Авто

Tоп-менеджеры «АвтоВАЗа» получили 118,618 млн. рублей

А завод погряз в миллиардных долгах и опять обратился за госпомощью

  
4

Согласно квартальному отчету ОАО «АвтоВАЗ» выплатило членам правления и совета директоров компании 118 млн. 618 тысяч по итогам 2008 года. При этом члены правления получили 68 млн. 259 тыс рублей, а члены совета директоров — 50 млн 359 тыс рублей.

В то же время за автогигантом остается задолженность поставщикам комплектующих деталей 15 млрд. рублей. В мае «АвтоВАЗу» предстоит, как следует из отчетности завода, оферта по облигациям на 5 млрд рублей, в июня — погашение биржевых облигаций на сумму в 3 млрд рублей и закрытие кредита Сбербанка в сумме 5 млрд рублей.

В этой ситуации «АвтоВАЗ» обратился за помощью к государству. Изначально вазовское руководство рассчитывало на сумму в 26 млрд рублей, но потом вынуждено было умерить аппетит, и попросило у правительства госгарантии по кредитам только на 10 млрд рублей. Дело в том, что кроме «АвтоВАЗ» с такими же заявками в правительство обратились еще три представителя автопрома: «ГАЗ"10 млрд рублей, «Камаз» — 4,5 млрд рублей и «Соллерс» — 5 млрд рублей. Всего же государство готово выделить российскому автопрому помощь в сумме 35 млрд рублей, поэтому госчиновники решили ограничить размер каждого займа до 10 млрд рублей.

Вчера на заседании рабочей группы в Минпромторге заявка «АвтоВАЗа» была рассмотрена, но окончательного одобрения не получено. Автоконцерн должен предоставить подтверждения банков о готовности выдать кредиты на 20 млрд рублей — госгарантии покрывают не более половины обязательств. Кроме этого «АвтоВАЗ» должен будет предоставить подробный бизнес план на рассмотрение антикризисной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. И только после этого, возможно, получит одобрение на госгарантии.

Как считают в Ассоциации российских банков (АРС), банкиры сейчас «не слишком расположены к выдаче крупных кредитов „АвтоВАЗу“, но, тем не менее, они пойдут на это, поскольку это соответствует стратегической линии правительства России по поддержке отечественного автопрома».

«АвтоВАЗ» простоял весь январь, а продажа его продукции упала на 40% - до 29 100 автомобилей. Прежний прогноз главы автоконцерна Бориса Алешина — продажа в феврале и в марте по 45 тысяч автомобилей, скорее всего, не оправдается. Эксперты предрекают февральский максимум вазовских продаж в пределах 30−35 тысяч автомобилей.

Но, как известно, российское правительство не давало и не даст пропасть «флагману» российского автопрома, да и весь отечественный автопром в целом. И в этом есть своя логика.

В США автомобилестроение тоже оказалось не конкурентоспособным — явно проигрывает японцам и немцам. Если американский автопром рухнет, то это повлечет за весьма заметные структурные изменения в экономике. Придется чем-то заменить выпавшую отрасль промышленности. Но США и не собираются так просто отказаться от своего автопрома, хотя он находится в таком положении, что только мощные правительственные вливания могут его спасти от краха: продажи автомобилей стремительно падают, а долги продолжают расти, давно уже перейдя критическую отметку. Объем продаж GM в мире за прошлый год снизился на 10,8% - до 8,36 млн автомобилей, при этом в Северной Америке продажи сократились на 21,1%. В конце 2008 года корпорация объявила о временном закрытии 20 заводов в США и Канаде из-за значительно уменьшившегося спроса на ее продукцию. Компания General Motors уже заявила, что намерена избавиться от европейских марок, а также закрыть несколько заводов в Европе.

Так, завод в германском Айзенахе будет продан. Планирует продать или закрыть заводы SAAB в Тролльхаатене (Швеция), Opel в Антеверпене (Бельгия) и Бохуме (Германия). В будущем корпорация будет представлена на рынке только брендами Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC.

Президент США Барак Обама создал рабочую группу по реформированию американской автомобилестроительной промышленности. 16 февраля на заседании этой специальной комиссии General Motors, Chrysler, и Ford отчитались об освоении первого транша выделенного на поддержку отрасли еще в конце прошлого года. Тогда американский автопром получил около 13 млрд долларов. По итогам нынешних слушаний GM получил 4 млрд долларов, решение о помощи другим компаниям будет принято позже. Но они непременно получат госпомощь — это служит не только интересам владельцев автоконцернов, но и работающих на этих предприятиях американцев. «Нам в этой стране нужна автомобильная промышленность, от которой зависят миллионы жизней. Мы реально заинтересованы в выживании индустрии, однако это потребует крупнейшей реструктуризации», заявил в телеэфире NBC старший советник президента Обамы Дэвид Аксельрод.

Не взирая на критику российского автопрома, многие эксперты считают, что его нельзя просто взять и похоронить. Автомобилестроение в России нуждается не только в реструктуризации, но и в дальнейшем развитии. Строительство и успешный запуск заводов про производству иностранных автомобилей на территории России дало мощный толчок к развитию предприятий, снабжающих эти автозаводы комплектующими деталями.

Кроме того, сейчас рассматривается проект строительства нескольких автозаводов на Дальнем Востоке. В Приморском крае предполагается построить завод по сборке легковых автомобилей, а в Амурской области — автобусов. Поисками дополнительных инвестиций для этих проектов занялась партия, представляющая большинство в российском парламенте — лидер «Единой России» Борис Грызлов заявил, что действующий под эгидой партии Центр социально-консервативной политики имеет филиалы во многих странах мира: «Есть азиатский филиал в Сингапуре, которому будет поручено наладить контакты с потенциальными инвесторами». Кроме того как сообщил Борис Грызлов, сейчас в Корее находится гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов, который и ведет переговоры с местными компаниями.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня