14 декабря автовладельцы и бизнесмены, связанные с торговлей иномарками, планируют Общероссийскую акцию протеста против повышения таможенных пошлин, санкционированное премьер-министром страны.
Зачинщик, как всегда Владивосток. Но там местные власти не разрешили проводить демонстрацию — проезд колонны по улицам с последующим сбором на центральной площади города, поэтому организаторы призывают всех собраться на пикет и поставить свою подпись под обращением в правительство РФ. Сбор подписей будет организован в районе мемориальной подводной лодке «С-56» на Корабельной набережной.
…Правительство РФ повысило импортные пошлины на автомобили иностранного производства, срок эксплуатации которых превышает 5 лет, сообщает сегодня правительственная пресс-служба. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и будет действовать в течение 9 месяцев.
Абсолютный размер ставки в зависимости от объема двигателя составит на легковые автомобили — от 2,5 до 5,8 евро за 1 кубический см; на грузовые автомобили — от 2 до 4,4 евро за 1 кубический см; на автобусы — 3 евро за кубический см.
Также признано целесообразным установить таможенную ставку, применяемую при импорте в Россию легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 1 до 3 лет, на уровне 30% при одновременном пропорциональном увеличении евросоставляющей. Аналогичные размеры ставок вводятся на легковые автомобили со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет.
В отношении автобусов со сроком эксплуатации не более 5 лет новые ставки пошлин составят: 0% на автобусы с экологическим классом не ниже Euro-4 и 25% на автобусы класса ниже Euro-4.
Региональные власти Приморья, которые сами поголовно ездят на автомашинах с правым рулем, к предложению о повышении пошлин отнеслись неоднозначно. «Поспешным» в условиях нынешних финансовых трудностей считает повышение таможенных сборов на закупку автомобилей разного срока давности спикер Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков:
— От этого решения можно было бы воздержаться. Я понимаю тех, кто разрабатывает подобные решения — они хотят, таким образом, пополнить доходную часть бюджета. А мы смотрим на этот вопрос с точки зрения населения проживающего здесь. Это источник существования значительной части дальневосточников. Я считаю, нет оснований без нужды создавать людям более сложные условия жизни и обижать их, — считает спикер.
Лидер Общества защиты автомобилистов Приморья, единоросс, депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь подчеркивает, что «только во Владивостоке около 100 тысяч человек в той или иной мере заняты в автомобильном бизнесе. От фактического запрета конструкторов, вызванного вступлением в силу постановления премьер-министра, без работы остались около 15 тысяч человек».
Неоднократно политики и экономисты разного ранга заявляли — прежде чем принимать меры, которые ударят по автобизнесу на Дальнем Востоке, нужно обеспечить людей рабочими местами. Сейчас, когда из-за финансового кризиса во многих компаниях и предприятиях начинают активно экономить — сокращают штаты, вводят сокращенный рабочий день, проблема безработицы становится еще острее. Статистика говорит, что на территории Приморского края зарегистрировано менее 64 тысяч предприятий различных форм собственности и более 50 тысяч индивидуальных предпринимателей. Среди них 64 процента опрошенных заявили основным видом деятельности работу с автомобилями.
Кроме того, по мнению экономистов, доходы федерального бюджета от Дальнего Востока могут значительно упасть.
— Надо показать, что приток денег в регион, который составляется из налоговых поступлений и таможенных пошлин, резко сократится, - считает кандидат экономических наук Роман Луговой.
Вне всякого сомнения, можно ожидать, что повышение пошлин вызовет новую волну акций протеста автомобилистов. В этом противостоянии важную роль сыграет население Дальнего Востока и Сибири, которое почти сплошь ездит на иномарках. В настоящее время автопроизводители России не в состоянии предложить адекватную замену японским подержанным машинам - ни по цене, ни по качеству, ни по количеству. Однако начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко, комментируя повышения пошлин, заявил следующее: «Не накопили вы на автомобиль, извините, катайтесь пока на велосипеде».
Участники протестной акции намерены предложить президенту России подписать Указ, который в качестве поддержки отечественного автопрома и экономии бюджетных средств в условиях кризиса пересадит весь чиновничий аппарат на «жигули» и автомобили иных проблемных российских заводов. Автомобилисты также намерены обратиться в прокуратуру с требованием проверить законность решения о повышении пошлин, в том числе соответствие нормам антимонопольного законодательства. Будет направлен запрос депутатам Госдумы от Приморья, с вопросом — что лично они предприняли, чтобы защитить своих избирателей.
Кстати, подержанных автомобилей в 2008 году по прогнозам будет продано около 350 тысяч. С повышением пошлин уже в 2009 году этот рынок сузится до 210 -250 тысяч в год.
Владивосток
А в это время
Впервые с 2004 года продажи новых иномарок в России упали, — пишет сегодня газета «Коммерсантъ». Снижение в ноябре составило 15% против роста на 9% в октябре. В первой десятке самых популярных марок рост показала только Toyota. Участники рынка констатируют, что недооценивали глубины кризиса на нем. По мнению экспертов и дилеров, успешным ноябрь оказался для тех автоконцернов, которые предлагали покупателям скидки и спецпрограммы.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продаже новых иномарок за январь-ноябрь. Они составили 1,92 млн. штук, увеличившись на 31%. Тройка лидеров АЕБ осталась прежней: Chevrolet (215,5 тыс., рост на 27%), Hyundai (183 тыс., 41%) и Toyota (176,2 тыс., 33%). Самым продаваемым автомобилем остался Ford Focus (83,3 тыс., падение продаж 5%). Однако данные за ноябрь оказались провальными. В этом месяце продажи новых иномарок упали сразу на 15% - до 136,6 тыс. штук. Такого падения не было ни разу за «всю историю опубликования отчетов» о продаже новых иномарок, отметили в АЕБ (ассоциация готовит их с 2004 года).
Пока прогнозов на 2009 год никто не делает. Эксперты допускают, что впервые за последние несколько лет рынок новых иномарок может столкнуться с падением в пределах от 7 до 20%.
Маркетинг от «Свободной прессы»
Тебе, дорогой читатель «СП», решать — купить автомобиль сегодня или еще пару месяцев подождать в надежде, что к весне цены упадут еще. Мы же, в свою очередь попробовали выяснить — что и почем продается в эти дни в Москве в разных ценовых диапазонах. Итак…
150 000 — 200 000 рублей
В этом ценовом секторе из новых машин можно купить разве что вазовские «Жигули» — пятой модели или седьмой (см. выше). А вот из подержанных уже есть что посмотреть.
Например, четырехлетнюю Дэо Нексию с пробегом в 24 тысячи км в довольно неплохой комплектации — с сигнализацией, иммобилайзером, магнитолой, полным электропакетом и даже с корректором фар. Цена 145 тысяч рублей.
А добавив еще тысяч сорок, вы купите двухлетний ВАЗ 2112.
По этой же цене предлагают и Тойоту Короллу, но уже девятилетнюю с пробегом 140 тысяч км.
200 000 — 300 000 рублей
Тут попадаются трехлетние Нисаны Акцент за 255 тысяч и пятилетние КИА РИО на автомате — за 250.
Видел я и малютку Шевроле Спарк за 217 тысяч рублей с механической коробкой и пробегом 19 тысяч км.
275 тысяч просят за пятилетний Опель Астра, правда, с приличным пробегом — далеко за 100 тысяч и за четырехлетнюю Корсу с пробегом в три раза меньшим и на автомате.
Из новых (если не брать во внимание китайские Чери), можно посмотреть разве что Фиат Панду — микролитражку с объемом двигателя 1,1 л и в абсолютно пустой комплектации. Цена конца ноября 271 тысяча рублей. Еще месяц назад за эту машинюшку просили на 35 тысяч больше. Ну и некоторые из вазовских моделей.
300000 — 400 000 рублей
330−340 тысяч рублей — Хундай Элантра. Новая, но совершенно пустая.
За те же деньги без очереди можно прикупить Элантру трехлетнюю, но уже в полной комплектации — с ABS, двумя айрбэгами, кондиционером, сигнализацией, иммобилайзером, CD-проигрывателем, электрическим приводом и обогревом зеркал, бортовым компьютером и подогреваемыми сиденьями. Или же трехлетний Ситроен С3.
А ближе в 400 тысячам идут исключительно свежие Форды, включая двухлитровый Фокус и практически новый Фьюжн — 2007 год выпуска, с автоматической коробкой и пробегом 12 тысяч км.
400 000 — 500 000 рублей
В этом ценовом диапазоне ваш выбор, как выражаются рекламщики, ограничен лишь вашей фантазией. Например, за 430 тысяч продается практически новая Тойота Ярис на автомате и в полной комплектации, а также двухлетние Опель Астры, Нисан Ноуты и Фольксваген Пассаты — все с автоматической коробкой передач и с приличным набором опций.
Из новых машин выбор тоже достаточно велик. Например, КИА Сид с двигателем 1,6 л с системой электронного распределения тормозных усилий, управлением магнитолой на руле и резиной Michelin (477 тысяч рублей).
Из отечественных уже доступен вседорожник УАЗ Патриот в комплектации «комфорт» (420 тысяч рублей)…
Эти записки можно продолжать бесконечно, поскольку машин много, а покупателей мало.
На Мытищинском у одиночек то же самое стоит процентов на 25 дешевле. Но риск напороться на мошенников на столько же выше.