Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Экономический кризис
15 февраля 2023 16:03

Кому мы платим на автозаправке?

Топливо в России — одно из самых дорогих в мире, и его цена ничем не оправдана

11580
Кому мы платим на автозаправке?
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Российские чиновники внезапно начали распинаться на тему доступности топлива в нашей стране. К чему бы это? Вроде как цены на АЗС сильно не растут, народ особо громко не ропщет. Однако проблемы назревают. Так, сельхозпроизводители намерены потребовать полной отмены акцизов на ГСМ. Пока о каких-то угрозах со стороны крестьян нет и речи, но именно что пока… Бензин и солярка в нашей стране, на самом деле, очень дороги, и этот фактор очень сильно сдерживает развитие экономики.

«Стоимость бензина в России в настоящее время вдвое ниже, чем в среднем в европейских странах. Внутренний рынок нефтепродуктов в течение всего 2022 года был надежно обеспечен топливом. Динамика цен уверенно держалась ниже уровня инфляции. Такой результат при стремительных изменениях мировых цен на нефть в первую очередь достигается за счет демпферного механизма, который способствует обеспечению достаточной доходности бизнеса при сдерживании розничной стоимости топлива на АЗС», — говорит вице-премьер Александр Новак.

Собственно, с ценами разберёмся потом, гораздо интересней иное — с чего это вдруг чиновник начал подобную пропаганду? Вроде как бензин и дизтопливо сильно не дорожают, более того, в стране явный избыток нефтепродуктов — на их импорт из России наложено эмбарго.

Однако на днях в очередной раз была поднята тема акцизов на дизтопливо для села.

Читайте также
Курс рубля не выдержал дефицита Курс рубля не выдержал дефицита Накопившиеся проблемы в экономике могут отправить «деревянный» в крутое пике уже весной

«Цены на ГСМ в том году были достаточно стабильными, к концу года стали даже меньше в некоторых регионах. Но мы не знаем, какой в этом году будет цена, поэтому предлагаем убрать акцизный сбор на дизтопливо для аграриев — трактора и комбайны не ездят по федеральным трассам. Это справедливое требование, будем добиваться его решения на госуровне», — сообщил президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников.

На ГСМ у аграриев приходится до 20% себестоимости продукции, и от цены на топливо, по сути, зависит сама жизнедеятельность многих хозяйств. Ставка акциза на дизельное топливо на 2023 год — 9938 рублей за тонну. В тонне солярки 1300 литров, то есть акциз даёт рост стоимости на 7,64 рубля. Очень прилично — более 10%.

Поддержка селу сейчас очень нужна, там проблем — выше крыши. Растут цены на семенной материал (импорт), на запчасти (тоже привозные), да ещё и погода не радует — есть оценки, что в этом году мы потеряем 9−10% озимых. Поэтому отмена акциза очень поддержит крестьян.

Уже придумали и как решить проблему попадания «аграрной» солярки в баки иных транспортных средств.

«Инициатива об отмене акциза на дизтопливо для аграриев звучит уже минимум 15−20 лет. Предложение правильное — это хороший и достойный метод поддержки. Причем он может быть реализован достаточно просто: добавить краситель в топливо для сельхозорганизаций, и если на каком-нибудь грузовике не у сельхозпроизводителя найдут это топливо, то штраф должен быть на уровне стоимости этого грузовика. Никто в таком случае рисковать не будет», — считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут

Однако подобные предложения очень сильно пугают власти, так как присоединиться к подобным «льготам» захотят многие. Недорогое дизтопливо нужно перевозчикам, строителям, да и коммунальным службам тоже. Народу оно тоже не помешает, равно как и бензин по более низким ценам.

Тот же Александр Новак неоднократно говорил, что себестоимость добычи барреля нефти в России — около $10. Почему в валюте? Кто же его знает, чиновники вообще в рублях считают плохо… Но независимые аналитики, включая международных, говорят о той же цифре. Положим, это 700 рублей. Из барреля нефти получается около 100 литров бензина и 30 литров солярки. Плюс ещё авиационный керосин (около 25 литров), мазут, всякий разный газ и прочее нужное сырьё. Условно говоря, себестоимость бензина — около 6 рублей за литр, а солярка и вовсе побочный продукт, почти отходы. Она, считай, бесплатная. Хотя на АЗС — дороже 95-го.

«Себестоимость производства дизельного топлива значительно ниже, нежели бензина. И раньше оно стоило дешевле. Но вам же продают товар, который имеет некие потребительские свойства», — объясняет доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Леонид Багдасаров.

Бензин ещё нужно получить, то есть переработать нефть. Вместе с затратами на это его стоимость поднимется где-то до 7−8 рублей, не больше. Солярку можно продавать рубля по два, а то и меньше.

Фантастика? Отнюдь. Например, в Иране, по данным Globalpetrolprices в пересчёте на российскую валюту литр бензина стоит 3,7 рубля. Солярка там же — 75 копеек за литр. У персов себестоимость добычи меньше, около $5−7 за баррель, всё примерно так и получается. Правда, без «накрутки» — нефтегазовая отрасль там государственная и работает на благо всей страны.

На кого работает эта отрасль у нас, известно всем. Но платим-то мы. 50-литровый бак 92-го бензина стоит около 2500 рублей, то есть 10−12% от средней по стране месячной зарплаты, которая составляет 20−25 тысяч рублей. Такой же бак солярки — еще дороже, 12−15% в зависимости от региона (местами цены на дизтопливо доходят до 70 рублей и выше).

В Германии средняя зарплата «нетто» в 2700 евро, тот же бак бензина при его цене 1,78 евро за литр обойдётся в 90 евро. Вроде как дорого. Однако это всего 3,3% от получки. Дизтопливо чуть дешевле, но именно что чуть — 1,76 евро. Всю нефть и нефтепродукты немцы покупают, собственная добыча ничтожна.

Американцы в среднем зарабатывают около $3000 в месяц после уплаты налогов, сейчас там цены такие: 50 литров Regular (аналог нашего 92-го) — 50 долларов. Или 1,5% зарплаты. Солярка дороже, уже $1,2 за литр. Но в частном пользовании дизельных авто немного, да и всё равно недорого. Бизнес тоже не особо возмущается. 50% нефти и нефтепродуктов США импортируют.

Поляки зарабатывают в среднем порядка 4900 злотых в месяц, чистыми, на руки. Бензин — 6,7 злотых, солярка — 7,6 злотых. То есть 50-литровый бак — это 6,8% процентов от зарплаты «в бензине» или 7,7% «в дизеле». Всю нефть и нефтепродукты поляки завозят извне.

Читайте также
У колбасы - шкурный вопрос. Или не у колбасы? У колбасы — шкурный вопрос. Или не у колбасы? Производители пугают народ и власти ростом цен на колбасные изделия

У КНР зарабатывают 6000 юаней в месяц, минус 10% налог для доходов подобного уровня. То есть 5400 юаней на руки. Бензин — по 8 юаней за литр, бак — 400 юаней или 7% от зарплаты. Всё топливо привозное.

Японцы получают в среднем 300 тысяч иен в месяц, это чистыми, бензин — по 165 иен, бак соответственно 2,7% от зарплаты. Как несложно догадаться, свой нефти у Страны восходящего солнца нет.

В Иране средний доход — около 19 млн. риалов, тоже чистыми. 50-литровый бак бензина — всего 0,5% от зарплаты! Солярку предлагается посчитать самостоятельно, это сущие копейки. Нефть своя, нефтепродукты, понятное дело, тоже. Страна активно развивается.

И вот тут возникает резонный вопрос — почему даже в тех странах, которые покупают нефть, ГСМ стоит дешевле, чем в России, в которой топлива просто залейся? Ведь тот же Иран продаёт нефть за границу по «мировым» ценам, а граждане страны получают топливо по себестоимости. И такая ситуация не только в этой стране. Кувейт, Венесуэла, Ирак, Саудовская Аравия…

«Необходимо национализировать топливно-сырьевой сектор и другие стратегические отрасли российской экономики, чтобы наши национальные богатства работали не на карман олигархов, а на благо всего народа. Ввести жесткое регулирование внешней торговли в интересах российского потребителя. До сих пор власть на эти предложения должным образом не реагировала. Но дальше отмалчиваться нельзя», — говорит координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня