Авто / На колесах

Беспилотные автомобили: Россия, держись!

В Москве и Татарстане стартует масштабный эксперимент с машинами-роботами

  
1655
На фото: беспилотное такси "Яндекс" на территории инновационного центра "Сколково"
На фото: беспилотное такси «Яндекс» на территории инновационного центра «Сколково» (Фото: Максим Григорьев/ТАСС)

С 1 декабря начинается тестовая эксплуатация беспилотников на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана: в течение трех лет на дороги выйдут сотни роботизированных автомобилей. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Реалистичны ли планы и увидим ли мы настоящие беспилотники на российских дорогах?

В чём суть эксперимента

Пока беспилотники не буду ездить в полностью автономном режиме: за рулём всё равно должен сидеть оператор, который несёт ответственность и берёт управление в сложных условиях. Это нормальная мировая практика.

Эксперимент нужен в первую очередь для разработки законодательной базы, ведь до сих пор совершенно неясно, кто всё-таки несёт ответственность в случае ДТП: производитель или оператор? Какие ситуации наиболее сложны для автопилота? И на какие дороги его можно пустить в первую очередь.

Современные правила дорожного движения в принципе не предполагают, что за рулём автомобиля может находиться не человек.

В идеале, по результатам опыта будут сформулированы требования к беспилотникам, а в нормативы (ПДД, КоАП, УК) внесены необходимые поправки, которые сделают возможным управление в частично или полностью автономном режиме.

Испытание беспилотной техники идут сегодня во многих странах, но российский эксперимент имеет и самоценность: одно дело колесить по чистой Калифорнии, и другое — по зимним дорогам России с плохо видимой разметкой, нелогичными знаками и отчаянными соседями по потоку.

Попахивает фантастикой?

На самом деле, нет. Беспилотные машины уже встречаются на дорогах России, и их полулегальный статус требует определиться, допустим ли автопилот в принципе.

Вообще такие системы принято делить на пять уровней. Первый встречается на многих автомобилях уже сегодня, но возможности его ограничены: электроника может притормозить перед другой машиной или помочь с парковкой, но требует постоянного контроля со стороны водителя. В привычном понимании автопилот начинается с третьего уровня, который допускает полностью автономное вождение в «несложных» условиях — например, по загородной автомагистрали. Автопилот пятого уровня — это уже полностью автономная машина, пользоваться которой можно, как смартфоном: набрал адрес, нажал кнопку, ждёшь результата.

В серийных автомобилях реализованы автопилоты первых двух уровней: например, Skoda Superb или Volvo XC90 способны держать дистанцию до автомобиля впереди, подруливать, тормозить перед препятствиями, «автопилотить» в пробках.

Как это ощущается? Пока двусмысленно. Преодолев начальную скованность, находишь автопилот очень удобным: простые участки загородного шоссе можно проехать, не касаясь педалей и руля. Но эйфория быстро проходит, ведь следить за дорогой нужно всё равно, а, главное, в сложные моменты брать управление на себя. В расслабленном «автопилотном» состоянии делать это порой… просто лень. Поэтому пока проще рулить самому, чем держать руки на руле на всякий случай.

Серийные автопилоты пока выглядят полумерами, которые служат подспорьем для адекватных водителей, но не заменяют их. Ведь и ответственность по-прежнему лежит на человеке за рулем.

Осторожный оптимизм

Из массовых производителей дальше всех продвинулась компания Tesla, но после череды тяжелых аварий ей пришлось признать свой автопилот частичным и потребовать от водителей полного контроля. Самый громкий случай произошёл в США: Tesla Model S налетела на белый автопоезд, который слился со светлым небом, пока водитель читал книгу. При этом автопилот Tesla является без пяти минут автономной системой, которая, к тому же, обменивается информацией по принципу улья: проезжая сложный участок, Tesla вносит в базу данных сведения о его нюансах.

В России развитием автопилота занимается, например, компания «Яндекс», причём дело дошло до испытаний не только на полигоне, но и в реальных условиях: в начале 2018 года состоялись тесты на заснеженных московских улицах, а в июне беспилотный Prius проехал почти 800 км от Москвы до Казани за 11 часов — результат, сопоставимый с реальным водителем, который чтит ПДД.

Интерес «Яндекса», возможно, имеет сугубо практическую подоплёку: заменить проблемных таксистов автоматизированной системой попросту выгодно.

Что интересно, в наших широтах интерес к автопилоту демонстрируют производители тяжелой технике: с ним экспериментировал КамАЗ и БелАЗ. Например, тихоходные карьерные самосвалы выглядят относительно лёгкой «жертвой» для автопилота.

Правда, пока электроника пока не безгрешна, и аварии случают даже при наличии оператора за рулём. Так, в Аризоне автомобиль компании Uber в беспилотном режиме сбил внезапно появившуюся велосипедистку: не среагировала и женщина-оператор за рулем.

Несмотря на проблемы, прогресс уже вряд ли остановить: над автопилотом работает большинство известных марок, и концепт-кары всё чаще представляют без руля и педалей.

Годится ли Россия для автопилота

Странам с развитой дорожной инфраструктурой внедрить автопилотируемые машины на порядок проще, чем в России. Скажем, пока очень мало сведений о том, как ведут себя автономные машины в сильные морозы или в тумане. А ещё — как они решают головоломки российских дорог, объезжают выбоины, интерпретируют действия пешеходов и лосей.

Поэтому, вероятно, первые автономные машины в России появятся на специально одобренных маршрутах. Объектами могут стать такси или общественный транспорт с его относительно предсказуемым графиком движения.

Кстати, идея оснастить автопилотом такси имеет экономическую мотивацию: например, если таксист зарабатывает за смену порядка 2 тысяч рублей, при круглосуточной ежедневной работе нескольких водителей расходы на них превысят миллион рублей, а если платить налоги — то и два миллиона. Это уже близко к цене самого автомобиля, а не только автопилота. К слову, Tesla Model 3 уже сейчас предлагает автопилот в качестве опции за $ 5 тысяч, и в перспективе его цена должна снижаться.

Неверно думать, что для запуска автопилота нужно добиться его полной безаварийности. В конце концов, аварии совершают и живые водители. Общество признает автопилот целесообразным, когда удельное число жертв автономных аварий станет существенно меньше обычных. А в России, например, в год гибнет под 20 тысяч человек не считая тех, кто стал калекой. Поэтому относительно среднего водителя у автопилота есть неплохие шансы блеснуть мастерством и аккуратностью.

Современная инфраструктура рассчитана на обычные автомобили, и для автопилота это не очень удобно. Но представьте, что автопилот уповает не только на классическое «зрение»: он может получать информацию о сигналах светофора на всём пути следования из единой базы данных, обмениваться с другими машинами (технология V2V) и считывать ограничения скорости по радиометкам, а не знакам.

Даже нынешние, относительно примитивные автопилоты, способы объехать сугроб и вписаться в ряд неровно запаркованных машин. Наибольшей сложностью является разнообразие нештатных ситуаций, но испытания беспилотников и нужны для того, чтобы научить их справляться с большинство сюрпризов.

Скорее всего, в России автопилот появится с запозданием, но мечты о нём отнюдь не утопичны. И чтобы это понять, достаточно сесть за руль автомобиля с активным круиз-контролем, который в точности повторяет разгоны и торможения машины впереди. И когда пройдет первое оцепенение, возникнет вопрос: и как мы раньше ездили «врукопашную»?

Автопилот проникнет в нашу жизнь незаметно: сначала мы доверим ему управление в пробках, при парковке, на автомагистралях, а потом откажемся от руля вообще. Возможно, уже для наших детей вождение машины станет анахронизмом, вроде умения ездить в седле.

Автоновости: Шесть моделей Nissan попали под отзыв в России

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня