Авто / На колесах

Пикапы из СССР

Небольшие грузовички, которые потребовались огромной стране

  
3701
На фото: первые два конвейера Горьковского автозавода (ГАЗ), автомобиль ГАЗ-А, 1932 год
На фото: первые два конвейера Горьковского автозавода (ГАЗ), автомобиль ГАЗ-А, 1932 год (Фото: ТАСС)

У пикапов СССР богатая история. Первые грузовички появились еще в довоенные годы, но сегодня в народной памяти осталась лишь продукция ижевского предприятия. А ведь транспортными средствами в таком кузове «баловались» чуть ли все советские автозаводы.

Довоенная эпоха

В 1933 году на базе легковушки ГАЗ-А был создан первый пикап, получивший название ГАЗ-4. Всем известно, что «Ашка» была построена по лицензии Ford Model A Standard Phaeton. А поскольку заокеанский «донор» приступил к производству грузовичков чуть раньше, то в СССР пошли тем же путем. Только, конечно, подогнали автомобиль под местные условия эксплуатации. На руку играло и то обстоятельство, что к безопасности перевозки пассажиров в те времена относились довольно условно. А значит, машина становилась многофункциональной. Отталкиваясь от этой идеи, создатели пристроили в кузове откидные лавочки, на которых могли поместиться шесть человек. Грузоподъемность машины составила 500 килограммов.

Внешне «четверки» представляли собой уменьшенную копию «взрослых» грузовиков АА. И, надо сказать, машины оказались востребованными в народном хозяйстве. На конвейере пикап продержался вплоть до 1937 года, как и его родственник «Ашка». За это время на заводе было собрано около 10 тысяч грузовичков. Результат впечатляющий, учитывая специфику автомобиля.

Читайте также

Как известно, свято место пусто не бывает. В том же 1937 году, взамен «четверке» был собран опытный образец нового пикапа. Его назвали ГАЗ-21. Уже потом, спустя двадцать лет, эти цифры «перебегут» к легендарной «Волге». А в конце 1930-х индекс получил грузовичок повышенной проходимости с колесной формулой 6×4. Но дальше опытного образца дело не пошло. Все-таки трехосный автомобиль выглядел «диковато», поэтому конструкторы сделали ставку на привычную схему с двумя осями и постоянным полным приводом.

После того, как стартовало производство ГАЗ М1, на его базе тоже был создан пикап. Его окрестили ГАЗ М415. Но повторить успех «четверки» ему не удалось. Началась Великая Отечественная война, и стало не до пикапов. К лету 1941 года завод успел выпустить около 5 тысяч таких автомобилей.

После войны

Сразу после победы над Германией в СССР о пикапах особо не вспоминали. Горьковское предприятие создавало либо легковые автомобили, либо полноценные грузовики. Советский народ, которому было не впервой терпеть тяготы и лишения, отреагировал на пустую нишу на автомобильном рынке по-своему. Проще говоря, в пятидесятых годах начало пробиваться кустарное производство грузовичков. Чаще всего гаражные умельцы переделывали сначала «Победу», потом взялись за «Волгу» (ту самую, «двадцать первую»). Еще позже стали попадаться пикапы с «лицами» ГАЗ-24. Горьковское предприятие к переделкам никакого отношения не имело. Этим промышляли либо мастера-одиночки в гаражах, либо авторемонтные предприятия. Что касается ГАЗа, завод вспомнил о пикапах уже в постсоветское время. Но ни «Бурлак», ни «Атаман» до конвейера так и не дошли.

А вот в МЗМА о пикапах задумались сразу после войны. Толчком послужил выпуск Москвичей-400/420. На базе автомобиля было разработано несколько опытных образцов, отличавшихся друг от друга лишь незначительно. Добраться до конвейера ни у одного из прототипов не получилось. Но и бесполезным труд конструкторов назвать нельзя, поскольку эти машины в дальнейшем стали базой для аэродромного пускового аппарата АПА-7.

Как и ГАЗ, «Москвич» вернулся к теме пикапов лишь в 1990-х, когда предприятие уже, можно сказать, билось в агонии. Первым и последним грузовичком стала модель 2335. Вполне достойная, но несвоевременная.

На фото: модель 2335 (Фото: Калачев Сергей/ТАСС)

Легенда из Ижевска и все, все, все…

В отличие от Московского завода, Ижевский тему пикапов начал развивать более активно и настойчиво. Иж-2715, прозванный «каблучком», послужил базой для создания в 1974 году пикапа Иж-27151. Этот автомобиль после модернизации обзавелся добавочным индексом — 011−01. Главное отличие заключалось в откидном заднем борте и открытой грузовой платформе. Эта модель стала настоящим долгожителем. На конвейере она продержалась даже дольше, чем СССР — до 1997 года.

Помимо этой модели в Ижевске выпускали и пикап с удлиненной платформой. Ему дали пафосное имя Elite PickUp по одной причине — машина шла на экспорт в страны Латинской Америки и Финляндию.

В постсоветские времена ижевское предприятие от пикапов не отказалось. На боевом посту заслуженного ветерана сменила «Ода-Версия», она же ИЖ-2717. В основу этого автомобиля лег хэтчбек Иж-2126 «Ода». Модель, конечно, сильно изменили, благодаря чему грузоподъемность пикапа составила 650 килограммов.

На фото: автомобиль "ИЖ-27171" (Фото: Седельников Анатолий/ТАСС)

Пробовали создать пикапы и на ЗАЗе. В начале 1960-х за дело взялись молодые специалисты, решившие превратить «Запорожец» в грузовичок. Так появился проект ЗАЗ-968МП. Любопытно, что создатели оставили мотор сзади, что привело к значительному сокращению грузового отсека — он не отличался от багажника среднестатистической легковушки. Да и вообще, ЗАЗ-968МП не отличался чем-то особенным. У «донора» ЗАЗ-968М «отпилили» заднюю часть крыши, вытащили сидения и заглушили кабину стенкой. Естественно, ни о каком серийном производстве этой модели не могло быть и речи.

В Луцке до пикапов дозрели в 1991 году. На базе «Волыни» был создан ЛуАЗ-13021. И хотя модель получилась неплохой, массовой она так и не стала.

«Засветился» и Волжский завод. На базе «шестерки» был создан пикап «Турист», оснащенный палаткой. Но эта модель тоже застыла в стадии нескольких экземпляров.

Наконец, во времена Советского Союза выпускал пикап Ульяновский завод. Правда, весьма специфичный — аэродромный пусковой электрогидроагрегат УАЗ-915Б. И лишь после развала гигантской страны УАЗ начал работу над созданием «гражданских» грузовичков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня