вторник, 18 декабря
совместно с Жэньминь жибао

Китай выигрывает торговую войну у Трампа

Даже в автомобилестроении Пекин теснит американцев в их собственной стране

  
10282
Китай выигрывает торговую войну у Трампа
Фото: Zuma/TASS

По итогам апреля положительное сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом) КНР в торговле с США составило 22 миллиарда долларов, увеличившись на 44 процента по сравнению с мартом. По многим группам товаров складывается печальная для Соединенных Штатов ситуация. Даже в автомобилестроении у американцев мало поводов для оптимизма.

За примером далеко ходить не надо. Кроссовер «Бюик» модели «Envision» был разработан в техническом центре «Дженерал Моторс» (Детройт). Но вдруг оказалось, что «Envision» производят только в КНР. Американские дилеры марки «Бьюик» не могут понять, каким образом в их модельном ряду образовалась маркетинговая «дыра», в которую тут же влезли пронырливые китайцы.

Сразу же за компактным американским «Бьиком» модели «Encore» следует семиместный большой американский «Enclave». А среднеразмерного автомобиля с двухлитровым двигателем у продавцов из Детройта почему-то не оказалось. Тем временем, на китайском рынке «Envision» — баловень продаж. В позапрошлом году в КНР продали до 270 тысяч таких внедорожников. Вопрос: «А сколько их продали в прошлом году?» вызывает у китайцев чувство жеманной неловкости. Они стараются сменить тему…

Читайте также

На сегодняшний день «Бьюик Envision» — первый автомобиль китайского производства, экспорт которого в США рентабелен. Раньше у массового американского автомобилиста было самое презрительное мнение о «сверкающих, но очень слабых китайских поделках».

Рынок рекламы по-прежнему остаётся во власти старых представлений. Мировые авторейтинги привычно рассказывают об успехах ведущих стран-машиностроителей. Германия выпускает семь миллионов автомобилей в год, Франция — пять. В лидерстве и высоком реноме японцев, американцев, и южнокорейцев даже как-то и сомневаться не приходится. В прошлом году одна только «Дженерал Моторс» продала на территории США три миллиона своих новеньких машин…

Но есть и другая статистика. Её старательно обходят молчанием. Её нарочно не замечают создатели респектабельных рейтингов. Ещё бы!.. Ну, как признать, что промышленность КНР вышла на показатель свыше 20 (!) миллионов автомобилей в год. Абсолютный и небывалый рекорд, начиная с 1895 года, когда Карлу Бенцу удалось выпустить первый в мире серийный автомобиль.

Кстати, мало кто знает, что родина всех автоматических мобильных транспортных средств — как ни странно, Китай. В 1672 году талантливый изобретатель и член иезуитской миссии в Пекине Фердинанд Вербист построил первый в мире автомобиль на паровом ходу. Это был презент, забавная игрушка для манчжурского императора. Паровичок вышел совсем маленьким и не мог взять на борт даже одного пассажира. Но китайцы его запомнили. С тех пор и до сего дня автомобиль по-китайски — «тси че» (паровая телега). Ближайшая техническая аналогия — «хуо че» (огненная телега) — железнодорожный локомотив, паровоз.

Ещё семь лет назад, по данным Министерства общественной безопасности КНР, парк транспортных средств этой страны превысил 100 миллионов авто. Китайцы убедительно обошли знаменитых японцев. В то время там по дорогам бегало 75 миллионов автомобилей. Больше было только у американцев — около 200 миллионов.

К 2020-ому (к третьему году 13-й пятилетки в КНР) азиатский гигант рассчитывает превзойти Америку и увеличить свой автопарк до 250 миллионов единиц техники. И это при том, что покупать автомобиль в личное владение китайцам разрешили только в 2000 году. До этого обзаводиться собственными «колёсами» могли только артели, бригады, предприятия, фирмы и прочие коллективные владельцы.

Китайский массовый автопром начал развиваться в середине 80-х годов прошлого века после подписания 20-летнего контракта на производство в Пекине американского джипа «Чероки». Вскоре немцы из «Фольксваген» наладили в Шанхае выпуск «Сантана». А французы в Гуанчжоу начали делать «Пежо 504». Эти первые совместные предприятия не позволяли китайцам заимствовать иностранные технологии. Сборка шла из импортных «машинокомплектов», а поставки производственного оборудования жёстко ограничивались.

2003-й год стал переломным. На внутренний и внешний рынки вышла национальная компания «BYD» («Build Your Dreams»). В переводе с английского «Строим Вашу Мечту». В основе концепции «Би-Уай-Ди» — два принципа: «Собственная разработка и собственный дизайн». К 2004-ому году производство автомобилей в КНР превысило пять миллионов, а к 2012-ому — уже 14 миллионов…

Читайте также

Позиции автомобильных компаний КНР укрепились настолько, что они принялись скупать обанкротившиеся мировые бренды. В 2010-ом китайская «Джили» купила «Вольво». В 1999 году шведы продали своё национальное достояние американцам концерна «Форд» за шесть с половиной миллиардов долларов. Через 10 лет «Форд» сбыл китайцам «Вольво» за 1,8 миллиарда. То есть продал втрое дешевле, чем купил сам. «Джили» получила не только права на бренд и всё производственное оборудование, но и на интеллектуальную собственность «Вольво», в том числе и на перспективные разработки.

В конце 2011 года шведский «SAAB» остановил конвейер из-за долгов, превышающих два миллиарда долларов. Было объявлено банкротство. Вскоре нашёлся покупатель с неназванными именами совладельцев. Лишь позже выяснилось, что 51 процент таинственной компании «National Electric Vehicle Sweeden» принадлежит китайской корпорации альтернативной энергетики, а 49 процентов — японскому инвестиционному фонду.

Китайский автопром сегодня — это около пяти тысяч заводов. Как и в любом крупном деле неизбежны накладки, а подчас и откровенное жульничество. Некоторые марки, едва появившись, тут же исчезали — «Hafei» «Tianma», «Tianie». Фирмы-выскочки быстро зарабатывали плохую репутацию и тут же забывались, как будто их никогда и не было. И, тем не менее, сегодняшний Китай имеет достаточно ровный ряд известных марок — Geely, Lifan, Great Wall, Chery и другие.

Новости Китая: Новый китайский истребитель поступил на боевую службу


О традициях, инновационных и военных разработках, событиях и жизни в Китае читайте в специальной теме «Свободной Прессы» — Китай сегодня

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня