18+
суббота, 18 ноября
Авто / Эволюция авто

Как элита СССР подсела на V8

Автомобили для руководителей страны, которые не уступали западным аналогам

  
8129
На фото: правительственный автомобиль ЗИЛ-111
На фото: правительственный автомобиль ЗИЛ-111 (Фото: ТАСС)

В СССР много чего не было. Зато если уж «что-то» появлялось, то оно было как минимум не хуже западных аналогов. Яркий тому пример — огромные, солидные автомобили, оснащенные могучими моторами V8.

ЗиЛовская братия

Главным по «большим и черным» автомобилям в Советском Союзе был автозавод имени Лихачева. Настоящим прорывам можно считать ЗиЛ-111, который сменил на боевом посту устаревший морально ЗиС-110. Кстати, силовой агрегат ЗиСа тоже мог похвастать восьмью цилиндрами, только они располагались не под углом, а в ряд.

«Сто одиннадцатый» обзавелся новым 8-цилиндровым силовым агрегатом с рабочим объемом в 6 литров, который выдавал достойные 200 «лошадок» и 442 Нм крутящего момента. Компанию ему составила 2-ступенчатая гидротрансформаторная АКПП.

Этот автомобиль лег в основу еще одной удивительной модели — фаэтону ЗиЛ-111 В. Эту машины принято было считать приемником эпохального кабриолета ЗиС-110 В.

ЗиЛ-111 находился в производстве с 1959 года по 1967. За эти годы было создано более 110 автомобилей в разных вариациях.

Читайте также

Что же касается модели ЗиЛ-114, она, в свою очередь, является наследником «сто одиннадцатого». Автомобиль попал в производство в 1967 году, и продержался до 1978-го. За 11 лет было произведено 113 экземпляров.

На фото: советский автомобиль "ЗИЛ-114" (Фото: Валентин Соболев/ТАСС)

«Сто четырнадцатый» получил карбюраторный мотор V8 с рабочим объемом в 7 литров, мощностью в 300 л.с. и крутящим моментом 560 Нм. В паре с ним работал 3-ступенчатый «автомат».

По поводу появления ЗиЛа-117 существует две версии. Первая — официальная — заключается в том, что на заводе просто решили создать более скоростной, динамичный и маневренный вариант «сто четырнадцатого». Мол, такая машина будет к месту в эскорте сопровождения.

Вторая же версия гласит, что «сто семнадцатого» создали по личному распоряжению генсека Леонида Брежнева. По легенде, он заказал «авто для драйва». Подтверждением этой гипотезы служат воспоминания очевидцев, которые видели, как Брежнев частенько гонял на ЗиЛе-117, находясь именно за рулем.

Этот автомобиль оснащался 7-литровым мотором, выдающим 300 «лошадок». Компанию ему составлял 3-ступенчатый «автомат».

На фото: легковой автомобиль высшего класса «ЗИЛ-117» (Фото: Валентин Соболев/ТАСС)

На основе «сто семнадцатого» также было создано несколько спецверсий. Например, ЗиЛ-117ВЕ — кабриолет с экранированной системой электрооборудования. А модификация 117 В принимала участия в парадах на Красной и Дворцовой площадях.

В производстве седан продержался с 1971 по 1978 годы.

В 1978 году на смену «сто семнадцатому» пришел ЗиЛ-4104. Изначально этот автомобиль представительского класса должен был получить индекс 115. Но в момент его создания в СССР приняли новую систему классификации.

Эта модель получила могучий мотор с рабочим объемом 7,7-литров мощностью в 315 л.с. и 3-ступенчатую АКПП. Автомобиль стал отличной «площадкой для экспериментов» — на его основе было создано 11 различных модификаций.

На фото: легковой автомобиль ЗИЛ-115 (Фото: Валентин Соболев/ТАСС)

Вообще, завод имени Лихачева славился своими «взрослыми» машинами. Кроме моделей, о которых мы уже рассказали, можно вспомнить ЗиЛ-41045 (по сути рестайлинг «ноль четвертого»), ЗиЛ-4102 (создали лишь два опытных образца) и ЗиЛ-112С (к представительским авто он не имел отношения — был спортсменом).

ГАЗовая атака

В создании представительских авто у ЗиЛа почти не было конкурентов. Под «почти» стоит подразумевать стальных монстров, созданных на Горьковском автомобильном заводе. Их творения, надо признать, мало в чем уступали ЗиЛам.

Наверное, самый яркий пример — ГАЗ-13 «Чайка». Этот автомобиль, если можно так выразиться, при жизни перекочевал в когорту легенд советского автопрома. Внешне «Чайка» казалась выходцем из капиталистического Запада — так красиво «нарисовали» ее дизайнеры. В этом автомобиле удалось грамотно соединить все: стиль, роскошь, статусность.

На фото: автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" (Фото: В. Войтенко/ТАСС)

«Тринадцатый» получил 5,5-литровый силовой агрегат, выдававший 195 «лошадок» и 412 Нм крутящего момента. Компанию ему составил 3-ступенчатый «автомат».

Естественно, на базе «Чайки» было создано несколько различных модификаций. Например, ГАЗ-13Д, который отличался силовым агрегатом на 215 л.с. Была и версия с мягким верхом — ГАЗ-13Б.

Полет «Чайка» начала в 1958 году, и закончила спустя 23 года. За это время было выпущено свыше 3 тысяч экземпляров.

В 1977 году было налажено производство преемника — «Чайки» ГАЗ-14. Этот автомобиль выглядел совершенно по-другому. Его облик стал более серьезным и внушающим, но при этом лишился уникальной эстетики.

Читайте также

«Четырнадцатый» получил 5,5-литровый двигатель мощностью в 220 «лошадок» и 3-ступенчатую АКПП. На базе ГАЗа-14 со временем появилось несколько интересных модификаций. Например, модель 14−05, созданная для участия в парадах.

В 1988 году «четырнадцатую» сняли с производства. Всего же было выпущено порядка 1100 автомобилей.

На фото: модель легкового автомобиля ГАЗ-14 "Чайка" (Фото: В.Войтенко/ТАСС)

Отдельно стоит помянуть машины для советских спецслужб. В народе эти транспортные средства прозвали «догонялками». Одной из первых инициацию прошла модель ГАЗ-23. Этот авто получил мотор V8 с рабочим объемом 5,5-литров и мощностью в 195 «лошадок». Чтобы разогнаться до «сотни», «двадцать третьему» требовалось 16 секунд, а максимальная скорость составляла 160 км/ч.

Были и другие интересные «догонялки» с V8: ГАЗ-24−24 (сменила ГАЗ-23) и ГАЗ-3105 (в серию не попал из-за прекращения финансирования).

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня