Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Обзор рынка
26 июня 2019 08:00

Новейшие автоприблуды против здравого смысла

В современных машинах слишком много ненужной электроники

8914

Когда я учился в школе, то часто задавал учителям вопрос: «где мне это пригодится?» Теперь я вырос и эти же вопросы задают мне другие дети. «Где я буду складывать дроби?», «Зачем мне знать, как работает двигатель внутреннего сгорания?», «Где в жизни мне пригодится умение отличать иван-чай от анютиных глазок?»

Электронный прогресс

Обычно я отвечаю: «Нигде». Я убежден, что математика, физика и другие науки, а также музыка, живопись, писательство и даже кулинария — это не истина в первой инстанции, это всего лишь попытка человечества понять мир и его устройство.

Все эти логарифмы и дискриминанты не пригодятся в жизни современного человека, но это нужно для того, чтобы не разучиться думать, решать, понимать и находить решения.

Когда я учился в школе, у нас не было предмета «каллиграфия», поэтому я не умею писать готическим и старославянским шрифтом. Сегодняшние дети не знают, что такое промокашка и вообще очень коряво пишут от руки, но зато они отродясь инстинктивно понимают, как пользоваться планшетом и смартфоном. Они мигом разбираются в меню телевизора и подключаются к Wi-Fi. У моих родителей на это уходят месяцы.

Как бы то ни было, я веду к тому, что моим детям уже не обязательно знать, что такое магнитная лента и паровой двигатель, потому что они этим не пользуются. Им важно знать всё про биты и микропроцессоры.

Читайте также
Лето-2019: Почему на Кисловодск тратят миллиарды, а получается так убого Отечественные курорты вводят разные сборы, но пока способны только отпугивать туристов

Наши прадеды учили латынь, родители — немецкий, мы — английский, а сегодня надо учить Java и C++, если вы понимаете о чём я. Всё это прекрасно, я за прогресс, каким бы электронным он ни был. Но прогресс только ради прогресса мне кажется не слишком крутой штукой.

И тут я должен перейти к разговору о машинах, потому что у меня начинает складываться впечатление, что все немного усложняется. Электроника начинает не упрощать, а усложнять нашу жизнь.

Ненужные сложности

Взять, например, клаксон. Крутая штука: нажал на резиновую грушу — из рожка раздался громкий звук. Но пришел прогресс и на смену элементарнейшему прибору, работавшему без электричества, пришел электромагнит, мембрана, прерыватель, токосъемники, провода, кнопки.

Та же история с древним реле-прерывателем поворотников. Нихромовая ниточка, резистор и электромагнит. Ниточка нагревалась и остывала, цепь замыкалась и размыкалась, лампочка включалась и выключалась. Куда уж проще? К тому же всё это хозяйство щелкало, и водитель понимал: включен поворотник или выключен.

Но недавним подросткам это не понравилось, они решили, что электроника круче, добавили транзисторов и сделали всё бесконтактным. Сделали и сделали. Шут с ними. Но из-за того, что все стало бесконтактным, пропал характерный звук. Пришлось делать ещё одну электронную приблуду — пищалку, чтобы водитель не забывал выключать мигалки. Ради чего, спрашивается, огород городили?

Дальше больше. Светодиоды. Они экономичнее и долговечнее (по крайней мере, в теории), но блокам управления фарами в дорогих иномарках теперь нужно охлаждение. Другая проблема — сами светодиоды почти не выделяют тепло, поэтому зимой в снегопад на фарах и задних фонарях образуется корка льда из снега, которая не тает, и машина становится невидимкой — нужен дополнительный подогрев стекла фары. С обычными лампочками накаливания такого не было.

Ручник. Чем не угодил тросиковый привод на задние колеса? У вас могут отказать тормоза, но с помощью ручника по-прежнему можно будет остановиться. Можно было дернуть ручник, чтобы вызвать занос или развернуться на месте. С электронным эти фокусы не пройдут.

Читайте также
ПАСЕ: Деньги российских стариков победили украинскую истерику Восстановление прав российской делегации в ПАСЕ ничего не изменит, кроме новых затрат на устаревший орган

Дошло до того, что подвеску теперь настраивают не инженеры, а программисты. Есть машины, в которых нет механической связи между рулём и колёсами (привет, Infiniti Q50).

Жизнь, подвешенная за провода

Не хочу показаться старпером, но по-моему это уже перебор. Я не хочу, чтобы моя жизнь в повороте зависела от проводов. Провода, как и электроника в целом, не очень-то надежная вещь, как показывает практика. Провода могут сгнить, их может закоротить, их могут сгрызть крысы. Электронные панели, виртуальные приборные доски — это выглядит круто и по-современному, но через некоторое время — хочется на это надеяться — люди поймут, что механика, которая работает без магии электричества, круче и надежнее.

Видите ли, в чем дело: мне достались по наследству часы моего прапрадеда. И они ходят, хотя в них нет аккумулятора. А у моей жены есть музыкальная шкатулка, в которой никогда не меняли батарейки, потому что их там нет. Но я не уверен, что iWatch доживут до моих праправнуков, а музыкальная игрушка моей дочери не заглючит завтра из-за перегоревшей платы, которую нельзя починить.

А ещё печальнее, что, должно быть, если часы прапрадеда все-таки сломаются, через 50 лет их некому будет починить, потому что механика будет забыта так же, как сегодня забыта латынь.

Новости мира: Эксперты составили рейтинг самых надежных в мире автомобилей

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня