

Читайте также

Концерн Volkswagen отчасти реабилитируется благодаря кроссоверу T-Roc, весьма смелому по меркам немецких консерваторов — этакая реинкарнация уходящего VW Scirocco, но в практичном формате. За T-Roc поставим плюсик, потому что молодежные крутобокие автомобили волнуют журналистов всегда.

Границы дозволенного решила раздвинуть BMW, представив кроссовер X7 немыслимых размеров, который должен стать и домом, и офисом сразу для шестерых. Масштаб замысла читается на великолепной решетке радиатора с «ноздрями» такого размера, будто это люки для экстренной эвакуации персонала. Но не спешите стрелять в дизайнера: специалисты по безопасности требуют высокую линию капота, а как тогда скрасить массивность передка? Правильно, оскалом решетки.

Электромобиль Nissan Leaf впервые меняет поколение, и впервые будет представлен в России официально. Внешность автомобиля стала ярче, но не бесспорней, архитектура шасси по большей части все та же, а основной прогресс — это более мощный электромотор (150 л.с. против 109 л.с.) и аккумуляторы емкостью до 60 кВт*ч, что увеличивает пробег на зарядке до 400 км.

Без руля и ДВС

И на фоне этого предсказуемого однообразия встает заря нового мира. Да, футуристические концепты есть на каждом автосалоне, но во Франкфурте они не просто завлекали публику и рассказывали о «дизайнерском языке» будущих моделей — они рассказывали о будущем, как оно есть.

И здесь прослеживается два тренда. Автомобиль будущего имеет электротягу — это раз. И он не имеет водителя — это два. Все еще не верите?

Погорев на дизельном скандале, Volkswagen заложил самый крутой маневр в своей истории и пообещал уже к 2025 году выпускать по 3 млн электромобилей в год. Какими они будут? Например, как Volkswagen I.D. Crozz — электрический кроссовер мощностью 306 л.с. и заявленным пробегом 500 км. Кстати, привыкайте к сочетанию I.D. — так будут обозначаться все электро-фольцы.

У Mercedes бренд для электромобилей называется EQ, у BMW — i. Каждая марка представляет концепты, которые пока далеки от серийного производства, но ближе к нему, чем когда-либо. Mercedes EQ, тоже кроссовер, поступит в продажу примерно через три года — в этот же срок Volvo обещает избавиться от автомобилей с ДВС подчистую.

А фоном звучат все более смелые заявления, например, накануне автосалона Jaguar пообещал уже к 2020 году не выпускать машин, в приводе которых не было бы электромотора. В качестве пруфа англичане выводят на рынок первую модель, которая бывает только электрической — весьма интригующий i-Pace.

Бессмысленно описывать каждый электромобиль Франкфурта — их так много, что можете считать это генеральной линией наступления. В целом мы видим переход от электромобилей первой фазы, способных пройдет на зарядке 160−200 км, к фазе второй, где нормой становятся паспортные пробеги 400−500 км.

Все равно мало? Но здесь на первый план выходит другая тема — автопилот, который избавляет вас от необходимости ездить на дозарядку лично.

Сегодня автопилотируемые машины есть в загашнике почти любого крупного производителя, но достаточно рассказать лишь о двух знаковых концептах.

Audi Aicon не имеет ни руля, ни педалей, и его роскошный четырехместный салон вмещает четырех пассажиров — водителя уволили вместе с его креслом. Пятиметровый электромобиль (куда без этого) выглядит вполне логичным развитием идей люкс-вагенов: в конце концов, ими ведь и управляли «наемники», а значит, ни у кого не возникнет ностальгии по старым добрым временам, когда передачи включились строптивым рычагом с выжимом сцепления. В Audi уверены, что богачи будущего выберут именно автопилот, потому что любая авария, как не крути, имеет примесь человеческого фактора. Машинный же фактор надеются изжить за ближайшие 10−15 лет.

Но что делать простым людям? Им стоит познакомиться со Smart EQ Fortwo, который тоже лишен органов управления и имеет лишь два места, как истинный «смарт». Эта забавная капсула есть нечто большее, чем очередной концепт — это отражение транспортной концепции будущего.

Smart EQ, по сути, не предназначен для частного использования. По замыслу, стаи таких «смартов» под управлением центрального компьютера курсируют по городу, реагируя на вызовы клиентов — этакая смесь такси и кар-шеринга. Они самостоятельно контролируют заряд батарей и ездят на подзарядку, поэтому дальность пробега не является для них сверхкритичной величиной. А оптимизация маршрутов позволяет выжать максимум из каждого километра пробега.

Читайте также

Обе темы — электромобили и автопилот — вызывают скепсис и усмешки. В том числе, потому что обещания прорыва звучат не первый год. Но, может быть, именно сейчас они звучат весомо, потому что впервые автопром слился в едином порыве. Никаких водородомобилей, топливных элементов и машин на навозных лепешках: только электромобили, только нейронные сети.

Страшновато? Есть немного. Но наши дети и внуки будут с удовольствием нажимать кнопку AI, чтобы посидеть лишние полчаса в соцсетях по пути до работы.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня